XIV. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Определите возраст ребенка, когда впервые были замечены признаки СДВГ. Если симптом отмечается с раннего детства, при заполнении настоящей шкалы используйте наиболее интенсивный по силе эпизод, имевший место в течение прошлого года. Симптом кодируется как отсутствующий в прошлом (в графе «Симптом отсутствует»), если предшествующий эпизод данной симптоматологии имел место 6 или более месяцев назад и с тех пор ребенок не имел проблем, связанных с ДВГ.
Провоцирующие вопросы: В течение какого времени _______ является проблемой? С детского сада? С первого класса? Началась ли эта проблема еще раньше?
237
Род. | Реб. | Шк. | ||
1. Трудности при необходимости сосредоточить внимание на учебных или каждодневных задачах или игровой деятельности | ТЭ | |||
Было ли тебе когда-нибудь трудно сосредоточивать внимание в школе? Влияло ли это на твою успеваемость? Были ли у тебя из-за этого неприятности? Когда ты делал(а) домашние задания, отвлекался(лась) ли ты в своих мыслях? Отвлекался(лась) ли ты, когда играл(а)? Забывал(а) ли ты когда-нибудь сделать ход в свою очередь? Примечание. Баллы выставляются на основе данных, полученных от информанта или в результате наблюдения. | Сведения отсутствуют. | |||
Симптом отсутствует. | ||||
Подпороговая ситуация: временами испытывает трудности при необходимости сосредоточить внимание на заданиях или игровой деятельности. Проблема оказывает лишь минимальное влияние на функционирование. | ||||
Порог: ребенок часто испытывает трудности при необходимости сосредоточить внимание. Влияние, оказываемое проблемой на функционирование ребенка, колеблется от умеренного до сильного. | ||||
В прошлом: | ______ Род. ______ Реб. ______ Шк. |
238
2. Ребенок легко отвлекается | ТЭ | |||
Было ли у тебя когда-нибудь такое, что после небольшого отвлечения тебе было очень трудно сосредоточиться, удержать свое внимание на том, что ты делал(а)? Например, если какой-нибудь ребенок в классе задавал вопрос в то время, как весь класс спокойно работал, было ли потом трудно сосредоточиться на том, что ты делал, удержать внимание на своей работе? Если вдруг случалась какая-нибудь помеха, например звонил телефон, было ли тебе трудно вернуться к тому, что ты делал(а) до этого? Было ли когда-нибудь так, что ты мог(могла) удерживать свое внимание на том, что ты делал(а), и небольшой шум и прочие вещи не беспокоили тебя? Как часто они были проблемой? Примечание. Баллы выставляются на основе данных, полученных от информанта или в результате наблюдения. | Сведения отсутствуют. | |||
Симптом отутствует. | ||||
Подпороговая ситуация: временами ребенок проявляет забывчивость. Проблема оказывает минимальное воздействие на функционирование ребенка. | ||||
Порог: внимание ребенка часто прерывается небольшими вмешательствами, которые обычно игнорируются другими детьми. Влияние, оказываемое проблемой на функционирование ребенка, колеблется от умеренного до сильного. | ||||
В прошлом: | ______ Род. ______ Реб. ______ Шк. | |||
3. Ребенку трудно усидеть на месте | ТЭ | |||
Случалось ли с тобой когда-нибудь, что ты частенько вскакивал(а) со своего места в школе? Доставалось ли тебе за это? Было ли тебе трудно усидеть на одном месте? А в обеденное время? | Сведения отсутствуют. | |||
Симптом отсутствует. | ||||
Подпороговая ситуация: временами |
239
Примечание. Баллы выставляются на основе данных, полученных от информанта или в результате наблюдения. | ребенок импульсивен. Проблема оказывает лишь минимальное воздействие на общий уровень функционирования ребенка. | |||
Порог: трудно усидеть на одном месте. Влияние, оказываемое проблемой на общий уровень функционирования ребенка, колеблется от умеренного до сильного. | ||||
В прошлом: | ______ Род. ______ Реб. ______ Шк. | |||
4. Импульсивность | ТЭ | |||
Ты сначала делаешь, а потом думаешь или сначала думаешь, а потом делаешь? Случалось ли когда-нибудь, что подобное поведение (сначала делаешь, а потом думаешь) было причиной неприятностей? Приведи несколько примеров. | Сведения отсутствуют. | |||
Симптом отсутствует. | ||||
Подпороговая ситуация: временами ребенок импульсивен. Проблема оказывает лишь минимальное воздействие на функционирование ребенка. | ||||
Порог: ребенок часто бывает импульсивен. Влияние, оказываемое проблемой |
240
на функционирование ребенка, колеблется от умеренного до сильного. | ||
В прошлом: | ______ Род. ______ Реб. ______ Шк. |
_____ Если количество баллов, набранных при ответе на вопросы о текущемсостоянии ребенка, в каком-либо из вышеприведенных разделов равно 3, то после завершения отборочного интервью заполните раздел «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (текущее состояние)» в дополнении 4 (поведенческие отклонения).
_____ Если количество баллов, набранных при ответе на вопросы о состоянии ребенкав прошлом, в каком-либо из вышеприведенных разделов равно 3, то после завершения отборочного интервью заполните раздел «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (в прошлом)» в дополнении 4 (поведенческие отклонения).
_____ Признаков дефицита внимания не имеется.
Примечание. Запишите даты текущих и прошлых симптомов заболевания дефицита внимания и гиперактивности.