Восстановите стихотворные строки, определите автора.
Дайте определение литературоведческому термину.
1) Роман в стихах
………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………
2) Сюжет ……………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
3) Композиция………………………………………………………………………
3. Определите жанр произведения:
1) «Мертвые души» ……………………………………………………
2) «Евгений Онегин»………………………………………………………….
3) «Герой нашего времени»…………………………………………………..
4. Определите, к какому литературному направлению относятся следующие произведения:
1) «Мертвые души» …………………………………………………
2) «Евгений Онегин»………………………………………………………….
3) «Герой нашего времени»…………………………………………………..
5. Укажите хронологический и сюжетный порядок глав в романе «Герой нашего времени» и ответьте на вопрос:
Хронология:................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Сюжет:........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Почему М. Ю. Лермонтов располагает главы в своём произведении, нарушая хронологический порядок?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Восстановите стихотворные строки, определите автора.
1) Любить…но кого же?...на время –……………………………………………
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – ………………………………………………………..
И радость, …………………………………………………………………
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
……………………………………………………………………………..
И жизнь,…………………………………………………………………………
………………………………………………………… Автор:
2) Я к вам пишу – …………………………………………
…………………………………………………………….
Теперь, я знаю, в вашей воле
……………………………………………………………..
Но вы, ……………………………………………………..
………………………………………………………………
Вы ………………………………………………………….
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: ………………………………………………….
Вы не узнали б никогда,
………………………………………………………………..
Хоть редко, …………………………………………………..
В деревне нашей видеть вас.Автор: ……………………………………………..
3) Убит!... к чему теперь рыданья,
………………………………………………..
И жалкий лепет оправданья?
………………………………………………….
Не вы ль сперва……………………………………..
Его ……………………………………………………..
………………………………………………………….
………………………………………………….. пожар?Автор: ……………………………………………..
7. Назовите основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Определите героя по литературному портрету:
1) «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…Его цель – сделаться героем романа».
2) «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…Его походка была небрежна и ленива…С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трёх лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское….Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные – признак породы в человеке…»
3) «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
4) «…очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своею выразительностию».
5) «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно…(Он) был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность… »
6) «У неё такие бархатные глаза – именно бархатные…нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…»
7) «Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные…»
8) «С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч».
9) «Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
9. Дайте ответы на следующие вопросы:
1)Кто первый в мировой литературе создал реалистический роман в стихах?
.................................................................................................................
2) Кто первый в русской литературе создал психологический роман?
………………………………………………………………………………………
10. Дайте развернутый ответ на один из вопросов:
1) Сравните дружбу и финал этой дружбы Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого.
2) Что значит любовь в жизни Онегина и Печорина?
3) Почему Татьяна Ларина является нравственным эталоном, а Вера – нет?
4) Для чего М. Ю. Лермонтов создал Печорина и назвал его героем своего времени?
Оценки: 55,5 – 53 баллов – «5», 52 – 40 баллов – «4», 39 – 28 баллов – «3», 27 баллов и менее – «2».
Результаты:1 задание – 4 балла (по одному за каждый термин)2 задание – 6 баллов (по два за определение)3 задание – 3 балла (по одному за каждое произведение)4 задание – 3 балла (по одному за каждое произведение)5 задание – 8 баллов (3+3+2 за правильно построенный ответ)6 задание – 7,5 баллов (по 2 за стихотворение и по 0,5 за автора)7 задание – 4 балла8 задание – 10 баллов (по одному за героя)
9 задание – 5 баллов (по 1 за первые 3, 2 за последний) 10 задание – 5 баллов