Задания для углубленного изучения темы
Ключевые слова
Социальная регуляция поведения, социальный контроль.
Аттитюд, социальные установки (центральные и перефрические), ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки.
Нормы социальные и групповые, эталон, санкции, обычаи, традиции, законы, этикет, мораль, нравы, манеры, привычки, табу, суеверия.
Экспектации: эффект Пигмалиона, эффект ожиданий, ошибка ожидания, феномен бихевиорального подтверждения.
Задания к семинару
Задание 1.Анализ учебной литературы, рекомендуемой для подготовки к занятию, показывает неоднозначность представлений о соотношении аттитюдов и реального поведения человека:
1) А. Айзенк и М. Фишгбайн предположили, что недостаточно просто сопоставлять аттитюд и поведение, надо учитывать - как в аттитюде, так и в поведении - более мелкие структурные элементы: (действия, цели, контекста, времени);
2) Л. Райтсмен в теории «смывающего потока» утверждает, что воздействие аттитюда на поведение может быть «смыто» другими более значимыми факторами (борьба мотивов, отсутствие адекватных слов для выражения позиции, индивидуальные условия социализации и др.)
3) Л. Фестингер в теории когнитивного диссонанса среди мотивов уменьшения диссонанса после принятого решения выделяет способ своеобразного «оправдания», которое необходимо человеку, чтобы не испытывать разочарования. Этот способ заключается в том, чтобы приписать позитивные черты принятой альтернативе и негативные черты альтернативе отвергнутой доказывает, что формирование аттитюдапроисходит на основе совершенного выбора, т.е. поведения;
4) Д. Бема в теории по самовосприятию и самопрезентации гутверждает, что человеку свойственно в случае совершения какого-либо поступка, который может выглядеть непоследовательно, применять механизм самооправдания, т.е. постфактум заявить о логичности поступка, порожденной существующей, ранее сложившейся установкой. Поведение в данном случае ведет за собой аттитюд. Человек, познавая себя, по Бему, сначала наблюдает свое поведение и лишь, затем умозаключает относительно того, каким отношением к объекту (т.е. аттитюдом) оно обусловлено.
· Какие из этих представлений совпадают с вашими представлениями о соотношении установок и реального поведения человека? Приведите аргументы, объясняющие вашу точку зрения.
· Приведите примеры проявления установки в школьном классе: «ошибки ожидания» и «ошибки адаптации».
Задание 2. В материалах для индивидуальной работы представлен отрывок из произведения В. Крапивин «Журавленок и молнии». Ознакомьтесь с текстом и ответьте на следующие вопросы:
· Какие социальные установки встречаются в тексте (приведите конкретные примеры)? Какие функции они выполняют?
· Как связаны между собой ценностные ориентации учащихся и их профессиональная организация?
· Какова роль педагогических стереотипов в процессе обучения и воспитания? Как сформировать у учащихся готовность исполнять указания учителя?
Задание 3. Вполне естественно, что мать, растившая и воспитывающая своего ребенка, ожидает, что после окончания школы он поступит в университет. Ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать, даже если она никогда не говорила ему об этом. В материалах для индивидуальной работы предоставлен фрагмент работы Д. Майерса. Ознакомьтесь с текстом и поразмышляйте над вопросами:
· Не являются ли ожидания, прогнозирующие поведение другого человека, просто точными характеристиками личности? Существуют ли условия, при наличии которых мы вряд ли подтвердим ожидания других?
· Проанализируйте приведенные Майресом эксперименты и опишите механизм функционирования данных феноменов. На основе данных знаний разработайте «правила» для родителей и/или педагогов по выстраиванию конструктивного взаимодействия с учащимися.
Задания для углубленного изучения темы
1. Т. Шибутани - один из первых социальных психологов, который ввел тему «Социальный контроль» в курс социальной психологии. До него данная тема считалась традиционно социологической. Используя его учебник и социологические словари, подготовьте аналитическое сообщение о различии двух подходов к изучению темы.
2. Подготовьте текс сообщения об изменении степени значимости тех или иных форм социального контроля в семье и/или школе в зависимости от исторического периода и различия социально-экономических условий жизни общества.