Тестовые задания для самоконтроля по модулю i
Выберите один или несколько правильных ответов
1. Психология – в переводе с древнегреческого – наука
а) о душе;
б) о человеке;
в) о психике;
г) о сознании;
д) о поведении.
2. На современном этапе развития психология – наука
а) о душе;
б) о человеке;
в) о психике;
г) о сознании;
д) о поведении.
3. Основные характеристики житейских психологических знаний
а) конкретность;
б) объективность;
в) опора на жизненный смысл;
г) рациональность;
д) образность.
4. Основные характеристики научных психологических знаний
а) рациональность;
б) осознанность;
в) интуитивность;
г) неточность употребляемых понятий;
д) образность.
5. Основные характеристики практических психологических знаний
а) практичность;
б) осознанность;
в) интуитивность;
г) целостность в описании человека;
д) рациональность.
6. Основные характеристики психологических знаний в искусстве
а) эмоциональность;
б) осознанность;
в) образность;
г) практичность;
д) доступность избранным и опора на веру.
7. Основные характеристики иррациональных психологических знаний
а) эмоциональность;
б) неопределенность выводов;
в) образность;
г) доступность избранным и опора на веру;
д) узнаваемость образов.
8. Опора на эмпирические научные факты – характеристика
а) научных психологических знаний;
б) житейских психологических знаний;
в) практических психологических знаний;
г) психологических знаний в искусстве;
д) иррациональных психологических знаний.
9. Очевидная полезность в повседневных ситуациях – характеристика
а) научных психологических знаний;
б) житейских психологических знаний;
в) практических психологических знаний;
г) психологических знаний в искусстве;
д) иррациональных психологических знаний.
10. Опыт и работа специалистов – критерий достоверности
а) научных психологических знаний;
б) житейских психологических знаний;
в) практических психологических знаний;
г) психологических знаний в искусстве;
д) иррациональных психологических знаний.
11. Принятие и узнаваемость образов людьми – критерий истинности
а) научных психологических знаний;
б) житейских психологических знаний;
в) практических психологических знаний;
г) психологических знаний в искусстве;
д) иррациональных психологических знаний.
12. Недоступность объяснению научными и рациональными методами – характеристика
а) научных психологических знаний;
б) житейских психологических знаний;
в) практических психологических знаний;
г) психологических знаний в искусстве;
д) иррациональных психологических знаний.
13. Система общих принципов познания и регуляторов практической деятельности, которая основывается на определенном мировоззрении, гносеологии и соответствующих ценностных ориентирах
а) общая методология науки;
б) объект науки;
в) предмет науки;
г) методы научных исследований;
д) проблемы науки.
14. Общая методология психологической науки
а) диалектический идеализм;
б) идеальный материализм;
в) диалектический материализм;
г) иррационализм;
д) субъективизм.
15. Общая методология психологической науки исходит из следующих положений
а) окружающий нас мир материален;
б) материя первична, сознание вторично;
в) сознание первично, материя вторична;
г) материя находится в непрерывном движении, развитии;
д) мир непознаваем.
16. Принципы отечественной психологии
а) детерминизма;
б) единства сознания и деятельности;
в) развития;
г) все ответы верны.
17. Методологический принцип психологии, согласно которому психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий
а) детерминизма;
б) единства сознания и деятельности;
в) развития;
г) личностного подхода.
18. Методологический принцип психологии, согласно которому сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве
а) детерминизма;
б) единства сознания и деятельности;
в) развития;
г) личностного подхода.
19. Методологический принцип психологии, согласно которому психика может быть правильно понята, если рассматривается как процесс и результат деятельности
а) детерминизма;
б) единства сознания и деятельности;
в) развития;
г) личностного подхода.
20. Методологический принцип психологии, ориентирующий исследователей на изучение всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека
а) детерминизма;
б) единства сознания и деятельности;
в) развития;
г) личностного подхода.
21. Личностный смысл и цели жизни – точки взаимодействия психологии
а) с физиологией;
б) с социологией;
в) с экологией;
г) с философией;
д) с педагогикой.
22. Проблема социализации личности – точка взаимодействия психологии
а) с физиологией;
б) с социологией;
в) с экологией;
г) с философией;
д) с педагогикой.
23. Механизмы работы высшей нервной деятельности человека – точка взаимодействия психологии
а) с физиологией;
б) с социологией;
в) с экологией;
г) с биологией;
д) с зоологией.
24. Отрасль психологии, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида – конкретного представителя вида Homo Sapiens
а) теоретическая психология;
б) возрастная психология;
в) общая психология;
г) социальная психология;
д) психология личности.
25. Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания, а также условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения
а) общая психология;
б) педагогическая психология;
в) возрастная психология;
г) социальная психология;
д) прикладная психология.
26. Отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости
а) возрастная психология;
б) педагогическая психология;
в) психология личности;
г) социальная психология;
д) общая психология.
27. Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп
а) психология общественных отношений;
б) педагогическая психология;
в) психология общения;
г) социальная психология;
д) психология народов.
28. Отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми
а) дифференциальная психология;
б) педагогическая психология;
в) психология личности;
г) сравнительная психология;
д) прикладная психология.
29. Отрасль психологии, изучающая особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции
а) психофизиология;
б) сравнительная психология;
в) биологическая психология;
г) теоретическая психология;
д) история психологии.
30. Отрасль психологии, изучающая физиологические механизмы психических процессов
а) психофизиология;
б) сравнительная психология;
в) биологическая психология;
г) анатомическая психология;
д) прикладная психология.
31. Область научных знаний и сфера практической работы, направленная на изучение психологических аспектов деятельности врача и поведения больного
а) психофизиология;
б) патопсихология;
в) биологическая психология;
г) медицинская психология;
д) клиническая психология.
32. Область медицинской психологии, имеющая прикладной характер и ориентированная на потребности психиатрической, соматической и неврологической клиники
а) психофизиология;
б) психосоматика;
в) клиническая психология;
г) медицинская психология;
д) практическая психология.
33. Отрасль психологии, изучающая взаимодействие генетических и средовых факторов в формировании психических процессов и свойств человека
а) психофизиология;
б) психогенетика;
в) клиническая психология;
г) медицинская психология;
д) прикладная психология.
34. Отрасль психологии, изучающая особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями
а) психофизиология;
б) патопсихология;
в) клиническая психология;
г) медицинская психология;
д) психосоматика.
35. Отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности
а) психофизиология;
б) экспериментальная психология;
в) психодиагностика;
г) психометрика;
д) прикладная психология.
36. Отрасль психологии, изучающая развитие психологического знания на разных исторических этапах культурной эволюции
а) история психологии;
б) теоретическая психология;
в) культурная психология;
г) возрастная психология;
д) общая психология.
37. Способ, посредством которого познается предмет науки
а) метод;
б) принцип;
в) средство;
г) условие;
д) фактор.
38. Сопоставление (одновременное и последовательное) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определенным параметрам
а) сравнительный метод;
б) лонгитюдный метод;
в) комплексный метод;
г) эмпирический метод;
д) психодиагностический метод.
39. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени
а) сравнительный метод;
б) лонгитюдный метод;
в) комплексный метод;
г) эмпирический метод;
д) моделирование.
40. Изучение одного объекта разными средствами посредством представителей различных наук
а) сравнительный метод;
б) лонгитюдный метод;
в) комплексный метод;
г) эмпирический метод;
д) моделирование.
41. Основные характеристики человеческих потребностей
а) осознанность;
б) предметное содержание;
в) динамичность;
г) способ удовлетворения;
д) наследственный характер.
42. Расположите потребности от низших к высшим, согласно иерархии потребностей А. Маслоу
4) потребности в уважении;
1) физиологические потребности;
6) эстетические потребности;
2) потребности в безопасности;
5) познавательные потребности;
3) потребности в принадлежности и любви;
7) потребность в самоактуализации.
43. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков
а) желание;
б) мотив;
в) мотивация;
г) потребность;
д) влечение.
44. Постройте в правильной логической последовательности этапы возникновения и реализации мотива поведения и деятельности личности
4) осознание того, каким образом, с помощью каких действий можно достичь желаемого;
1) возникновение потребности, сопровождаемой эмоциональным беспокойством и неудовольствием;
5) реализация мотива в реальных поступках;
2) осознание эмоционального неудовольствия и того, что человеку необходимо в данный момент;
3) осознание объекта, который отвечает возникшей потребности и может её удовлетворить.
45. Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность
а) саморегуляция;
б) мотив;
в) мотивация;
г) ценностные ориентации;
д) сознание.
46. Термином «мотивация» обозначается
а) система мотивационных факторов, детерминирующих поведение личности;
б) совокупность потребностей человека;
в) процесс образования, формирования мотивов;
г) совокупность влечений человека;
д) устойчивое личностное свойство.
47. Основные положения деятельностной теории происхождения мотивационной сферы человека
а) мотивационная сфера имеет свои источники в практической деятельности человека;
б) развитие мотивационной сферы наследственно обусловлено;
в) развитие мотивации рассматривается в единстве с общим развитием психики человека и особенно его познавательной сферы;
г) развитие мотивов определяется той деятельностью, в которую вовлечен человек;
д) возникновение мотивов обусловлено биологическими потребностями человека.
48.
а) отработка навыков и умений в процессе деятельности;
б) сдвиг мотива на цель;
в) преобразование влечений в желания человека;
г) четкое осознание целей предстоящей деятельности;
д) стремление человека к достижению поставленной цели.
49. Особенности психических явлений, отличающие людей друг от друга, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы мозга
а) индивидуальность;
б) индивидуальный стиль деятельности;
в) индивидуально-психологические различия;
г) тип ВНД;
д) динамический стереотип.
50. Индивидуально-психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей
а) тип ВНД;
б) склонность;
в) способности;
г) знания, умения и навыки;
д) задатки.
51. Отечественная психология при исследовании способностей исходит из положения, что способности – это
а) совокупность всевозможных психических процессов и состояний;
б) высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков;
в) то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике;
г) то, что передается по наследству;
д) все ответы верны.
52. Три составляющие способностей (по Б.М. Теплову)
а) природный потенциал человека;
б) приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки;
в) «отношенческая» личностная составляющая;
г) определенные черты характера;
д) энергетические характеристики стиля деятельности.
53. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и различных анализаторов, составляющие природную основу развития способностей
а) тип ВНД;
б) склонность;
в) способности;
г) знания, умения и навыки;
д) задатки.
54. Виды спецификации задатков
а) задатки, не имеющие сколько-нибудь выраженной направленности;
б) природные;
в) специфически человеческие;
г) общие задатки;
д) задатки, как предрасположенность к более узкой направленности способностей.
55. Условия развития способностей
а) созревание необходимых органических структур и формирование необходимых функциональных органов;
б) семейное воспитание;
в) особенности макросреды;
г) выполнение человеком той деятельности, где необходимы обнаруженные и проявляющиеся у него способности;
д) все ответы верны.
56. Способности, являющиеся общими для человека и высших животных, связанные с врожденными задатками
а) природные;
б) общие;
в) специальные;
г) теоретические;
д) учебные.
57. Способности, определяющие успехи человека в самых разных видах деятельности и свойственные большинству людей
а) природные;
б) общие;
в) специальные;
г) теоретические;
д) учебные.
58. Типы общих способностей
а) конвергентные;
б) дивергентные;
в) ассоциативные;
г) обучаемость;
д) знаниевые.
59. Способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие
а) природные;
б) общие;
в) специальные;
г) теоретические;
д) учебные.
60. Эксперимент относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
61. Тест относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
62. Анкетирование относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
63. Беседа относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
64. Интервью относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
65. Самонаблюдение относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
66. Моделирование относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
67. Анализ продуктов деятельности относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
68. Биографический метод относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
69. Метод количественного анализа данных относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
70. Метод качественного анализа данных относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;
д) методов интерпретации данных.
71. Генетический метод относится к группе
а) теоретических методов;
б) организационных методов;
в) эмпирических методов;
г) методов обработки данных;