О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 3 страница

С развитием группы, естественно, возникают различ­ные групповые роли. Большинство исследователей счи­тают, что роли в разных группах, видимо, появляются на ранних стадиях развития группы и имеют сходство (Bales & Slater, 1955). Другие утверждают, что специфи­ческие роли скрыто существуют внутри группы до тех пор, пока не возникает специфическая групповая пот­ребность в их реализации на различных этапах разви­тия группы (Stock & Thelen, 1958). Богданофф и Элбом (Bogdanoff & Elbaum, 1978) сделали вывод, что пот­ребность в той или иной роли возникает в случае разре­шения конфликтов, существующих в группе. Например,

“вечно недоверчивый” может появиться, когда возникает необходимость помочь группе в самораскрытии или ока­зывается затруднительным проявление участниками тех или иных эмоций.

Для описания межличностного поведения в психокор-рекционной группе используется большой перечень сте­реотипных ролей. Многие носят яркие названия: “добро­детельный моралист”, “отвергающий помощь жалобщик”, “хранитель времени” и “страж демократии”. В круговой схеме (рис. 1) представлены роли и личностные черты, расположенные по кругу в зависимости от сходства и различий между ними.

Рис. 1. Типологическая структура ролей (вне круга) взята из литературы по групповой психотерапии. Каждой роли, отмеченной звездочкой, соответствует основной ролевой тип и потенциальный диагноз, указанные внутри круга.

Широко применяется факторный анализ для сведения большого числа ролей и видов группового поведения до нескольких основных измерений. Наиболее общими, воз­можно, являются выделенные Лири два измерения (Lea-гу, 1957), расположенные на осях “гнев — любовь” и “си­ла — слабость”. Лири основывал свои выводы на теориях Гарри Стэка Салливана, наблюдениях над психотера­певтическими дискуссионными группами, а также на сло­весных портретах и описаниях, сделанных самими участ­никами. Эти описания и наблюдения, по-видимому, отра­жали четыре вида взаимодействующего поведения, рас­положенные в двух биполярных измерениях. Одно изме­рение содержит переменную доминирования на одном по­люсе и переменную подчинения — на другом. На полю­сах другого измерения находятся крайние степени враж­дебности и любви. Лири сконструировал круговую схему для описания личностных типов вокруг этих двух осей. Не так давно Келлерман (Kellerman, 1979) выделил во­семь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей; “романтик” — “проверяющий”; “невиновный” — “козел отпущения”;

“философствующий” — “ребенок”; “пуританин” — “объединяющий”.

Важное значение для понимания ролей участников (так же как и их руководителя) имеет анализ про­цесса взаимодействия Роберта Бейлза (Bales, I960, 1970), который широко применяется и к лабораторным, и к психотерапевтическим группам (рис. 2). В работах по изучению вербальной и невербальной коммуникации в психокоррекционных группах были выделены две функ­ции поведения, необходимые для успешного существова­ния группы: функции решения задачи и функции оказа­ния поддержки. Функции задачи — это инструментальные процессы решения проблем. Они мобилизуют группу для достижения определенных целей. Поведение, определяе­мое задачей, включает выдвижение и принятие предло­жений, мнений и информации (Bales, 1970). Функции поддержки связаны с социальным и эмоциональным кли­матом коллектива. Они способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые служат облегче­нию достижения групповых целей. Поддерживающее поведение включает дружеские или недружеские дей­ствия, согласие или несогласие, драматизацию или де­монстрацию напряжения (Bales, 1970). Анализ группово­го процесса был сделан Бейлзом на основе наблюдения

Рис. 2. Анализ процесса взаимодействия.

лабораторных групп психически здоровых индивидуумов и классификации их взаимодействия, тогда как круговая схема Лири частично родилась из самоотчетов психиат­рических пациентов, взаимодействующих друг с другом.

Поведение участников, занятых решением конкретной задачи или принимающих поддерживающие роли, может либо облегчать, либо затруднять развитие группы. На-дгример, чрезмерная зависимость — это отрицательное поддерживающее поведение, дающее большую власть в руки нескольких участников и часто травмирующее дру­гих. Зависимые члены группы вместо утверждения своей позиции будут постоянно искать совета у руководителя или других участников. Чрезмерное напряжение — это отрицательное поддерживающее поведение, ведущее к трудностям общения и неуместным разговорам. В ходе групповых занятий функции задачи и поддержки пос­тоянно взаимодействуют. Функции решения задачи будут воздействовать на чувства и эмоции участников по отно­шению друг к другу; чувство ревности и потребность управлять могут стать помехой в решении простейших задач.

Эффективная группа нуждается в равновесии поло­жительного поведения, связанного с функциями задачи и

2*

поддержки. Когда группа работает над задачей, кто-нибудь из ее участников может демонстрировать под­держивающее поведение для снижения уровня напря­жения; когда группа отдыхает, кто-нибудь из участников старается ориентировать группу на решение задачи. Чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели. Обычно одни члены группы принимают на себя ро­ли, важные для выполнения задачи, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных -межличностных взаимоотношений. Как правило, социально-эмоциональ-

Таблица 2. Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки

Роли, связанные с групповой задачей Роли, связанные с групповой поддержкой
Инициирующий: Предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и реше­ния задач. Изменяет точку зре­ния на проблемы и цели группы. Поощряющий: Поощряет и поддерживает учас­тие других. Демонстрирует пони­мание чужих идей и мнений.
Разрабатывающий: Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые дру­гими участниками. Гармонизирующий: Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии у них разных точек зрения. Снижает напря­женность во время конфликтов.
Координирующий: Объединяет идеи и предложения и пытается координировать дей­ствия членов группы. Идущий на компромисс: Поступается в чем-то своим мне­нием, согласуя его с мнением других для утверждения группо­вой гармонии.
Ориентирующий: Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выяв­ляя отклонения от повестки дня. Охраняющий ч выполняющий: Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения.
Оценивающий-критикующий: Критически оценивает предложе­ния участников, сравнивая их с существующими стандартами вы­полнения задачи. Устанавливающий стандарты: Применяет в группе стандарты для оценки качества группового процесса.
Побуждающий к действию: Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию реше­ний. Пассивно следующий: Пассивно следует за группой. Вы­ступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии реше­ний.

ные лидеры предпочитаемы членами группы. В табл. 2 описаны некоторые наблюдаемые в группе роли по выпол­нению задачи и оказанию поддержки. Эти описания, взя­тые из раннего периода развития Т-групп (Benne & Sheats, 1948), могут быть полезны для определения того, какие групповые функции выполняются адекватно, а ка­кие нет.

Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм. Норма определяет, “что члены группы или другие люди должны делать, что им следовало бы делать, что будут делать в данной ситуации” (Homans, 1950, р. 123). Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санк­ции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Пример соблюдения норм в малых группах мы находим в работах К. Шерифа и М. Шерифа (Sherif& Sherif, 1964), изучавших асоциальные компании подростков на юго-западе Соединенных Штатов Амери­ки. В этих компаниях ожидается, что при соперни­честве участники не будут критиковать друг друга, хотя нарушение правил при этом вполне допустимо, но оно не­допустимо в реальной деятельности, если только нару­шитель не является предводителем компании.

Конечно, нормы есть в любой группе. Иногда между официальными нормами и нормами, принятыми в не­формальных групповых объединениях, существуют рас­хождения. Например, в группах решения проблем может иметь место явное ожидание сотрудничества и тем не менее могут наблюдаться значительные “удары в спину” и соперничество. Нормы помогают людям решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сде­лать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. В группах решения проблем участники, не действующие в соответствии с нормами, могут служить помехой к достижению цели.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает собственные эксплицитные и имплицитные нормы. Обыч­но поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости становится стандартом. Нормы поведения Должны соответствовать целям группы. Важное значение имеет установление норм терапевтической коммуника­ции в психокоррекционных группах. Для большинства психокоррекционных групп это означает, что высокие Уровни самораскрытия, выражения конфликтов и при-

вязанностей, принятия собственных чувств являются нормами. Это включает создание искренней обратной связи между членами группы. Стиль и способ предло­жения и получения обратной связи могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, чтобы предложе­ние обратной связи было позитивным и мягким, а в дру­гих — предполагают резкую конфронтацию. На протяже­нии всего времени развития группы нормы могут изме­няться. Например, высокая степень самораскрытия мо­жет быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя частью группы, но с развитием группы такое поведение принимается всеми ее членами.

Установлению норм помогающего общения часто ме­шают личные потребности и заботы. Например, само­защита участников от тревоги, смущения или возможной грубости может служить помехой групповым целям. Большинство членов группы заботится о сохранении значимости своего “Я” и принимает определенное роле­вое поведение, подстраховывающее его защиту. Стремле­ние быть принятым в качестве члена группы может влиять на готовность человека к интеллектуальному и эмоциональному риску. Облегчающие возможность решения проблем участников цели группы, если они под­держиваются и успешно выполняются, в большей мере выступают как основа для развития эффективных ком­муникативных норм.

В психокоррекционных группах ожидается, что члены группы в определенный момент будут принимать бло­кирующие роли, мешающие индивидуальному и груп­повому прогрессу. Такое поведение, выполняющее функ­ции психологической защиты личности и охраны образа собственного “Я”, предполагает отход от группы, критику других, прерывание разговоров, поиск признания и вы­движение неуместных предложений. Успешная группа учит своих членов осознавать собственное блокирующее поведение, расширять ролевой репертуар, отказываться от непродуктивной статичной роли, вызывая и поощряя более ориентированное на группу поведение. В группах, ориентированных на взаимодействие, руководитель поощряет участников использовать заботливое отноше­ние и инструментальные роли для помощи члену груп­пы, имеющему проблемы.

В группе часто возникают подгруппы, даже если ру­ководитель стремится этого избежать. Если такие под-

группы помогают достижению общегрупповых целей, они бывают полезны. Два заторможенных участника могут ободрять друг друга взаимным пониманием и, таким об­разом, первоначально избегать принятия определенного ролевого поведения, к которому они еще не готовы.

Дружеские отношения обычно возникают между участниками, разделяющими сходные ценностные ориен­тации и переживания. Члены группы, которые испытыва­ют высокую потребность в близости, подчинении или пре­восходстве и не могут исполнять желаемые роли в груп­пе, получают большую возможность в достижении успеха в подгруппе. Дружеские связи в подгруппе могут тормо­зить внутригрупповое общение из-за опасения ее участ­ников разгласить частные сведения. В группе эти парт­неры склонны соглашаться друг с другом и защищать друг друга, обмениваться понимающими взглядами. Искреннее выражение чувств подавляется, нарушаются нормы терапевтического общения, возникает сопро­тивление процессам роста и изменения. Те члены груп­пы, кто не входит в подгруппу, чувствуют себя изо­лированными, и атмосфера сплоченности оказывается разрушенной.

Подчинение нормам не является обязательным в группах, но оно связано с некоторыми другими груп­повыми переменными. Например, исследования показа­ли, что подчинение групповым нормам связано со стату­сом участника группы. Участники с низким статусом имеют склонность к низкой степени подчинения нор­мам, со средним статусом — к высокой. Участники с высоким статусом стремятся соблюдать групповые нормы при завоевании позиции лидера, а став лидерами, могут отклоняться от менее важных норм, не получая при этом отрицательной обратной связи (Crosbie, 1975). Другими словами, участники, высоко ценимые в группе, завоевы­вают определенный “идиосинкразический кредит”, позво­ляющий им действовать независимо от второстепенных групповых норм. Конечно, иногда подчинение групповым нормам — необходимое условие поддержания порядка, достижения групповых целей, эффективного взаимодей­ствия в группе. Так, некоторые группы специально разрабатывают методику, предусматривающую возна­граждение за подчинение нормам и наказание за откло­нения от них. Структура группы также влияет на соблю­дение групповых норм. Например, в относительно го­могенных группах подчинение нормам строже, чем в

гетерогенных (Crosbie, 1975).

Члены сплоченной гармоничной группы более склон-ны принимать групповые нормы и руководствоваться ими. Курт Левин (Lewin, 1947, р. 30) определил спло­ченность как “тотальное поле сил, формирующее у участ­ников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться”. Сплоченность — ключевое понятие теории групповой динамики Левина. Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над установками и действиями участников, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность их соблюдения и при­нятия групповых ценностей. В сплоченной группе соз­дается атмосфера взаимной эмоциональной притягатель­ности, возникает поддержка, формируется чувство при­надлежности к группе. Сплоченность эмоционально свя­зывает членов группы друг с другом, гарантируя боль­шую прочность и стабильность межличностных взаимо­действий и взаимоотношений в группе даже при фрустри-рующих обстоятельствах и помогая создать общую сис­тему норм, способствующую большей терпимости к раз­личным индивидуальным целям (Lakin & Costanzo, 1975).

Ряд данных социально-психологических исследова­ний применим и к характеристике сплоченности в психо-коррекционных группах. В высокосплоченных группах участники больше общаются друг с другом (Shaw, 1976), чем в менее сплоченных. Они в большей степени откры­ты для влияния друг на друга, легче переносят враж­дебность в группе, придают большую ценность групповым целям, активнее при обсуждении, менее подвержены сры­вам, если участник покидает группу, дольше остаются в группе и испытывают меньшую тревожность (Goldstein, Heller & Sechrest, 1966).

Прямых исследований результатов сплоченности в психотерапевтических группах не существует, но отчеты участников и руководителей, а также лабораторные ис­следования групп показывают, что в условиях групповой сплоченности механизм сплоченности действует как “адаптивная спираль” (Yalom, 1975). Принимая систему норм сплоченной группы, ее участники становятся более популярными, а это способствует повышению их само­оценки. Сплоченная группа поощряет своих членов ис­пользовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в "^ежличностных взаимодействиях и взаимо­

отношениях, как в группе, так и за ее пределами. Вслед­ствие взаимовлияния и давления друг на друга с целью подчинения групповым нормам члены сплоченной группы более внимательно слушают, более открыто выражают себя, глубже себя исследуют и продолжают эти дейст­вия благодаря принятию значимыми партнерами в груп­пе. Сплоченность позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно раз­решить свои внутриличностные конфликты. Чем сильнее группа привлекает участников, тем регулярнее посещают они занятия, тем больше шансов, что они останутся в группе и процесс групповой психотерапии будет бо­лее эффективен. Поскольку важнейшую черту терапии в группе составляет присутствие и влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и спло­ченности участников группы.

Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в нежелании участников критически мыс­лить и принимать конструктивные решения. В сплочен­ной, дружной группе может возникнуть климат наив­ного, сверхоптимистичного принятия решений, явление, которое Джанис (Janis, 1972) назвал “групповой мыслью”. Он считает, что “групповая мысль” способна создавать разрушительный эффект в группах решения проблем из-за склонности участников группы быстро приходить к одному решению, соглашаясь друг с другом и не считаясь с возможностью ошибки.

Несмотря на эти оговорки, сплоченность обычно же­лательна. Как она может быть усилена? Способом уси­ления привлекательности группы для потенциального участника является позитивное описание того, что можно от нее ожидать (Goldstein et al., 1966). Участникам, приходящим в терапевтическую группу со страхом или амбивалентностью чувств, может помочь подготовитель­ная беседа с руководителем, из которой они узнают, соот­ветствуют ли их мотивы и ожидания реальностям груп­пового процесса. Членам группы еще до начала группо­вых занятий дается описание того, каким должно быть поведение “хорошего” участника (Bednar, Melnick & Kaul 1974). Таким образом, устанавливаются групповые нормы и образцы поведения, которые в дальнейшем нелегко поддаются изменениям (Yalom, 1975). Предва

I

рительная работа по подбору и комплектованию группы важна еще и потому, что большинство выходов из группы происходит на первых занятиях.

Задачи, требующие взаимозависимости, сотрудниче­ства и сплочения всех участников, также способствуют преодолению конкурирующих группировок (Goldstein et al., 1966). Классическое социально-психологическое по­левое исследование К. Шерифа и М. Шерифа (Sherif & Sherif, 1953, р. 137) было построено на основе их работы воспитателями 11— 12-летних мальчиков в летнем лагере. Результатом соревновательных игр, например та­ких, как футбол и перетягивание каната, а также сло­жившихся межличностных контактов стало возникнове­ние отдельных антагонистических группировок мальчи­ков. Воспитатели-экспериментаторы, пытаясь создать ат­мосферу сотрудничества, придумали ряд происшествий в жизни лагеря. Они организовали аварию в водоснабже­нии лагеря; затеяли показ кинофильмов за большую входную плату; устроили поломку грузовика, который должен был везти ребят из похода. В каждом случае мальчикам для решения возникших проблем необходимо было действовать совместно. При поломке грузовика “ребята взяли канат, который использовался в игре, вызывавшей вражду и ссору, и все вместе тянули его, чтобы грузовик завелся”. Со временем действия экспериментаторов привели к усилению групповой спло­ченности.

Лидерство

Термины “лидер”, “руководитель” обозначают человека, руководящего группой и обладающего автори­тетом для влияния на нее (Johnson & Johnson, 1975). В частности, в терапевтических группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя вы­ше, чем других участников. В группе назначенный руково­дитель имеет большое влияние. Стиль руководства за­висит во многом от группы, но руководитель редко пол­ностью выпускает власть из рук. Несмотря на борьбу за личную ответственность и автономию каждого участ­ника, профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя является взаимодействующим, и степень оказываемого

влияния зависит от желания или способности участников принять его или следовать за ним (Newcomb, Turner & Converse, 1965).

В любой эффективно взаимодействующей группе наз­наченный руководитель — не единственный человек, осу­ществляющий руководство. Руководство могут осуществ­лять активные члены группы, влияющие на других ради целей группы или личных целей участников. Когда среди членов группы выдвигаются лидеры, некоторые участники частично отказываются от личной автономии и прерогативы принятия решений, позволяя другим при­нимать решения за себя.

Некоторые виды групп с самого начала осуществляют самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп без руководителя, основанных на прочных ритуали-зированных традициях, являются “Анонимные алкого­лики”. Многие группы встреч организовывались без при­сутствия руководителя, которого иногда заменяли запи­санные упражнения и инструкции (Berzon & Solomon, 1966).

В большинстве групп, начинающихся без назначенно­го руководителя, в ходе их развития появляются один или больше лидеров. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя руководство, решается с учетом ролевых потреб­ностей группы, индивидуальных качеств кандидата в ли­деры и восприятия другими участниками его соответ­ствия групповым ролевым требованиям. Лидеры по срав­нению с другими членами группы стремятся к проявле­нию большей активности. Первые представления о по­тенциальных лидерах и их способности вносить свой вклад в развитие группы являются важными детерми­нантами завоевания лидерства.

По-видимому, ни одна отдельно взятая личностная черта не может служить предпосылкой признания чело­века лидером, хотя специфическими лидерскими чертами являются энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе и ум. Славсон (Slavson, 1962) выделяет такие личностные качества лидера, как уравновешенность, рас­судительность, зрелость, сила “Я”, высокий порог возник­новения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, способность избегать рефлексии, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и не­определенности. По-видимому, безусловно необходимым является осознание лидером собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов и ценностей. Хэр

(Hare, 1976) полагает, что лидеры обладают тем же набором черт, что и другие члены группы, но по шкале положительных черт оцениваются выше.

На групповых лидеров может оказать воздействие предварительная подготовка в русле конкретного группо­вого подхода. Тренировочные программы преднамеренно или неосознанно формируют лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, личностные черты лидера могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.

Левин, Липпитт и Уайт (Lewin, Lippitt & White, 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демокра­тичный и попустительский стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удов­летворенностью участников групповым опытом. Автори­тарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; попус­тительствующий руководитель устраняется от руководст­ва, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства даны в табл. 3.) Иссле­дования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительст­вующий, отказывающийся от управления. Демократич­ный стиль руководства (как и авторитарный) связан с ре­шением главных задач в группе (Nixon, 1979). Стиль ру­ководства в терапевтических группах можно также рас­сматривать в диапазоне от попустительского, центриро­ванного на участнике и неструктурированного до автокра-тичного, центрированного на руководителе и жестко структурированного. Центрированная на руководителе ориентация обычно связана с более структурированным групповым подходом.

В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающих­ся личностных особенностей человека. Магрегор (McGre-gor, I960) постулировал теорию Х и теорию Y. Теория Х рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответствен­ности. Теория Y полагает, что люди творчески и от­ветственно контролируют и направляют себя в дости­жении своих целей. В жестко структурированной груп-

Таблица 3. Основные стили руководства

Авторитарный Демократичный Попустительский
Все виды поведения определяются руко­водителем. Поведение определяет­ся групповой дискус­сией при содействии руководителя. Полная свобода инди­видуальных и группо­вых решений при ми­нимальном участии руководителя.
Каждый шаг в деятель­ности группы дирек­тивно продиктован руководителем. Групповые цели наме­чаются в ходе груп­повой дискуссии. Две (или более) альтер­нативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем. Материалы для груп­повых занятий пре­доставляются руко­водителем, хотя ин­формация предлага­ется им только в от­вет на запрос.
Руководитель опреде­ляет индивидуальные задачи и партнеров для работы. Определение задачи и выбор партнеров для ее решения — дело группы. Руководитель устраня­ется от руководства.
Руководитель “субъек­тивно” хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе и ограничиваясь де­монстрированием. Руководитель “объек­тивно” хвалит и кри­тикует участников, постоянно стараясь быть участником группы. Руководитель редко комментирует дейст­вия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий.

пе, сильно центрированной на руководителе, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель на­правляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.

Основные разногласия современной групповой тера­пии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен принимать участие в группе. Бах (Bach, 1954) считает, что структурированный подход усиливает на­чальную кооперацию, понижает тревожность и сопро­тивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возмож­ность сконцентрироваться на проблемах отдельной лич­ности и целях группы. Социально-психологические ис­следования дают основание полагать, что на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована Фуппа, тем больше участников привлекает центриро­ванная на руководителе ориентация (Goldste.in et al.,

1966). (Структурированные группы с авторитарными стилями руководства будут рассмотрены в нескольких главах этой книги.)

Гибб (Gibb, 1961) утверждает, что, как только уста­новится ситуация центрированности на руководителе, он должен будет осуществлять постоянный контроль для сдерживания участников, испытывающих чувство недо­верия к группе и оказывающих ей сопротивление. Су­ществует риск, что группы такого типа будут полностью зависеть от руководителей, перелагая на них всю ответст­венность за активные действия и выполнение задач. Так, внутренние потребности каждого участника будут удов­летворены лишь в той степени, в какой руководители смогут или пожелают распространить на них свои зна­ния и умения.

Лэкин и Костанцо (Lakin & Costanzo, 1975) подчерки­вают, что руководителям важно преодолевать стремление групп к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению. Положительно оценивая личностные качества участников, руководители предо­ставляют им возможность испытать огорчения и тревоги неструктурированной ситуации и таким образом познать природу положительной структуры и потребность в ней. В случае успеха, например, в неструктурированной Т-группе возникает позитивная терапевтическая среда, отличающаяся высокой моралью и сплоченностью.

Однако отказ руководителя от управления может восприниматься группой как возможность отклониться от норм. В такой ситуации более доминантные участ­ники прибегают к тактике “сильной руки”, а более роб­кие — отдаляются, прекращают участие в работе группы. Участники испытывают тревогу и замешательство, теря­ют ориентацию, и если руководитель не сумеет помочь групповому развитию, то возникшая эмоциональная проблематика членов группы может стать причиной психологических нарушений (Bednar, Melnick & Kaul, 1974).

Наши рекомендации