Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Преподавание дисциплины «Общий психологический практикум» создает большие возможности для реализации принципов индивидуализации обучения
Преподавание дисциплины «Общий психологический практикум» создает большие возможности для реализации принципов индивидуализации обучения, проблемности обучения, активности обучения. Этот курс играет важную роль в процессе формирования профессионального мышления психолога, профессиональных практических и исследовательских навыков. Комплексность этой задачи создает определенные требования к подбору употребляемых методик. Должна приниматься во внимание возможность применения разнообразных приемов обработки употребления различных шкал, самостоятельного применения вне аудитории; возможность постановки на материале занятий различных вопросов психологического исследования и самостоятельного поиска ответов студентами. Целесообразно использовать комбинированные формы проведения аудиторных занятий: лекции-беседы, дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, анализ конкретных студенческих исследовательских работ; сочетать групповую работу с индивидуальной.
Сложность решаемых студентами задач и объем самостоятельной работы должны постепенно увеличиваться. Отработка различных методов сбора психологической информации сначала проходит в аудитории на тренировочных испытуемых, затем в аудитории на одном или нескольких генеральных испытуемых. По материалам исследований, проводимых в аудитории, возможно обобщение данных по группе с применением средств математической статистики. После накопления опыта проведения исследований в аудитории под наблюдением преподавателя студенты получают возможность работать с одним или несколькими внеаудиторными испытуемыми. Желательно привлечение к исследованиям одних и тех же испытуемых, что позволяет проводить сопоставление всей получаемой информации и необходимое в практической психологической деятельности обобщение. Анализ полученных данных проводится самостоятельно при консультациях с преподавателем. Могут проводиться коллективные обсуждения получаемого профессионального опыта. В процессе такой работы у студентов должны сформироваться умения и навыки самостоятельного проведения психологического исследования, представления результатов в форме отчета или доклада.
Успешное освоение курса требует соблюдения нескольких условий. Каждое упражнение, каждое эмпирическое исследование предполагает соответствующую подготовку студента, а именно достаточное ознакомление с необходимыми вопросами теории, с методикой предстоящего исследования, с соответствующими приемами математической обработки, соблюдение всех требований инструкции и условий исследования, правильное заполнение протокола и сбор дополнительной информации. Особое внимание следует обратить на формулирование и аргументацию итоговых психологических выводов.
Виды учебных заданий, используемых на занятиях по курсу «Общепсихологический практикум»
1. Сравнение понятий, теоретических подходов по выделенному основанию.
2. Выделение достоинств и недостатков изучаемого явления.
3. Постановка оригинального дополнительного вопроса.
4. Изложение содержания материала в виде таблиц, схемы, плана.
5. Определение круга основных понятий темы.
6. Приведение практических примеров прикладного характера к изучаемым явлениям.
7. Поиск в классической или современной литературе примеров, подтверждающих или опровергающих теорию.
8. Конспектирование монографий, статей, раскрывающих дополнительное содержание изучаемого материала.
9. Составление дневников наблюдений.
10. Тестирование.
11. Составление экспериментального отчета.
12.Написание психологической характеристики и портрета личности.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль успеваемости и качества подготовки студентов в форме ответов на вопросы и обсуждения подготовленных докладов (рефератов) проводится на семинарских и практических занятиях для получения необходимой информации о выполнении ими графика учебного процесса, оценки качества учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения и стимулирования самостоятельной работы студентов.
Промежуточная аттестация студентов проводится в виде рейтинг – контроля.
Рейтинг-контроль осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов» ВлГУ от 27.05.2013 №75-Р
Рейтиг-контроль №1
Терминологический диктант
1. Эксперимент. По В.В. Богословскому, эксперимент – метод сбора фактов в специальных созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого психологического явления. По В.Н. Дружинину, эксперимент – это метод сбора эмпирический данный в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.
2. Анкетирование –это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.
3. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций (Шевандрин Н.И.). Тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.).
4. Метод экспертных оценок – проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
5. Метод анализа процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности.
6. Биографический метод – это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии. Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
7. Контент-анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.
8. Близнецовый метод – сравнение близнецов монозиготных (с идентичным генотипом) и дизиготных (генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер). Варианты близнецового метода: сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ пар близнецов – метод парных сравнений, метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары.
Рейтинг-контроль №2
Тест.
1. Эксперимент -
А) Организация взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменение состояний которого зависит от изменения состояний объекта.
Б) Диалог между исследователем и испытуемым, в ходе которого исследователь выявляет психологические особенности испытуемого.
В) Целенапарвленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Г) Проведение исследования в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях.
2. Планирование эксперимента –
А) выделение его этапов.
Б) контроль условий его проведения.
В) отбор методов и методик исследования.
3. Безупречный эксперимент –
А) руководящие принципы для правильного планирования реального эксперимента.
Б) эксперимент, результаты которого достоверны и надежны.
В) образец для оценки реального эксперимента.
4. Соедини термин и его значение.
1) Независимая переменная.
2) Зависимая переменная.
3) Внешняя переменная.
А) Изменение поведения испытуемого при изменении экспериментатором условий эксперимента.
Б) Условия, изменения которых влияет на связь независимой и зависимой переменной.
В) Условие, вводимое и изменяемое экспериментатором по плану.
5. Соедини термин и его значение.
1) Эксперимент на который ссылаются.
2) Экспериментальный план.
3) Доэкспериментальный план.
4) Квазиэкспериментальный план.
А) Независимая переменная – реальное событие из жизни испытуемых.
Б) Отсутствие предварительной процедуры уравнивания групп, замена контрольной группы результатами тестирования экспериментальной группы до и после воздействия.
Г) Требования к плану классического эксперимента не учитываются.
Д) Применения одной из стратегий отбора испытуемых, наличие экспериментальной и контрольной групп, сравнение результатов этих групп после воздействия.
6. Соедини термин и его значение.
1. Общая гипотеза.
2. Частная гипотеза.
3. Рабочая гипотеза.
А) Предположение о конкретной связи независимой и зависимой переменной.
Б) Общее предположение об отношении независимой и зависимой переменной.
В) Предположение об определенной связи независимой и зависимой переменной.
7. Конкурирующая гипотеза –
А) предположение о неизменности связи между независимой и зависимой переменной.
Б) предположение о противоположной связи между зависимой и независимой переменной.
В) предположение об отсутствии связи между зависимой и независимой переменной.
8. Внутреннюю валидность нарушают
А) эффект тестирования,
Б) факторы времени,
В) реакция испытуемого на экспериментальные условия.
Г) факторы задач,
Д) интерференция экспериментальных воздействий.
9. Внешнюю валидность нарушают
А) эффект последовательности,
Б) предубеждения экспериментатора,
В) фактор отбора,
Г) эффект истории,
Д) содержание экспериментального воздействия.
10. Для контроля внешних переменных применяют
А) варьирование,
Б) балансировку,
В) селекцию,
Г) элиминацию,
Д) рандомизацию.
11. Для контроля независимой переменной применяют
А) варьирование,
Б) балансировку,
В) селекцию,
Г) элиминацию,
Д) рандомизацию.
12. Рандомизация – метод составления экспериментальной выборки, при котором
А) определяют набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы.
Б) каждой личности предоставляют равный шанс для участия в эксперименте.
В) лица из каждой страты представлены в выборке поровну.
Г) в исследовании участвуют имеющиеся в наличии испытуемые.
Д) испытуемые в экспериментальной и контрольной группе имеют значимые для эксперимента характеристики.
13.Корреляционное исследование –
П) позволяет выяснить причину явления.
Б) устанавливает взаимосвязи между явлениями.
В) устанавливает взаимосвязи между явлениями и причинно-следственные связи.
14.Соедини термин и его значение.
1) Эффект плацебо. | А) Поведение испытуемых в соответствии с ожиданиями экспериментатора. |
2) Эффект фасилитации. | Б) Заинтересованность исследователя в получении определенных результатов вызывает неосознанное искажение им условий проведения исследования. |
3) Эффект Пигмалиона. | В) Влияние присутствия наблюдателя на поведение испытуемых. |
4) Эффект Хотторна. | Г) Получение необходимых результатов вследствие самовнушения испытуемых. |
Рейтинг-контроль №3
Тест.
1.Наблюдение -
А) Организация взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменение состояний которого зависит от изменения состояний объекта.
Б) Диалог между исследователем и испытуемым, в ходе которого исследователь выявляет психологические особенности испытуемого.
В) Целенапарвленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Г) Проведение исследования в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях.
2.Измерение -
А) Организация взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменение состояний которого зависит от изменения состояний объекта.
Б) Диалог между исследователем и испытуемым, в ходе которого исследователь выявляет психологические особенности испытуемого.
В) Целенапарвленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Г) Проведение исследования в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственных связях.
3.Экспериментально генетический метод позволяет
А) исследовать роль наследственности в поведении,
Б) выявить качественные особенности строения высших психических функций,
В) изучить как происходить формирование психических процессов и поведения.
4. Предмет наблюдения
А) внешние проявления психических явлений,
Б) невербальные проявления психических явлений,
В) психические явления.
5.Шкала наименования –
А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.
В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.
Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.
6.Шкала порядка –
А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.
В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.
Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.
7.Шкала интервалов –
А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.
В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.
Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.
8.Шкала отношений –
А) Получение данных о выраженности свойствобъектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Б) Определение величины различий между объектами в проявлении свойств.
В) Сравнение объектов и определение их эквивалентности.
Г) Упорядочивание объектов по некоторому признаку.
9. Тестирование –
А) психодиагностический метод.
Б) разновидность процедуры измерения.
В) стандартизированная процедура проведения исследования.
10. Конструирование тестов для измерения психологических свойств и состояний основано на шкале
А) порядка,
Б) интервалов,
В) отношений,
Г) наименований.
вопросы к зачету.
1. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике.
2. Метод тестов в психологии
3. Классификации тестов.
4. Достоинств или недостатков
5. Этапы становления метода тестирования за рубежом
6. Развитие тестирования в России.
7. Проблемы измерения в психологии.
8. Приемы измерений.
9. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.
10. Определение метода эксперимента.
11. Виды эксперимента.
12. Сравнительная характеристика методов наблюдения и эксперимента.
13. Корреляционные исследования.
14. Особенности выявления взаимосвязи между двумя переменными в психологическом исследовании.
15. Коэффициент ранговой корреляции по Ч.Спирмену. Коэффициент линейной корреляции по К.Пирсону.
16. Расчет коэффициентов корреляции на материале проведенных экспериментов. Интерпретация результатов.
17. Квазиэкспериментальные планы.