История последних десятилетий знает разные формы проявления социальной активности населения при решении проблемы наркомании.
Крайняя форма проявления социальной активности:
В декабре 2004 года в городе Искитим Новосибирской области развернулась жестокая травля наркоторговцев, которая закончилась поджогами их домов. Из города уехали практически все наркоторговцы.
Опыт других стран показывает, что наркоманию победить можно. Например, после того, как маоистская революция победила в Китае в 1949 году, сам народ, во главе с Компартией Китая, ликвидировал в этой стране наркоманию. Этот опыт очень уместен сегодня миру и показывает: когда наступает революция, народ видит вещи по иному.
В старом Китае была серьезнейшая в мире проблема наркомании
До победы революции народ Китая был ужасно беден, им правила горстка богатых землевладельцев, генералов и иностранных капиталистов. Многие люди "сидели на игле", 70 миллионов употребляли опиум, морфий и героин. Полуголодные чернорабочие уходили в сладкие опиумные грезы, чтобы спрятаться от нищеты и безнадеги. Ленивые и скучающие богатеи использовали наркотики, чтобы убить время. В некоторых районах все, даже дети, курили опиум. В городах крошечные дозы наркотиков продавались на углах улицах как мороженое.
Народ старого Китая неимоверно страдал от наркомании. Многие бедняки все деньги спускали не на пропитание, а на наркоту. Наркоманы часто продавали своих детей, чтобы купить дозу. Женщины-наркоманки становились проститутками, и многие из них затем умирали от венерических болезней. С первых же месяцев новой власти революция использовала для преодоления наркомании метод линии масс. Эта кампания не полагалась на социальных работников, снисходящих до людей, или на наказания. Революционные коммунисты полагались на массы народа – везде, и в городах, и в деревне, – которые самоорганизовывались, чтобы покончить с производством, продажей и потреблением наркотиков.
Революционеры обратились к самим наркоманам, чтобы те сделали шаг вперед, бросили свое пагубное пристрастие и присоединились к борьбе за новое общество. Революционеры организовывали людей в общинах для борьбы за их наркозависимых братьев и сестер: чтобы убедить, помочь и научить их. Бывшие наркоманы и их семьи участвовали в демонстрациях и митингах. Наркотики сжигались на квартальных праздниках. Даже школьники организовались на эту борьбу. Газеты и радио всячески поддерживали революционную кампанию.
Покончить с наркозависимостью было очень трудно, и многие наркоманы поначалу сопротивлялись. Но массы видели и знали, продолжает ли наркоман пичкать себя наркотой. Дети спорили с родителями, жены – с мужьями. Каждый просил наркоманов присоединиться к новому обществу. В то же время революционеры организовывали людей, чтобы разрушить бизнес-сети, которые распространяли отраву. В результате запасы наркоты исчезали, а наркоманам все тяжелее и труднее было достать новую дозу.
Словом, борьба против наркомании стала крупномасштабным массовым движением- тем видом массового движения, которое может создать лишь подлинно революционное правительство народа. Революционеры объясняли людям, что ликвидация наркомании – это часть классовой борьбы против старого общества, и что наркоманы – это часть народа, являющаяся жертвами системы. Наркоманов, которые признавались, что по-прежнему подвержены своей привычке, никто не арестовывал, напротив, люди хвалили их за то, что те сделали правильно и по-революционному. Для окончательного бросания были установлены крайние сроки, несколько месяцев, в течение которых наркоманы еще могли иметь немного опиума, и им делали инъекции, чтобы ослабить ломку.
Революционное правительство также заявило, что не рассматривает мелких драгдилеров как врагов народа – если они помогут покончить с наркоторговлей. Правительство предложило мелким дилерам одноразовый гешефт – оно выкупит весь "товар", который был у них на руках. В обмен мелкие операторы наркорынка должны были навсегда уйти из наркобизнеса. Некоторые мелкие драгдилеры не согласились с этим предложением, тогда само население помогало их аресту. Некоторых поставили под надзор соседей, некоторых упекли в тюрьму для перевоспитания.
Эта революционная политика рассматривала всех бедняков как братьев и сестер. Бедные наркоманы и дилеры вышли из наркоторговли, им дали работу и поощряли присоединяться к борьбе за новое общество.
Кардинально иным был подход к крупным наркоторговцам, разбогатевшим на страданиях народа. Они классифицировались как враги народа, их публично судили перед тысячами людей. Против них свидетельствовали люди, жизнь которых была разрушена наркотиками. Все они получили по заслугам.
Уже к концу 1951 года проблема наркомании была в значительной степени решена в северном Китае (который был освобожден раньше). Южный Китай, где было много плантаций опиумного мака, избавился от этого зла годом позже.
Практическая часть.