Принцип «Движение - это жизнь».
00:50:04 Если подавляется желание ребенка, то искра жизни и жажда жить, сама жажда жить гаснет, потому что мы живем ради свершения, ради достижения каких-то желаний. Веды говорят, что человеческое тело предназначено для того, чтобы что-то изменить, для того, чтобы чего-то достигнуть, оно уникально. Возможность достигать и менять дается из всех бесчисленных форм жизни, дается только в человеческой форме жизни. Поэтому сама суть человеческой жизни – общение, стремление, служение, которые тоже невозможно, если люди не осознают, не понимают своих желаний. В этом случае, если желание подавлять, то эта искра и жажда жить, любить, учиться, развиваться, она естественным образом также гаснет, потому что нет мечты. Когда у ребенка нет мечты, мы говорим о горячих желаниях. Горячее желание – это означает желание, которое не считается даже с теми условиями, в которых находится. То есть, условия ничем даже не дают ни малейшего намека на возможность исполнения моего желания, но я продолжаю желать. И в этом случае, когда желания находятся в таком, очень резком, резком контрасте, оно совершенно неадекватно тем условиям. То есть, нет никаких возможностей в окружающем меня мире для исполнения этого желания. Тогда мы называем такое горячее желание мечтой. Но если у человека нету стремления к чему-то большему, к чему-то новому, к чему-то более значимому, к чему-то, чего нет вокруг даже, то все остается по-старому. Когда все остается по-старому – жизнь прекращается.
00:52:14 Ведическое понимание, жизнь – это разнообразие. То есть, когда бесконечное разнообразие, смена форм, движение вперед. Есть такое высказывание «Движение – это жизнь». Когда у нас нет целей, даже на физиологическом уровне ребенок, лишенный желаний, даже на физическом, физиологическом уровне, более склонен к болезни. Он более склонен к тому, чтобы, например, сейчас такое время – переход от зимы к весне, более склонен к тому, чтобы подвергаться риску инфекционных заболеваний, гриппу. Это связано. Так объяснено в ведических писаниях, в аюрведе, и йоге, с тем, что жизненная энергия человека, который потерял связь со своими желаниями, он начинает двигаться вниз. Начинает двигаться вниз, срабатывает механизм упадка, в какой-то степени механизм самоуничтожения. В классической литературе есть история, вспоминается с детства об одной девочке, которая очень сильно заболела, и она лежала в таком, очень тяжелом состоянии, жар тело все ее охватил. И она только, маленькая девочка, и она только говорила, что она хочет что-то большое, она хочет что-то серое. Она говорила о каком-то желании, которое никто не мог понять. В конце-концов, ее отец, он понял, в чем желание этого ребенка. Девочка хотела увидеть слона, она хотела чтобы к ней пришел слон. И когда ее папа, который горячо любил, который, не зная того, то есть история, по-моему, относящаяся к давнишним временам, век XIX возможно, отец, руководствуясь этим принципом «ты можешь хотеть больше», в данном случае не просто, чтобы избежать негативных эмоций девочки, а чтобы помочь ее выздоровлению.
00:54:21 Такова наша природа. Стоит нам нащупать самые свои горячие желания, прийти в соприкосновение с ними, приблизиться к их исполнению, или попросить о том, чтобы другие, окружающие, удовлетворили, помогли в исполнении этого желания, как мы тут же начинаем себя чувствовать лучше. И отец отправился в цирк и объяснил владельцу цирка, директору цирка, дрессировщикам ситуацию. И они согласились. И тогда большую московскую, или петербургскую квартиру, с большими створками, это возможно в хрущевской квартире, труднее удовлетворить желание ребенка такого плана. Пришло огромное существо, оно пришло вместе со всей свитой, дрессировщиками и проводниками. Отец привел его. Глаза девочки загорелись. И даже слон уселся, дрессировщик сделал так, что слон уселся и попил вместе с девочкой чаю. На следующий день она была здорова. Такова природа наших желаний.
00:55:29 Наше тело, наше сознание, не видит оснований, если мы потеряли связь со своими желаниями. Все, что нам остается, это просто обманывать себя и следовать чужим желаниям, думая, что это приведет нас к счастью, как на автопилоте. Поэтому важные навыки, уважение, открытость, искренность, доверие, сотрудничество, искусство компромисса, искусство договариваться, развивается у детей тогда, когда они могут желать больше. Искусство сотрудничества – одна из самых больших проблем. Развивается тогда, когда ребенок может желать больше.
00:56:14 Подростки, не проявляя так революционно, так, с таким протестом свою природу, если в детстве имели право желать больше. Потому что подавление желаний детей до 14ти лет, как песочные часы. Сколько песка насыпано в верхнюю часть, в верхнюю колбу, столько высыплется в нижнюю. Гранью между этими двумя колбами является возраст 12-13-14 лет. Столько, насколько были подавлены желания, не уважались. Точнее, не сами желания, а насколько ребенку было запрещено проявлять свои желания, говорить о них, дискутировать, обосновывать их, настолько ребенок не хочет сотрудничать после прохождения этой возрастной планки. То есть, после 13-14 лет. Его главная задача – хотеть наоборот. Даже если родители стремятся сделать что-то, что на самом деле было бы ему во благо, что, в общем-то, было бы естественным даже желать, ребенок отрицает даже это по одной простой причине, можно сказать, как ответную реакцию, как декомпрессию, есть такой термин. То есть, длительного воздействия давления, срабатывает обратное давление. То есть, это происходит с теми людьми, которые опускаются на большие глубины. Декомпрессия, декомпрессия желаний. Ребенок просто отрицает как благо для себя любые попытки родителей способствовать его благополучию, его успеху и так далее. Ребенок не может быть благодарен искренне за то, что хотели другие. Это очень важный фактор.
00:58:10 На протяжении всей жизни мы стараемся подавить и учить, учить своих детей тому, как правильно желать. Но на самом деле правильно желать, означает желать безо всяких ограничений. Для того, чтобы нащупать свой, истинно свои желания, свой вкус счастья. Поэтому, вспоминая эти принципы служения, связанные с воспитанием детей. Воспитание – это определенный вид служения, это определенный вид пожертвования. Вы помните, мы говорили о том, что есть служения, которые на самом деле, являются способом служения себе, но по форме, по внешней форме, похожи, как будто бы мы служим другим, и когда родители, подавляя и не давая проявить желания ребенка, дают ему свой формат желаний, что желать было хорошо. Было бы хорошо, если тебе можно желать, фактически навязывая этим самым. Другими словами, мы вынуждаем детей хотеть то, что хотим сами. То есть, мы навязываем свою систему ценностей. Когда ребенок достигает этих, исполнения этих желаний, навязанных нами, он закончил балетную школу, он научился блестяще играть на пианино, он закончил ВУЗ, или сделал кучу хорошей работы, самая большая трагедия состоит в том, что ребенок не может быть счастлив достигнутым, поскольку оно не соответствует его желаниям. И поскольку он не может быть этим счастлив, он не может это ценить. И значит, не может быть благодарен родителям за те усилия, реальные усилия, которые они приложили.
00:59:56 В этом смысле очень хорошо было бы вспомнить… Не знаю, на сколько хорошо, по крайней мере малоприятно, но нужно вспомнить принцип. Если мы что-то делаем для других, в частности для наших детей, и позже нам не нравится, мы не удовлетворены, мы испытываем гнев, досаду, скорбь, из-за того, как ребенок реагирует на то, что мы ему дали, значит, мы это делали для себя. Наше собственное неудовлетворение – реакция ребенка на полученное. Оно говорит о том, что мы это делали для себя, мы забыли спросить его, когда собирались служить, чего он именно хочет. Поэтому секрет успеха человека, когда мы хотим, чтобы наши дети выросли успешными людьми, людьми, которые сами достигают успеха, которые способствуют достижения успеха другими. Секрет успеха состоит в том, чтобы человек был способен оценить то, что он имеет, и при этом хотеть большего. Человек был бы способен ценить то, что имеет, и хотеть большего.
01:01:14 На сегодняшний день люди делятся на две такие крупные категории, крупные группы, большие группы. Первое –это те, кто хотят больше, вторая – это те, которые довольны тем, что имеют. Но, оказывается, что человек не может быть счастлив, он не задействовал две составные успеха в своей жизни. Кто-то может возразить, что, на самом деле, есть люди, которые абсолютно удовлетворены и довольны малым. Описание жизни святых, деяний святых, их система ценностей, их жизни в аскетизме, в отречении, говорила о том, что они ничего не хотели, они просто были довольны тем, что есть. Они могли жить, как мы в ведических писаниях находим свидетельства, биографии, истории жизни святых, которые из всего имущества имели одну набедренную повязку и могли спать всего два часа в сутки, и при этом принимать в качестве пищи несколько рисин, несколько штук рисин, зерен риса. И это может показаться противоречием, выглядеть противоречивым суждению, что человек тогда гармоничен и движется к успеху, когда он удовлетворен тем, что имеет, полностью способен оценить это, быть довольным этим, и при этом имеет и хочет больше. Можно сказать, что эти люди ничего не хотят, они просто удовлетворены тем, что имеют. Ответ здесь простой, то что их большие, беспредельные, высокие желания, они находятся за границей материальной сферы. Это горячее желание. Оно настолько горячо, что оно не помещается, их стремления к желаниям совершенствования, не помещаются больше в рамках материальной сферы.