Тема 3. Когнитивная психология памяти

(6 часов)

Основные положения когнитивной психологии. Модель двойственной памяти. Модель трехкомпонентной системы памяти. Рабочая память. Различение автоматических и контролируемых процессов. Стратегии мнемической деятельности. Подход уровней обработки: основные положения и примеры экспериментальных исследований. Простое и разрабатывающее повторение.

Вопросы к семинарским занятиям {60}

(см. также вопросы 13-24 коллоквиума)

1. Общая характеристика систем памяти. Проблема двойственности памяти. {10}

· Психология памяти. М., 1998/2000 С. 487–489 (Линдсей, Норман) или Линдсей П., Норман Д. Системы памяти // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 156–159.

· Клацки Р. Одна память или две? // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 166–172 или Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. С. 29–36.

2. Сенсорные регистры: основные методы и результаты исследований {12}

· Психология памяти. М., 1998/2000 С. 489–494 (Линдсей, Норман).

· Клацки Р. Слуховой регистр // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 183–190 или Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. С. 44–48, 48-52

3. Кратковременная память: основные методы и результаты исследований. {18}

· Психология памяти. М., 1998/2000 С. 494–495 (Линдсей, Норман)

· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 203–219 или Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. С. 119–122, 133–139, 141–149

4. Структура долговременной памяти. Представление о семантической и эпизодической памяти. {8)

· Психология памяти. М., 1998/2000 С. 559–560 (Солсо)

· Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 243–248 или Клацки Р. Память человека. М., 1978. С. 160-166

5. Подход уровней обработки: основные положения и примеры экспериментальных исследований {12}

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. (Солсо). С. 547–559 или Солсо Р. [Концепция уровней обработки] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 278–287.

Тема 4. Основные факты и закономерности психологии памяти

(4 часа)

Классические методы и основные результаты исследования памяти. Исследование образов памяти. Зависимость запоминания от материала. Исследование явлений интерференции и реминисценции. Примеры экспериментальных исследований сенсорных регистров, кратковременной и долговременной памяти.

Тема отчасти изучается самостоятельно. Занятие по данной теме проводится в форме коллоквиума — индивидуальных устных ответов на вопросы по списку, включающем в себя материалы темы 3.

Коллоквиум по темам 3 и 4

Коллоквиум принимается индивидуально, по частям: первая половина (вопросы 1-12) и вторая половина (вопросы 13–24). Время и место приёма, по согласованию со студентами, устанавливает лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия.

Вопросы и литература к коллоквиуму

Часть 1 {27}

1. Образы памяти и их исследование

· Вудвортс Р. [Исследование образов памяти] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 42–50

2. Метод заучивания

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 586 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 51–52.

3. Метод антиципации

· Там же. С. 587–588 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 52–53.

4. Метод парных ассоциаций

· Там же. С. 588 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 53.

5. Метод узнавания

· Там же. С. 589–590 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 53–54.

6. Метод сбережения

· Там же. С. 590–592 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 55–56.

7. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф

· Там же. С. 594–597 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 59–62.

8. Влияние осмысленности материала на запоминание

· Там же. С. 597–599 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 62–64.

9. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста

· Там же. С. 600–605 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 64–69.

10. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза.

· Там же. С. 261–263 (Эббингауз), 605–607 (Флорес) или Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 39–41 (Эббингауз), 69–70 (Флорес).

11. Явление ретроактивной интерференции и его исследование

· Там же. С. 608–610 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 72–74.

12. Явление реминисценции. Феномен Бэлларда

· Там же. С. 610–612 (Флорес) или Флорес Ц. [Методы и результаты исследования памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 75–77.

Часть 2 {80}

13. Характеристика иконической памяти*. Эксперименты Сперлинга

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 489-494 (Линдсей, Норман) или Линдсей П., Норман Д. «Непосредственный отпечаток» сенсорной информации // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 177–182.

14. Характеристика эхоической памяти*. Эффекты модальности и суффикса (т.е. приставки или добавки)

· Клацки Р. Слуховой регистр // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3: Субъект познания. М., 2007. С. 183–190.

15. Характеристика кратковременной памяти (КП)*. Эксперимент М. Питерсон и Л. Питерсона

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 494–495 (Линдсей, Норман) или Линдсей П., Норман Д. [Забывание в кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 191–192.

16. Контролируемые процессы в КП: повторение, структурирование, их функции

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 497-498 (Линдсей, Норман). 1

· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 196–202.

17. Сканирование памяти и зрительная КП. Эксперимент Стернберга

· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 212–219.

18. Эксперименты Познера по сравнению букв

· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 206–211.

19. Забывание в КП. Эксперимент Во и Нормана

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 498–502 (Линдсей, Норман). или Линдсей П., Норман Д. [Забывание в кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. 3. Книга 3. М., 2007. С. 192–195.

· Клацки Р. [Исследования кратковременной памяти] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 203–205.

20. Эксперименты на свободное припоминание. Позиционные эффекты и их объяснение

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 502–507 (Линдсей, Норман), 514–517 (Аткинсон)

· Клацки Р. Одна память или две? // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 168–169.

21. Данные, подтверждающие теорию двойственности памяти

· Клацки Р. Одна память или две? // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 166–170.

· Линдсей П., Норман Д. Случаи Г.М. и Н.А. // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 173–176.

22. Характеристика ДП*. Представление о семантической и эпизодической памяти

· Психология памяти. М., 1998 / 2000. С. 559–560 (Солсо)

· Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 246–247.

23. Структура ДП. Эксперимент Брауна и Макнилла

· Клацки Р. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 243–246, 248

24. Эксперименты Крейка и Тулвинга, Роджерса и др., Крейка и Уоткинса

· Психология памяти. М., 1998/2000. С. 552, 554–555, 556–559 или Солсо Р. [Концепция уровней обработки] // Общая психология. Тексты. Т. 3. Книга 3. М., 2007. С. 280–287.

-------------------------------

*Примечание:Характеристика видов памяти проводится по входам таблицы, заполняемой на семинарских занятиях теме 3.

Наши рекомендации