Способность видеть, слышать, чувствовать.
В возрасте семи месяцев ребенка особенно привлекали игрушки излоскутков или у которых есть ручки, шнурки и другие выступающие части, закоторые он мог ухватиться. Хотя этот интерес сохраняется и в восемь месяцев,однако теперь ребенка просто завораживают игрушки, которые разбираются иликаким-либо образом вставляются одна в другую. Малыш только начинаетпонимать, что такое емкость, и приходит в восторг, каждый день открывая длясебя что-то новое -- горшочки с землей, собачьи миски с водой, рот, вкотором видны зубы, коробки с тряпками и сумочки со всевозможнымивосхитительными предметами. Теперь самым приятным занятием для малышастановится опустошение баночек и коробочек, а через месяц у него разовьетсяновый интерес -- заполнять их чем-либо. Опустошая баночки, сумочки и коробочки и изучая их содержимое, ребенокпродолжает исследовать разные свойства предметов. Одна из основных идей,которую усваивает ребенок, заключается в том, что предметы продолжаютсуществовать, даже если их и не видно. Скорее своими действиями, чем словамималыш все время спрашивает: "Когда я залезу рукой в ведерко, будут ли тамключи, которые только что упали в него?" Если на глазах у восьмимесячногоребенка что-нибудь спрятать, он уже может разгадать тайну пропавшегопредмета. Накрытого просты- ней плюшевого мишку можно обнаружить, стянув с него простыню, амаленькую игрушку, исчезнувшую в кармане папиной рубашки, легко достатьрукой. Каждый из таких опытов дает ребенку понятие о постоянствесуществования предметов. Однако лучше всего дети узнают об этом свойстве, наблюдая, как уходят ивозвращаются родители. В силу особой привязанности ребенка к родителям, ончутко реагирует на любые признаки, свидетельствующие об их дальнейшихдействиях. Например, ребенок знает, что если мама уже в шляпке, а папанадевает собаке поводок, то они сейчас уйдут. Находясь дома, малыш тратит много усилий, постоянно наблюдая зародителями. Он все время стремится держать их в поле зрения, но это невсегда ему удается. Взрослые входят и выходят из комнаты, чтобы выключитьстиральную машину, поговорить по телефону или сделать другие домашние дела. Поначалу восьмимесячный ребенок беспокоится и кричит, видя, что рядомнет мамы. Однако постепенно он начинает понимать, что родители дома, если донего доносятся их голоса. Ребенок, научившийся ползать, осмеливаетсясамостоятельно отправиться в соседнюю комнату, а затем вернуться, проверив,тут ли мама и папа. Обнаружив в себе способность передвигаться, он всеотчетливее осознает, что люди и предметы продолжают существовать, даже еслиих и не видно. Ребенок по-прежнему с восторгом играет в "прятки", отыскиваяисчезнувшие предметы. Мама прячет голову под простыней, и малыш, стаскиваяпростыню с маминой головы, радостно смеется, как бы говоря: "Посмотрите, чтоя сделал. Я заставил мою пропавшую маму вернуться обратно". Активно исследуя окружающий мир, ребенок все время сталкивается сновыми проблемами. Он пытается потрогать звук в заводной музыкальнойшкатулке. Он удивляется тому, что через стекло аквариума нельзя достатьзолотую рыбку. Ему интересно, что произойдет, если потянуть за шнурок, ккоторому привязана игрушка, дернуть за волосы старшую сестру или стащитьскатерть со стола. Лепет восьмимесячного ребенка включает в себя почти все звуки родногоязыка. Любимой игрой для него может стать разговор по телефону. Некоторыедети предпочитают настоящий телефон, а другие пугаются, услышав в трубкеголос, который всегда доносился из папиного рта. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетомон может прекрасно выражать желания и намерения. Веселое "па-па-па" -- этоскорее всего приглашение поиграть, жалобное "ма-ма-ма" может означатьпросьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных,выражает требование не оставлять его одного. В этом возрасте ребенок чуткореагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью ихзначения, он хорошо чувствует ваше настроение: довольны вы или встревожены,сердитесь или спокойны. Ребенку все еще нравится играть, передавая взрослому игрушку и тут жеполучая ее обратно. Однако теперь условия игры меняются. Малышу хочетсяиграть с мячиком по своим правилам. Он возвращает вам мяч, который выбросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Существуетдругой вариант подобной игры: сидя на высоком детском стульчике, ребеноккидает вниз игрушки и с интересом наблюдает за тем, как мама подбирает их;мама, конечно, устает при этом гораздо раньше ребенка. Восьмимесячный ребенок с удовольствием подражает действиям взрослых.Копируя маму, он будет заставлять пищать куклу, бить по кастрюльке, пить изчашки или надевать на голову шляпу. Интересно, что теперь малыш повторяетдвижения взрослых, иногда даже не видя всех деталей их действий. Это можнообъяснить тем, что зрительная память ребенка с каждым днем становится вселучше, и, кроме того, он уже понял, что предметы остаются на своих местах,даже если они не в поле зрения.
Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочетсяисследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (ибезопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный"кабинет" с разными баночками, кастрюльками и ложками. А "личный" ящик вшкафчике ванной займет внимание "владельца", когда взрослым нужно на минутувыйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги илиигрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшиекорзинки с игрушками, таким образом , малыш сможет везде найти что-то новоеи увлекательное для своих игр. Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомымифразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете сним, старайтесь все время комментировать происходящее.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
У вашего малыша должна быть своя "библиотечка". Удивительно, но ввосемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятсятакие книжки, как "Погладь кролика" или "Телефон", но хорошо, если в детской"библиотеке" будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображенвсего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малышановым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными"героями", и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему большенравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротенькимстишком.Время игр
Новые открытия Гости! Гости! Гости! Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Естьмалыши, которым хочется пообщаться, "поговорить" и со взрослыми и с детьми.Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочьтакому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей. Игры с телефоном Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему игрушечныйаппарат, а лучше.настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствиемподержит трубку и "поговорит" в нее. Внимание к разным звукам Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник:телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лайсобаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а этоочень важно для развития речи. Звуки, которые малыш слышит во время прогулки Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летнейколяске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающегосамолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этимвстречам. Покажите малышу "объект" и назовите его. "Это самолет. Самолет.Ну-ка, посмотри, где самолет?" Ребенок научится смотреть, куда выпоказываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этимивосхитительными предметами, умеющими летать и бегать. Поиграйте со шляпой Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее.Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйтетаким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой.Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало -- собственное отражениевызовет у него восторг. Разные "языки" У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте емурассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, ипродемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Гдеу нас собачка?" Форма для пирога с овсяной крупой В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на травемалышу. Ему понравится разме- шивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики. Как улучшить координацию движений Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку: На лужайке прыгал зайка. Вместе с ним барсук играл. Тигр, нежась на лужайке, Никого не обижал. Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка изстороны в сторону, вверх-вниз. Прогулка "тележкой" Когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки иприподнимите на 5 -- 10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенокпопробует пройти немножко на руках. Игра "в прятки" Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь застулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малышсам попробует спрятаться, а вы его ищите. Как пробраться над, под и через Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает,что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Емухочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можнодотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает оразмерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашегомалыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебратьсячерез гору подушек. Качающийся ребенок Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, ипусть он покатается "верхом" вверх-вниз. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинаетконтролировать свои движения. Заберись и достань игрушку Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их длятого, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницыили на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить ихзабираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малышбудет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенокдолжен быть под постоянным наблюдением взрослых. Решение проблем "Делай, как я" Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте владоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш повторяетваши движения. Ложка -- инструмент Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можноподвергнуть "битию": плоскую формочку для пирога, сложенную бумажнуюсалфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности.Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и вощущениях в зависимости от объекта. Разрушаем "башню" Постройте "башню" из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее."Башня" рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: "Ох, всеобвалилось!" Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что онтакой сильный и может производить такой замечательный эффект. Чашка вверх дном Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взятьее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, унего есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы. Положите игрушку на салфетку Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним насалфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до неедотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него вруках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенокусвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушкуслегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он ещене совсем понимает, что к чему. Игрушка под одеялом На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пустьмалыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинаетпонимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются насвоем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, чтовызовет неописуемый восторг. Кастрюльки и сковородки Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чемлюбые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки исковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пустьпопробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему дверазные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какаякрышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка,спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открываякрышки, ищет свой "сюрприз". Если вы ничего не имеете против небольшогошума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку. Сделайте коробку для игрушек Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картоннуюкоробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. Встенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. Вкоробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постараетсядостать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобывытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу. Игрушки в вазе Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие вдетские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать внее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, играстановится еще увлекательнее. Формочка для кексов Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые сможетполучить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углублениеположите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет ихобратно. Прозрачные и непрозрачные барьеры Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте ещеодин вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером.Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушкупрямо, сквозь барьер, или обойдет преграду? Как высыпать кукурузные хлопья Положите в пластмассовую бутылку немного кукурузных хлопьев.Понаблюдайте, сможет ли малыш перевернуть бутылку и поесть вкусненького. Как найти картинку Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку ввертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение.Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку. Игра с пасхальными яйцами Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигаяяйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.Повседневные
Дела
Время кормления Для малыша, у которого растут зубки Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуютспециальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет судовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки.Некоторым детям нравятся замороженные бананы. Покатать машинку можно и в ресторане Если вам пришлось взять малыша в ресторан, усадите его там на высокийдетский стульчик со столиком и покажите, как можно поиграть с машинкой ипокатать ее туда-сюда по поверхности детского столика. Время купания и обтирания Пойте песенку во время купания Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте емукакую-нибудь простенькую песенку. Положите в ванночку лодочку Превратите коробочку из-под масла в банную игрушку -- коробочка станетлодочкой, и, положив в нее маленький резиновый мячик, опустите в воду.Сначала малыш будет с удовольствием разглядывать мячик "в лодочке", а потомпостарается его схватить. Охота за своим пальчиком Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будетувлеченно возиться, стараясь снять ленточку. Самообслуживание Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делатьпопытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки. Время отдыха "Осязательные" картинки Сделайте "осязательные" картинки из различных материалов и тканей.Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика -- все это интереснопотрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном "почитает" свою осязательную"книжку". Части тела Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разнымичастями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками илиживотиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можнопоиграть в новую игру типа "пряток". Когда малыш поднимает ту или другуюзанавесочку, называйте открывшуюся "часть тела". Со временем ребенок начнетсам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно.* Девять месяцев *
Мир ребенка
В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальныеособенности его развития как в активности его движений, так и в том, что онумеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой .именно момент долженнаступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря одевятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, нодалеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность вразвитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научитсястоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулакпонравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать иххарактерным движением большого и указательного пальца. Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметитьлюбопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь тоигра или путешествия по дому -- малыш становится более умелым и энергичным.Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события идовольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложитьему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете емупод свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, иигрушка выпадет.Двигательные навыки