Наркомания как медико-социальная проблема. Пути решения проблемы наркомании. Целевые программы по профилактике наркомании в самарской области

Наркомания - тяжёлое психическое заболевание, возникающая при систематическом злоупотреблении дозами наркотиками не по медицинским показаниям. Проблема наркомании в настоящее время стоит остро, т.к.:

1. имеются трудности в выявлении наркоманий и привлечения заболевших к лечению

2. общее число выявленных больных наркоманией в РБ продолжает расти

3. особенности подростковой наркомании: если в подростковой группе хотя бы один человек пробовал наркотические средства, то в наркотизацию вовлекается вся группа (из-за реакций группирования со сверстниками, подражания и стремления " не отстать" от других членов группы, казаться взрослыми и опытными)

4. Общее число выявленных больных наркоманией в Беларуси увеличилось с 4545 в 2000 году до 6145 в 2005 году, из них 93, 8% - лица до 25 лет, 28,6%- женщины. Общее число наблюдаемых больных 258 000 человек, в том числе 16 600 подростков.

5. Проблема наркомании напрямую связана с проблемой ВИЧ- инфекции и т.д.

Профилактика наркомании: 1) раннее выявление, привлечение к лечению и проведение мероприятий по социальной реабилитации людей, злоупотребляющих алкогольными напитками и употребляющих наркотические средства и токсические вещества. 2) обеспечение досуга молодёжи: организация работы клубов выходного дня, клубов здоровья, семейных клубов, студий по интересам, любительских объединений; обеспечение трудоустройства (занятости) подростков, по каким либо причинам оставившим учёбу, либо не сумевших найти работу после окончания учебного заведения. 3) проведение обучающих семинары для администрации учебных заведений и организаций, психологов, социальных работников и других специалистов по работе с детьми и учащейся молодёжи по программе предупреждения употребления алкоголя и других психоактивных веществ, включение в учебные программы школ, техникумов и высших учебных заведений занятия по предупреждению зависимостей среди молодёжи и др.

8. Системы и формы здравоохранения в экономически развитых странах.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Несмотря на большое разнообразие национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, выделяют пять устойчиво функционирующих моделей здравоохранения:

• модель здравоохранения без государственного регулирования;

• модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для отдельных категорий граждан;

• модель здравоохранения с государственным регулированием программ ОМС для большинства граждан;

• монопольная государственная модель здравоохранения;

• модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования.

Эти модели принципиально отличаются друг от друга: во-первых, степенью участия государства в управлении здравоохранением; во-вторых, формами собственности производителей медицинских услуг; в-третьих, степенью охвата населения программами государственной поддержки; в-четвертых, источниками финансирования здравоохранения.

Условно первую и вторую модели можно отнести к негосударственным (частным), а последние три - к государственным моделям здравоохранения. В странах с неустойчивыми политическими системами и переходной экономикой могут встречаться промежуточные формы (переходные модели), включающие элементы разных моделей.
Организационные принципы государственной системы ЗО - были рекомендованы ВОЗ:

1) государственный характер ЗО - государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения. Из госбюджета выделяются средства, запрашиваемые местными органами управления. Характерна централизация управления, жесткие рамки контроля со стороны центральных органов (Министерства Здравоохранения). 2) бесплатность и общедоступность (реализуется через приближение к населению) медицинской помощи. 3) профилактическая направленность с-мы ЗО - один из ведущих принципов: - организация социально-экономических мероприятий по предупреждению заболеваний и устранению причин их воздействия - контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил - формирование у населения навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) - широкий охват населения диспансеризацией 4) единство ЗО - единство лечения и профилактики, науки и практики 5) планирование деятельности ЗО – без него невозможно содержать здравоохранение 6) общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья 7) прогнозирование 8) интернационализм в ЗО - помощь другим странам, координация действи

9. Этапы развития Самгму и его роль в развитии здравоохранения Самарской области и РФ.
В 1930 году в Самарском медицинском институте создается кафедра «Основы советского здравоохранения и социальной гигиены». Кафедру до 1932 года по совместительству возглавлял директор института профессор П. М. Батраченко; с 1932 по 1934 год по совместительству директор института М. А. Юзефсон. В течение 1934 года цикл лекций по организации здравоохранения и истории медицины с разделом медицинской климатологии читал В. А. Климовицкий.

В 1935 году заведующим кафедрой был избран Н. А. Ананьев, который внес большой вклад в совершенствование учебного процесса, изучение заболеваемости населения Куйбышевской области, разработку комплекса оздоровительных мероприятий, что способствовало снижению заболеваемости туберкулезом, малярией, венерическими заболеваниями, эндемическим зобом.

С 1942 г. кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения заведовал И. М. Булаев, под руководством которого разрабатывались актуальные проблемы медицинской демографии, организации здравоохранения Куйбышевской области, организации медицинской помощи работников Куйбышевгидростроя.

В период с 1962 по 1990 год кафедрой руководил доктор медицинских наук, профессор С. И. Стегунин.

Круг основных профессиональных интересов С. И. Стегунина включал историю Куйбышевского медицинского института в связи с развитием высшего медицинского образования в СССР, эпидемиологию злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения и туберкулеза с разработкой мер их комплексной профилактики, принципы диспансеризации, проблемы преподавания социальной гигиены и организации здравоохранения.

С 1991 года по 2010 гг. кафедру возглавляла доктор медицинских наук, профессор А. Г. Сапрыкина. Профессор А. Г. Сапрыкина — автор более 280 научных и методических работ, посвященных эпидемиологии важнейших неэпидемических заболеваний, медико-социальной помощи социально уязвимым группам населения, проблемам профилактики, организации и управления здравоохранением. Среди ее работ 5 монографий по проблемам общественного здоровья и здравоохранения, главы в учебниках «Геронтология и гериатрия», «Сестринское дело», «Зарубежный и отечественный опыт социальной работы». Ею подготовлены 39 докторов и кандидатов медицинских наук, 6 аспирантов, 35 клинических ординаторов.

В 1998 году в состав кафедры вошел курс экономики и управления здравоохранением. Большую роль в становлении новой дисциплины сыграли профессор Н. А. Зинин, доцент В. И. Гражданкин, доцент И. В. Пономарева и др. Современные аспекты преподавания экономики здравоохранения привнес руководитель курса в 2008-2010 гг. профессор, д. м. н. С. Н. Черкасов.

С 2010 по 2013 г. кафедру возглавляла кандидат медицинских наук, доцент М. Л. Сиротко. В учебном процессе на кафедре используются современные технические средства обучения, студенты обеспечены учебной и методической литературой.

С 1 сентября 2013 года кафедру возглавляет доктор медицинских наук С. А. Суслин. В подготовке студентов, наряду с опытными преподавателями кафедры, используется опыт и знания высококвалифицированных специалистов, работающих в практическом здравоохранении города и области

Университет проводит

· изучение показателей здоровья населения Самарской области, его отдельных групп, медико-демографических аспектов состояния здоровья населения;

· рассмотрение эпидемиологии важнейших неинфекционных и социально-значимых заболеваний и факторов риска среди населения Самарской области;

· разработка проблемно-хронологического и сравнительно-исторического подходов к истории здравоохранения Самарской области, истории и современности высшего медицинского образования в Самарской области;

· совершенствование форм и методов медицинской профилактики в деятельности лечебно-профилактических учреждений;

· формирование критериев комплексной оценки деятельности медицинских организаций;

· оптимизация системы управления качеством медицинской помощи;

· научное обоснование и оценка эффективности организационных технологий оказания медицинской помощи.

.


10. Вклад Самгму в развитие медицинской науки РФ. Эпидемиология социально- значимых заболеваний – научное направление кафедры ОЗЗ с курсом экономики и управления здравоохранения.

11. Частнопредпринимательская система здравоохранения на примере здравоохранения США.

Источник финансирования: плата от населения в результате заключения частного страхового полиса (идет как соглашение между специалистом и пациентом, т.е. расчет в момент предоставления услуги).

Превалирует в США, ЮАР, Люксембурге.

Принцип частной медицины: здоровье населения - дело каждого.

Достоинства частной медицины: 1) широкий выбор медицинских учреждений 2) отсутствие очередности на медицинское обслуживание 3) прямой доступ к врачам любой специальности 4) особое внимание конфиденциальности лечения, вежливости обслуживания, качеству пансионных услуг

Недостатки частной медицины: 1) дорогая медицинская помощь 2) отсутствие охвата малоимущего населения 3) наличие огромного количества судебных разбирательств 4) высокие страховые премии для специалистов 5) ограниченность географического охвата медицинской помощью 6) недостаток внимания к помощи на дому и профилактике 7) ограниченное использование услуг среднего медицинского персонала 8) отсутствие регулирования и котроля за качеством медицинских процедур

Платные услуги в РБ - 34 вида медицинских услуг (с 2003 г. - постановление совета Министров), стоимость услуг определяется постановлением № 51: "Инструкция по формированию тарифов на платные медицинские услуги". В РБ имеются платные унитарные предприятия на базе государственных учреждений в каждом районе, но это не частная медицина.

Наши рекомендации