Он не обладает собственным светом, ибо является объектом зрящего

Подобно индриям, ум (читта) не самоозарен, не может освещать сам себя. Он - познаваемое. Познающий же, истинно зрящий, то есть пуруша, никогда не может стать объектом познания ума.

19. И невозможно [для ума] одновременное познание обоих.

Ум не может одновременно познавать себя и какую-то другую вещь.

20. [Если допустить] восприятие [ума] другим умом, то не было бы конца мыслям и о мыслях и [произошло бы] также смешение памяти.

Если один ум "освещается" другим умом, то, что будет освещать этот другой? Если - третий ум, то что будет освещать его? - и так далее до бесконечности. Возникла бы путаница в памяти, потому что в этом случае должно быть столько памятований, сколько умов. Учение санкхьи-йоги признает "осветителем" только пурушу. только он является действительно познающим.

Неизменяющееся сознание (чити) осознает относящийся к нему буддхи (свабуддхи), как бы принимая его форму (акара).

Пуруша неизменен, но кажется принявшим образ буддхи, его видоизменений. В результате буддхи кажется способным к видению, хотя в действительности не обладает природой света, сознания.

22. Ум, будучи "окрашен" зрящим и зримым - всепостигающ.

Ум (читта) подвергается воздействию зримого, то есть вещей, объектов, и одновременно связан с пурушей, поэтому он как бы всеохватывающ и ему в определенном смысле доступны все объекты.

Он (ум), хотя наполнен бесчисленными насанами, существует ради другого - вследствие комбинированной деятельности.

Комбинированное (сложное, составное) не имеет собственной цели; многообразная деятельность ума (читта) имеет целью обретение опыта и освобождение пуруши.

24. Для видящего различие [между умом и пурушей] - прекращение созерцания собственного бытия.

Характеризуется ум, стремящийся к освобождению. В сезон дождей равнина, казавшаяся бесплодной, покрывается буйной зеленью. Значит в почве находились семена растений. Точно также - когда некоторые люди слышат о пути освобождения - (мокша-марга), у них возникает необычное чувство, текут слезы и волосы встают дыбом; это говорит о том, что в прежних существованиях ими было достигнуто определенное знание, связанное с освобождением.

На определенном уровне знания - когда постигнуто различие между умом и пурушей, - вопросы о смерти, своем прошлом и будущем и т. д. прекращаются, ибо они являются лишь модификацией ума и не имеют отношения к пуруше.

25. Тогда ум "углубляется" до различения (вивека) и тяготеет к освобождению (кайвалья).

Когда прекращаются вопросы относительно собственного существования (см. выше), ум достигает более глубокой ступени знания и стремится к отрыву от преходящего, к освобождению.

26. Вследствие самскар в его "интервалах" [возникают] иные идеи-импульсы (пратьяя).

Под "его" понимается ум (читта), устремленный к освобождению. Когда различающее знание не стало еще непрерывным, в интервалах (чхидра) возникают психические импульсы, вроде следующих: "я", "мое", "знаю", "не знаю" и т.д. Их источником являются возникшие ранее самскары, находящиеся теперь в процессе уничтожения.

28. Для равнодушного даже к высшему познанию (прасамкхьяна), вследствие достижения постоянного высшего различения (вивека-кхьяти), [возникает] самадхи, [называемое] "туча дхармы".

Когда йогин становится бесстрастным даже относительно всеведения, у него возникает непрерывное различающее знание (вивека-кхьяти), вследствие уничтожения даже "семян самскар" не появляется посторонних импульсов. В этом случае достигается самадхи, называемая "туча дхармы", поскольку оно изливает добродетели, как туча - дождь.

Наши рекомендации