Перцептивная сторона общения. Этика – это наука о морали, о формах регулирования межличностных отношений, о всеобщих нормах поведения
Мораль и её сущность
Этика – это наука о морали, о формах регулирования межличностных отношений, о всеобщих нормах поведения.
Мораль – это исторически сложившейся социальный институт регулирования межличностных отношений.
Мораль – это форма общественного сознания, в котором отражаются представления о должном поведении добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, достоинства, совесть.
Мораль, возникла 50тыс лет назад.
Обычаи и традиции в значительной степени формировались, как социальные привычки – это способы сохранения опыта человека, которые складываются в общественной практике.
Мораль и право. Право возникает вместе с государством. Санкции правовые носят директивный характер. Сила социальной привычки и общественное мнение у морали.
В отличие от права мораль не связано с деятельностью государства. Мораль носит универсально-всеобщий характер, потому что нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая не подвергалась человеческой деятельности.
1. Мораль как форма общественного сознания
2. Мораль как форма индивидуального сознания
3. Мораль как форма социальной практики
Добро и зло – это равносильная оценка происходящих событий.
Наиболее общая отрицательная оценка социально-неодобряемого поведения.
Справедливость – это соответствие внутренней оценки происходящего его внешней исходящей от общества оценки.
Честь – внутреннее ощущение собственной самодостаточности и стремление соответствовать внутренней самооценке себя.
Достоинство – умение в любой ситуации сохранять определённые нормы и стандарты поведения.
Долг – это обязанность перед обществом.
Ответственность – умение выполнять свой долг.
Совесть – это внутренняя самооценка поведения.
Нормы морали носят абстрактный всеобщий характер, в нём вложен опыт всего человечества.
Индивидуальное моральное сознание – это сознание каждого отдельного человека – это самая главная проблема этики и морали.
Моральная практика основывается на уровнях нравственного пведения, способов взаимодействия с людьми.
Колхберг выявил несколько уровней нравственного поведения людей (лестница).
1. Ориентация на избежание наказания
2. Ориентация на похвалу
3. Ориентация на выгоду
4. Ориентация на закон
5. Ориентация на общественное благо
6. Ориентация на моральный закон
Предмет этики делового общения
Этика делового общения – прикладная часть общей этики. Она изучает особенности межличностных отношений, нормы и принципы общения в деловой сфере.
Этика делового общения рассматривает нормы и принципы:
1) Направленности на почти утилитарные потребности
2) Регламентированности деловых отношений:
- правом
- пунктуальность
- конфиденциальность
- тактичность
- дресс-код
3) Нормами
- соблюдения справедливости
- уважением человеческих достоиств
- соблюдение долга
- ответственность
- честность
Психотип – совокупность психологических особенностей.
4 типа темперамента:
1) Холерик
2) Сангвиник
3) Флегматик
4) Меланхолик
Акцентуация характера – совокупность устойчивых черт поведения.
Коммуникационная сторона общения
Деловое общение – сложный прцесс, в котором, во-первых, происходит обмен знаниями; во-вторых, восприятие, оценка, понимание, в третьих, взаимодействие.
Барьеры общения:
1) Лингвистические факторы
2) Общие закономерности общения
3) Неоднозначность восприятия информации
4) Психологические
5) Социо-культурные
6) Проекция и отрицание
Вербальная коммуникация – устная и письменная речь.
Формы:
1) Монолог (речь-презентация, выступление, лекция)
2) Диалог
Невербальное общение – общение жестов (мимика и жестикуляция)
Формы:
1) Кинесика – зрительное восприятие
2) Паралингвистика - интонация
3) Проксемика.
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона – восприятие, оценка и понимание партнера по общению.
Восприятие партнера включает в себя множество эффектов и барьеры:
1. Стереотипизация – поведение воспринимаемой личности под определенные стереотипы на основе сведений внешнего мира.
Стереотипы – схематичное упрощенное представления о ситуации или человеке. Они очень устойчивы, передаются из поколения в поколение. Они либо упрощают восприятие реальности, либо искажают реальность.
2. Эффект первого впечатления. Обычно складывается эффект ореола – оценка партнера по по определенным признакам внешнего облика и поведения. Он может быть положительным, тогда возникает чувство превосходства над вами, а может быть и наоборот.
Закономерности эффекта ореола:
а) Восприятие знаковых, т.е. символизирующих статус и особенности внешнего мира.
б) Отношение партнера к нам
в) Внешняя привлекательность, комплименты самому лицу, его окружению.
Нейролингвистическое программирование – это направление в психологическом анализе, которое разработало технологию понимания и влияния партнера.
1. У каждого человека формируется уникальная картина мира
2. Индивидуальная картина мира также отличается и от самой реальности
3. Все люди могут быть сгруппированы в 4 класса, в зависимости от ведущей системы репрезентации:
а) Визуалы (зрение)
б) Кинестетика (ощущения)
в) Аудиалы (слух)
г) Дискреты (разум)