Тема 10. Психология общения.
Вариант 10.
1.Понятие, виды и функции общения.
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия.
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует указать, что такое общение, какие существуют виды общения, в чем состоят особенности делового общения. Почему общение стало объектом социально-психологического анализа только в 20 веке?
Во втором вопросе важно отметить, что общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Что понимается под восприятием в психологии. Укажите, чем обусловлены искажения и ошибочные заключения в процессе восприятия. Являются ли они неизбежными с точки зрения социальной психологии? Охарактеризуйте перцептивные барьеры делового общения: превосходства, привлекательности, отношения к нам и др. Что такое самовосприятие и обратная связь во взаимодействии партнеров в деловом общении. Охарактеризуйте роль социального стереотипа в этом процессе.
В третьем вопросе следует соотнести и охарактеризовать рассматриваемые социально-психологические феномены. Приведите конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.
Тема 11. Общение как коммуникация.
Вариант 11.
1. Вербальные средства общения. Коммуникация, и ее принципы.
2. Барьеры коммуникации. Умение слушать.
3. Приведите конкретные примеры следующих видов коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий, замещающе-искажающий.
Методические рекомендации.
В первом вопросе необходимо дать определение понятию деловая коммуникация, укажите, в чем заключается сложность процесса обмена информацией. В чем заключается культура речевого общения. Дайте характеристику такой форме общения как диалог. Назовите и охарактеризуйте виды вопросов.
Во втором вопросе следует проанализировать существующие коммуникативные барьеры. Назовите и охарактеризуйте известные вам барьеры коммуникации. Проанализируйте социально-психологическую составляющую феномена «рефлексивное слушание».
В третьем вопросе необходимо не только проиллюстрировать перечисленные барьеры в деловой коммуникации, но и дать определение понятия деловой коммуникации и затруднений в ней, обусловленных социально-психологическими причинами.
Тема 12. Невербальные средства общения.
Вариант 12.
1. Охарактеризуйте классификацию невербальных средств общения.
2. Назовите функции невербальных средств общения.
3. Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера по общению.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует охарактеризовать существующие классификации невербальных средств общения. Важно указать, что невербальное поведение непосредственно связано с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. Какие из невербальных средств общения являются наиболее значимыми.? Укажите, в чем заключается многофункциональность невербального поведения человека.
Во втором вопросе необходимо дать определение функциям невербальных средств общения. Охарактеризуйте такие невербальные средства общения как: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Возможна ли имитация значимых эмоциональных состояний с помощью невербальных средств общения.
В третьем вопросе следует назвать и проанализировать существующие стереотипы в понимании невербальных средств общения. Назовите, какие существуют искаженные, односторонние, но устойчивые представления о других людях, свойственные представителям определенной социальной группы.