Зеном при исследовании функций психики человека
(по Ю.В.Щербатых)
А.В.Ганзен предлагает рассматривать пять основных функций психики:
сознание + внимание + память → функция интеграции;
перцепция + ощущение + восприятие → функция реактивного отражения;
мышление + представление + речь → функция активного отражения;
аффект + эмоция + чувство → функция реактивного регулирования;
воля + мотив + действие → функция активного регулирования.
Эмпирические характеристики сознания можно отобразить и не прибегая к использованию «общенаучного пентобазиса» В.А.Ганзена (рис.3.6.).
Сознание - наиболее фундаментальный аспект личности, который лежит в основе мышления, эмоций, поведения и деятельности человека. То, что мы делаем и то, как мы это делаем полностью определено состоянием нашего сознания.
Развитие сознания - прямой и самый результативный путь к позитивному мироощущению, к ясному и трезвому мышлению, к целенаправленной деятельности.
Рис.3.6. Локальный фрагмент совокупности эмпирических
характеристик сознания, используемой в мыследе-
ятельности человека (по Ю.В.Щербатых)
Исследования американского психолога А.Маслоу позволили установить показатели «развитости сознания». Современные психологи и нейрофизиологи утверждают, что человек использует не более 10% нейронного поля своего мозга и перейти этот порог не удаётся.
Принимая такую экспертную оценку на веру, можно предположить, что Господь прекрасно знает упорную склонность человека к уничтожению объёма многообразия нейронной сети своего мозга разного рода объективными и субъективными патологичными «пристрастиями» (ал-коголь, курение, наркотики, стрессы и др.). И просто продлевает эту процедуру самоубийства в надежде, что когда-то сознание человека «проснётся». Но, к сожалению, такое происходит редко и существенно зависит от качества и активности общественного сознания.
Общественное сознание - часть культуры в широком смысле слова. Существование в культуре разных частей общественного сознания различно и имеет форму идеологии, которая требует специального развития, культивирования, фиксации (она основана на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Содержание идеологии: научные и религиозные теории, философские системы и учения, сознательное мировоззрение.
Социальная психология в стихийна (существуют способы управления и манипуляции ею), она присуща всем членам общества. Содержание стихийной социальной психологии - мыслительные, поведенческие и эмоциональные стереотипы; ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; автоматизмы сознания; общественные представления и многое другое.
Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для её широкого распространения всегда нужно время. Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов материальной культуры, системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности.
Предполагают, что «сознание» (Со-Знание) в определенном смысле дополнение к уже имеющемуся в мозгу человека объёму информации, которое может присоединиться (или не присоединиться) к отдельному акту психики конкретного человека. Если человек эту дополнительную информацию анализирует, обрабатывает и определяет её нужность в данный момент, то происходит её ОСОЗНАНИЕ.
Приставка «со» к слову «сознание» предполагает существование живого существа (или их множества), с которым «хозяин» сознания одинаково понимает это ЗНАНИЕ. Именно поэтому «сознание» человека - не просто «обработка информации», а её «оживление» (вспомните термины СОЧУСТВИЕ, СОЛИДАРНОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, СОРАТНИК, СОГЛЯДАТАЙ, СООРГАНИЗАЦИЯ, СОРАЗМЕРНОСТЬ и многие другие, конструирование смысла которых в лингвистике осуществлено по схожему принципу «единства общения людей»).
Компьютер только обрабатывает информацию, без сознания участвующих в этом процессе людей (непосредственного участия или опосредованного жёсткой конструкцией программы), компьютер не может наполнять информацию «живым» смыслом.
«Поле сознания», как разнообразие его содержания, потенциально бесконечно велико и существенно неоднородно. В изученных пределах поля сознания отчетливо выделяют центральную область («фокус сознания») и переферию (содержание которой неотчётливо, смутно, неформализовано, а подчас даже неформализуемо).
Утверждают, что содержание сознания в этих двух областях находятся в непрерывном движении и взаимном проникновении, и выделяют два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые (кратко-временные).
Человеку без специального тренинга довольно сложно следить за своим «потоком сознания» в целом и за переходами от устойчивого сознания к изменчивому. Яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния сознания, затмевает моменты изменения.
РЕФЛЕКСИЯ - обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности и их переосмысление. В частности,- на переосмысление содержания и функций собственного сознания, шаблоны поведения и др.
В современных трактовках рефлéксию рассматривают в связи с процессом развития чего-либо (в частности,- практики, деятельности, мышления, сознания и др.) как участвующую в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.
В бытовом контексте рефлéксией называют размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (самоанализ).
Рефлéксию рассматривают в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.
Ряд отечественных исследователей различают виды рефлéксии:
Ситуативная рефлéксия (мотивировки и самооценки субъекта) обеспечивает его включённость в ситуацию.
Ретроспективная рефлéксия позволяет анализировать имевшие место в прошлом события, процессы и результаты деятельности.
Проспективная рефлéксия обслуживает размышления и представления о ходе планируемой деятельности, выбор наиболее эффективных способов её осуществления и прогнозирование возможных её результатов.
Отечественная психология выделяет четыре аспекта изучения рефлéксии:
● Кооперативный (Е.Н.Емельянов, А.В.Карпов, В.Е.Лепский, В.А. Лефевр, Г.П.Щедровицкий и др.): анализ субъект-субъектных видов деятельности при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
● Коммуникативный или социально-психологический (Г.М.Андреева, А.А.Бодалёв и др.): существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, познания человека человеком.
● Когнитивный или интеллектуальный (А.В.Брушлинский, Т.В.Корнилова, Ю.Н.Кулюткин, А.М.Матюшкин, И.Н.Семёнов и др.): умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, изучение механизмов мышления.
● Личностный или общепсихологический (В.М.Аллахвердов, Ф.Е. Василюк, Н.И.Гуткина, Д.А.Леонтьев, В.Ф.Петренко, В.А.Петровский, С.Ю.Степанов и др.): построение новых образов своего «я» в результате общения с другими людьми и активной деятельности, выработка новых знаний о мире.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ, ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio - намерение, стремление) - философское понятие, центральное свойство сознания человека: направленность на определённый объект (предмет или процесс). Термин «интéнция» использовали арабские философы XII-XIII веков в значении «нечто отличное от себя».
Вопросы для самопроверки.
1. Поясните разницу понимания термина «сознание» в идеалистической и материалистической философии.
2. Может ли конкретный человек дать всеобъемлющее определение термина «сознание»? Если «да» - то приведите такое определение. Если «нет» - то почему не может?
3. Перечислите шесть компонентов, отвечающих каждый за определённую функцию сознания.
4. Назовите уровни общественного сознания и их содержательные ограничения.
5. Как соотносятся между собой понятия «общественное сознание» и «идеология»?
6. Раскройте смысл термина «рефлéксия». Перечислите и охарактеризуйте три вида рефлéксии.
7. Назовите несколько терминов, образованных по принципу «единства общения людей».
8. Перечислите четыре аспекта изучения рефлéксии. Раскройте смысл термина «интéнция».