Тема: Генетическая и когнитивная психология
Вопросы:
1. Психологическая теория Ж. Пиаже.
2. Когнитивная психология У. Найссера.
3. Когнитивная теория личности Дж. Келли.
4. Основные положения когнитивного консультирования А. Бека.
Рекомендуемая литература:
1. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
2. История психологии. XX век. – М., 2002.
3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
4. Обухов Л.Ф. Концепция Пиаже: за и против. – М., 1981.
5. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
Литература электронной библиотеки ИХТИК
1. Аллахвердян, Мошкова, Юревич, Ярошевский. Психология науки. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_151.rar
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1082.rar
3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1996.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_3199.rar
Тема: Развитие отечественной психологии
Вопросы:
1. Психология России в XIX – начале XX вв.
2. Становление экспериментальной психологии в России.
3. Эмпирическая психология в России в начале XX века.
4. Философская психология.
5. Советская психология.
6. Психологическая теория отношений.
Рекомендуемая литература:
1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982.
3. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. – М., 1986.
4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
6. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб., 2003.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
8. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 2003.
10. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.
11. Степанов С. С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002.
12. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / Реальность и человек. М., 1997.
Литература электронной библиотеки ИХТИК
1. Аллахвердян, Мошкова, Юревич, Ярошевский. Психология науки. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_151.rar
2. Вахромов Е.Е. - Разработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века (к 90-летию Психологического института).
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_547.rar
3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1082.rar
4. История психологии труда в России.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1413.rar
5. Мясищев В.Н. Психология отношений.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_666.rar
6. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1996.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_3199.rar
Модуль 10.
Тема 16. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ(продолжение)
16.3. Российская психология в постсоветский период
Развитие науки в России в советский период находилось в жесткой зависимости от изменений в политической жизни общества. Это обстоятельство в полной мере касается психологии. Тоталитарное государство было заинтересовано в отказе от анализа психологии человека, чтобы избежать внимания к реальному состоянию дел в обществе.
Официальной идеологической базой психологии советского периода был марксизм – ленинизм. Такой подход предельно сужал философские основы психологии, вынуждал игнорировать другие философские учения, которые могли способствовать развитию психологической мысли.
Во второй половине 1980-х гг. в российской психологии проявляются новые подходы и тенденции, свидетельствующие о начале ломки привычных стереотипов и отходе от прежних позиций. Этот процесс стал, скорее, эволюционным движением и привел к изменению в содержании и структуре научного знания. Произошло освобождение от марксистской атрибутики, которая пронизывала все выходившие из печати психологические книги и статьи на протяжении пяти-шести десятков лет. Все эти дежурные клише имели значение ритуальной защиты от цензуры.
В настоящее время деидеологизация науки сняла ограничения с творческой мысли психологов. Как следствие отхода от прежних идеологических оков произошла переоценка характеристик психологических теорий и взглядов ученых, таких как С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет и др., заклейменных в прошлом печатью идеализма, к трудам которых не было возможности обратиться раньше. Реконструкция историографии российской психологии предполагает включение в сферу исследований углубленное рассмотрение и трудов Н.А. Бернштейна, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.А. Вагнера, В.В. Зеньковского, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского, В.С. Соловьева, Г.И. Челпанова и др. Встает задача возвращения в историю психологии многих несправедливо забытых имен.
Деидеологизация науки сказалась и на интеграции российской психологии в мировое сообщество психологов. После объявления российской психологии в 1923 г на I Всероссийском съезде по психоневрологии марксистской и объявления ряда отраслей психологии «лженауками», постепенно стал опускаться «железный занавес», закрывший возможности контактов российских психологов с их зарубежными коллегами и включения трудов психологов, физиологов, социологов в контекст развития мировой науки. В 1929 г. в работе Международного психологического конгресса в Нью-Хэйвене еще принимала участие немногочисленная, но представительная делегация из СССР (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, И.Н. Шпильрейн и др.). Это был последний «массовый» выезд советских психологов на международный психологический форум.
Гонениям подвергались даже попытки обратиться к иностранным источникам. Изоляционизм приобрел особо жесткие черты на рубеже 1940-1950-х гг. Только в 1954 г. появились признаки первых сдвигов, когда в Монреаль на Психологический конгресс приехала делегация из СССР. После 1966 г., когда в Москве был проведен XVIII Международный психологический конгресс, международные контакты советской психологической науки приобрели систематический характер, хотя в количественном отношении они были не велики. Кардинальный поворот, снявший идеологическое табу, касавшееся и включения отечественной психологии в общий поток мировой психологической науки, оказался возможным лишь со второй половины 1980-х гг.
Изменения, произошедшие в психологии на рубеже 1980-1990-х гг., в качестве своего прямого последствия имели обращение к социальной практике. Психология обрела социальную и педагогическую востребованность и способность предложить ориентиры для практики. За последние десятилетия резко увеличилось число учреждений, в которых представлена прикладная психологическая проблематика. Стали издаваться новые психологические журналы, в которых освещаются результаты практико-ориентированных исследований.
Тема 17. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ