Является ли ум моим собственным или же мне его навязали другие?

Ум находится внутри тебя, однако в действительности это проекция общества внутри тебя. Это не изначальная данность.

Ни один ребенок не наделен умом от рождения. Он рождается, имея мозг. Мозг — это механизм; ум — это идеология. Мозг возделывается обществом, и каждое общество создает идеологию сообразно своей обусловленности. Именно по той причине в мире существует такое множество идеологий. Индуистская идеология непременно отличается от христианской а коммунистическая идеология, несомненно, отлична от буддийской.

Но индивидууму прививают заблуждение, будто эта идеология — его собственная, и он начинает поступать в соответствии с требованиями общества, следовать требованиям общества с полной уверенностью, что это его собственная затея. Это ловко отработанный механизм.

Георгий Гурджиев часто рассказывал одну историю...

Один маг, живший далеко в горах, держал стадо овец, и дабы не отягощать себя слугами и самому не разыскивать овец, всякий раз теряющихся в лесу, он загипнотизировал все стадо, внушив каждой овце свою историю. Каждой овце он дал другой ум.

Одной он сказал: «Ты — не овца, ты человек, и тебе не нужно бояться, что однажды тебя убьют, принесут в жертву, подобно другим овцам, — они ведь всего лишь овцы. Поэтому тебе нет нужды переживать о том, что тебя ждет по возвращении домой». Другой овце он сказал: «Ты — лев, а не овца», а третьей внушил, что она — тигр. И с того самого дня маг не знал хлопот: овцы стали вести себя согласно тому, что им внушили.

Теперь он мог убивать овец — каждый день он убивал по одной, чтобы прокормить себя и свою семью, и те овцы, которые пребывали в уверенности, будто они — львы, люди или тигры, просто смотрели и хихикали: «Вот что случается с овцами». Но они совершенно не испытывали страха — не то что прежде.

Если раньше он убивал одну овцу, то остальные тряслись от страха: «Завтра наступит мой черед. Сколько мне еще осталось жить?» Потому они и убегали в лес — чтобы не угодить в руки мага. Теперь же никто не убегал. Все они были тиграми, львами... всех их наделили различным сознанием.

Твой ум не является на самом деле твоим — вот что следует запомнить в первую очередь. Он — имплантат того общества в котором тебе довелось родиться. Если ты родился в христианской семье, но в скором времени попал в мусульманскую и воспитывался мусульманами, то уже будешь обладателем иного сознания; твой ум обретет совершенно иное качество — ты даже представить не можешь, насколько иное.

Бертран Рассел, один из гениальнейших людей нашей эпохи задался целью избавиться от христианского сознания, — но не потому, что был христианином, а потому, что христианство навязали ему другие. Он стремился к собственному незамутненному взгляду на вещи. Он не хотел воспринимать мир сквозь чужие очки; он хотел войти в прямой и непосредственный контакт с реальностью. Он хотел жить собственным умом.

Поэтому дело было вовсе не в противлении христианскому сознанию; будь он индуистом, или мусульманином, или даже коммунистом — он поступил бы точно так же.

Все дело только в том, является ли ум твоим собственным или же он навязан другими, ведь тебе насаждают ум, который служит не твоим целям, а только их.

Твои родители, учителя, священники, образовательная система готовят тебя к тому, чтобы ты обладал определенным типом ума, и именно этим умом ты проживаешь всю свою жизнь. Это заимствованная жизнь. Вот потому в мире так много страданий: никто не живет своей жизнью, никто не живет настоящим собой, все попросту следуют внедренным в них программам.

Бертран Рассел приложил немало усилий и даже написал книгу под названием «Почему я не христианин». Тем не менее в письме другу он говорит: «Хотя я и написал книгу, хотя я и не считаю себя христианином, хотя я и отрекся от этого сознания, все равно, глубоко внутри... Однажды я задался вопросом, кто является величайшим человеком в истории. Разумом я понимал, что это —Гаутама Будда, но я не смог поставить Гаутаму Будду над Иисусом Христом.

В тот день я почувствовал, что все мои попытки оказались тщетными. Я по-прежнему остаюсь христианином. Ум подсказыает мне что Иисус Христос не выдерживает никакого сравнения с Гаутамой Буддой, — но это только рационально. Эмоционально, в глубине души, я не могу возвысить Гаутаму Будду над Иисусом Христом. Иисус Христос остается частью моего подсознания, продолжая определять мое отношение, мои мнения, мои поступки. Мир думает, что я больше не христианин, но я-то знаю... Оказывается, от этого сознания невероятно трудно избавиться! Настолько ловко и искусно оно культивировано в нас».

Это действительно долгий процесс, Ты никогда не задумывался над этим. Человек живет по меньшей мере семьдесят пять лет, и в течение двадцати пяти лет он привязан к школам, колледжам, университетам; треть жизни уходит на культивирование определенного типа ума. Бертран Рассел потерпел неудачу, потому что не обладал знанием того, как избавиться от него. Он боролся, но блуждал впотьмах.

Существуют абсолютно верные медитативные техники, помогающие отстранить ум, после чего становится легко его отбросить. Но, не отстранив прежде ум, отбросить его невозможно: кто кого собирается бросать?

Бертран Рассел сражался одной половиной своего ума против другой, обеими христианскими, — а это невозможно.

Но общество хочет, чтобы ты был просто ксерокопией — ни в коем случае не оригиналом.

Для того чтобы заложить в тебя определенный тип сознания, используется стратегия: многократно повторять одно и то же. Даже если ложь многократно повторять, она воспримется как истина; ты просто забудешь, что изначально она была ложью.

Адольф Гитлер посеял в умах немцев ложь о том, будто бы всеми несчастьями их страна обязана евреям. Теперь это кажется таким вздором как если бы кто-то сказал, что все беды и несчастья в стране происходят по вине велосипедов, поэтому если мы уничтожим все велосипеды, то с ними уйдут и несчастья.

По правде говоря, евреи составляли костяк Германии, это они сделали страну процветающей. У них не было своей нации поэтому любая нация, среди которой они обитали, становилась их собственной. Их ум не знал альтернативы, они не были способны на предательство, потому евреи делали все, что делал бы для роста благосостояния Германии настоящий немец.

Но Адольф Гитлер написал в автобиографии: «Не важно, что ты говоришь, — такой вещи, как истина, не существует. Истина — это ложь, повторяемая так часто, что в конце концов забываешь, что это ложь». Поэтому, следуя ею логике, единственным отличием между истиной и ложью будет тот факт, что ложь свежа, а истина — стара; иного отличия нет. А он, похоже, кое-что в этом смыслил.

Взять, к примеру, христианство, индуизм и ислам — эти три религии твердят своим детям, что Бог существует. Джайнизм, буддизм и даосизм, три другие религии, говорят, что Бога нет. Первая группа из трех религий обладает определенным сознанием. Вся жизнь их последователей наполнена представлением о том, что существует Бог, ад, рай, молитва. Вторая группа не знает молитвы, ведь молиться некому — никакого Бога нет. Потому сам вопрос молитвы отпадает.

Далее, полмира составляют коммунисты. Они не верят даже в существование человеческой души и каждому ребенку с пеленок внушают, что человек — часть материи, умирая, он просто исчезает, после него не остается ничего, души нет, а сознание — всего лишь вторичный продукт. Таким образом, половина населения планеты повторяет это как истину.

Адольфа Гитлера нельзя обвинить в том, что его идеи полностью абсурдны. Есть доля правды в том, что, если настойчиво повторять что-либо, люди мало-помалу станут этому верить. А повторяемое на протяжении веков становится наследием.

Твой ум в действительности не является твоим.

И он отнюдь не молод, его возраст исчисляется столетиями — три тысячи лет, пять тысяч лет. Потому-то любое общество и боится тех, кто сеет сомнения относительно ума.

В этом состоит мое преступление: я сею в тебе сомнения относительно твоего ума. Но я хочу, чтобы ты понял: это не твой ум, и твои поиски должны быть нацелены на обретение своего ума. Находиться под чьим-то влиянием означает психологически оставаться рабом. А жизнь дается не для рабства. Она дарована тебе, чтобы ты познал вкус свободы.

Существует нечто подобное истине, однако с твоим умом тебе ни за что не познать ее — этот ум напичкан ложью, повторяемой из века в век. Ты сможешь обрести истину лишь тогда, когда полностью отстранишь ум и посмотришь на реальность свежим взглядом, подобно новорожденному; тогда весь твой опыт обернется истиной. И если тебе удастся всегда быть настороже и не позволить никому вмешиваться в процесс твоего внутреннего роста, то наступит момент полной сонастроенности с бытием, полного слияния с бытием...

Этот опыт — единственно религиозный. Он не иудейский, не христианский, не индуистский. Разве может опыт быть иудейским, христианским или мусульманским? Разве ты не видишь смехотворности этого? Ты что-то ешь и говоришь, что это вкусно, но разве этот вкус христианский, индуистский или буддийский? Ты пробуешь что-то на вкус и говоришь, что вкус — сладкий, но разве он коммунистический? Материалистический? Спиритуалистический? Подобные вопросы — сплошь вздор. Вкус просто сладкий, просто приятный.

Когда ты непосредственно ощущаешь бытие — без всяких посредников, без навязанных кем-то представлений, — ты ощущаешь вкус чего-то, что трансформирует тебя, что дает тебе просветление, пробуждение, возносит тебя к высочайшему пику осознания.

Не существует большей реализованности. Не существует большего удовольствия. Не существует более глубокой релаксации. Ты пришел домой. Жизнь становится радостью, песней, танцем, праздником.

«Beyond Psychology», глава 39

Глава 5

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

Наши рекомендации