Самосознание как результат
Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Я-концепция - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести.
Образ Я - это представление индивида о самом себе
Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции.
Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.
Я-концепция и проблема формирования половой идентичности
Я-концепция представляет собой сложную систему.
* Я-концепция выполняет определенные функции:
* обеспечивает внутреннюю согласованность (конгруэнтность по Роджерсу) личности.
* осуществляет интерпретацию опыта по типу атрибутивной проекции.
* Я-концепция изменяется под влиянием различных обстоятельств в процессе личностного развития человека.
* Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе.
* Половая идентичность обусловлена биологически.
* Биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:
* хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;
* гонадный пол - формирование мужских или женских половых желез;
* гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий - половых органов;
* морфологический пол - строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;
* пубертатный пол - связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.
Гендерная идентичность
Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, т.е. способностью сочетать в своем поведении несколько стратегий. Мужская выборка обладает специализированным поведением, которое можно назвать менее пластичным и гибким. Различия в признаках мужчин и женщин называются половым диморфизмом. Мужчины и женщины различаются по предпочитаемым ими защитным механизмам, мужчины склонны к проекции, а женщины - к отрицанию.
В последнее время в научной литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости различать половые и гендерные особенности, половую и гендерную идентичность. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и фемининности.
Маскулинность проявляется в ориентации личности на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия, фемининность опосредствует контакты с другими людьми, построенными на эмоциональной близости и привязанности.
* Два показателя - маскулинность и фемининность образуют четыре типа гендерной идентичности:
* маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным - ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);
* фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);
* андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);
* недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).
10.4. Социальные представления: проблемы и перспективы
Теория социальных представлений разработана С. Московичи. Он считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями.
Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.
Сознание определяется К.А. Абульхановой-Славской как жизненная способность личности, а мышление личности - как способность, а иногда и неспособность адаптации человека к новым условиям. В отличие от общей психологии данный подход изучает не просто мышление как таковое, а мышление личности, точнее мыслящую личность.
Проблематизация, по С.Л.Рубинштейну - основная процедура мышления и познания. Это - способность к теоретическому структурированию действительности и ее соотношения с субъектом; превращение некоторой неоформленной действительности в предмет мысли. Проблематизация определяется способностью изменить отношение к действительности, умением преодолевать стереотипы способа мысли и способа жизни.
Интерпретация - процедура, относящая нечто к субъекту переживания, понимания. Это - процесс выработки субъектом отношения: к объекту, к действительности, к событию, - и формирования собственного мнения, взгляда на вещи.
Репрезентация - социальные представления о разных сферах действительности - правовой, политической, а также о себе (своем Я, ответственности, интеллекте и др.).
Одним из важных этапов исследования социальных представлений является определение их содержания, выявление составляющих семантического пространства. Подобный подход состоит в нахождении смысла конкретных сочетаний различных понятий, которые и составляют содержание социальных представлений. Помимо семантического содержания социальных представлений, определяются: 1) общие ценности и верования, 2) представления о взаимосвязи различных социальных категорий, 3) связь представления и конкретных социальных позиций респондентов (В. Дуаз).
Категоризация - процедура, позволяющая осуществлять познавательное отношение к объективной действительности в целях соотношения себя с другими людьми и формирования своей идентичности.