Темы и задания для самостоятельного изучения
1. Охарактеризуйте основные методы исследования музыкального развития детей
2. Проанализируйте конспекты музыкальных занятий, выделяя виды, варианты, методы и приемы.
3. Раскройте методы исследования музыкального развития детей с сохранным развитием
4. Охарактеризуйте алгоритм планирования работы по музыкальному воспитанию в ДОУ
5. Проведите анализ программ по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
6. Изготовьте музыкально-дидактическое пособие на развитие музыкальных способностей дошкольников
7. Изготовьте атрибуты для разных видов театра.
Разработайте сценарий нестандартного детского праздника и развлечения
Тематика домашних контрольных работ
Тема 1. Сущность музыкального искусства и его роль в жизни детей.
План:
1. Задачи современного искусства.
2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Возрастные особенности музыкального развития ребенка.
4. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей.
Литература:
1.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников М.Просвещ 1994.
2.Зимина А.Н.Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М. Владос. 2000.
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение 1989.
4. Мухина В.С. Детская психология М. 1985.
5.Сохор А. Воспитательная роль музыки. Л.,1975
Тема 2. Основные направления коррекционной работы средствами музыки в ДОУ компенсирующего вида.
План:
1. Коррекционно - развивающее направление музыкального воспитания.
2. Психологическая коррекция средствами музыки(музыкотерапия)
3 .Педагогические технологии используемые в коррекционно-направленном музыкальном воспитании детей с проблемами.
Литература:
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1996.
2.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,1996.
3.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.,1989.
4.Морозова Н.Г. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. М.,1976.
5.Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.,2002.
Тема 3. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе применения музыкально-дидактических игр.
План:
1. Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка.
2. Характеристика музыкальных способностей.
3. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.
4. Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.
Литература:
1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., "Просвещ."1994.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М.,1981
3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь М.,1989.
4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.,1982.
5. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников М.,1986.
Тема 4. Педагогические условия организации воспитателем самостоятельной музыкальной деятельности детей.
План:
1.Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей.
2.Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
3.Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью.
4.Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности.
Литература:
1. Ветлугина Н.А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности. Дошкольное воспитание.1977 №1 с.35.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.,Просвещение. 1989.
3. Метлов Н.А. Музыка детям. М. Просвещение.1985.
4. Радынова О.П.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.Просвещение.1994.
5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников./ Под редакцией Ветлугиной Н.А. М.Прсвещение. 1980./
Тема 5.Образы природы в музыке.
План:
1.Разнообразие средств музыкальной выразительности в передаче образов природы в музыке.
2. Отражение образов природы в детском музыкальном фольклоре.
3. Тема природы в творчестве детских композиторов и классиков.
Литература:
1.Баренбойм, Перунова Путь к музыке Л. Советский композитор1988.
2.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.Просвещение 1994.
3.Журнал "Дошкольное воспитание" №2,6,7,8 1995.
4.Мельников М. Русский детский фольклор. М. Просвещение 1987.
5.Литвинова В.П. Русская природа (музыкальные беседы).Музыка.1974.
6.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М просвещение 1980.
Тема 6. Детские праздники, как ведущее средство развития положительных эмоций у детей дошкольного возраста.
План:
1.Значение праздников в ДОУ.
2.Условия и средства развития положительных эмоций у дошкольников.
3.Музыка на праздниках. Ее влияние на развитие положительных эмоций у детей.
Литература:
1.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.Просвещение 1989.
2.Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста М.Педагогика. 1986.
3.Зацепина М.Б. организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. М.2006.
4.Радынова О.п. Музыкальное воспитание дошкольников М.Просвещение 1994.
5.Шмаков С. Нетрадиционные праздники. М."Знание" 1997.