Вопрос. Процесс управленческого контроля
В процессе контроля различается три этапа:
- выработка стандартов и критериев
- сопоставление стандартов и критериев с реальными результатами деятельности предприятия
- принятие необходимых корректирующих действий.
1 этап. Выработка стандартов и критериев
Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выработаны из многочисленных целей и стратегий предприятия. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенное т. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых, должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по от ношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Примеры целей, которые можно использовать в качестве стандартов контроля на предприятиях потребительской"кооперации: достичь уровня доходности розничного товарооборота и/ определенный период /год/ до 5,5%. Конкретный критерий /и данном случае 5,5% к обороту/ и определенный период времени /год/ называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей предприятия. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на вопросы ''Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?" и "Что осталось не сделанным?"
Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как объем розничного товарооборот величины прибыли. Однако некоторые важные цели и задачи кооперативных предприятий выразить в числах затруднительно Например, качество торгового обслуживания населения. Для этого используются расчетные показатели.
Невозможно выразить показатель результативности непосредственно в количественной форме, но это не должно служить оправданием того, чтобы не устанавливать контрольных стандартов. Даже субъективный показатель лучше, чем ничего. Руководитель не может эффективно осуществлять контроль без показателя результативности какого-либо типа.
2 этап. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют установленным стандартам, а также насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий, Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштабов отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.
3 этап. Действия.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
Ничего не предпринимать: основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться четкого положения, при котором процесс управления предприятием действительно заставлял бы его функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
Устранить отклонения: система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. Смысл корректировки функционирования предприятия во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения предприятия к нормальному функционированию.
Пересмотр стандартов: не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
План:
1) Влияние и методы влияния.
2) Власть и формы власти.