Четыре консервативных мнения
1. Вопрос этот несущественный. Мы не можем определить возраст человечества, а если бы и могли, это не имело бы особого значения. Б. Б. Уорфильд писал: "Вопрос о возрасте человечества сам по себе не имеет богословского значения. Для богословия Мак такового совершенно безразлично, как долго существует на земле человек "653. Вызывает сомнения, одобрил бы Уорфильд то, как иногда используются эти его слова; но, как бы там ни было, он, по-видимому, действительно не придавал этому вопросу большого значения.
2. Отличительным признаком человека является создание орудий труда. Именно способность изобретать, изготовлять и использовать орудия труда отличает человека от более низких существ. Если принять этот, критерий, то происхождение человека должно быть отнесено к очень давнему времени, вероятно, от 500 тысяч до 2 миллионов лет тому назад654.
3. Погребение покойников - вот что отличает человека от других существ. Если принять этот критерий, первым человеком следует считать неандертальца, который жил около 50 тысяч лет тому назад655.
4. Человека отличает использование сложной системы символов, а конкретнее - языка. Создание орудий труда и погребение покойников указывают на довольно высокий уровень поведения, но именно язык делает возможным такого рода общение с Богом, какое должны быть у существа, созданного по образу Божьему. Основываясь на этом, можно связать появление человека в библейском смысле этого слова с данными, свидетельствующими о великом культурном взрыве 30 - 40 тысяч лет тому назад. Первого человека следует связывать не с неандертальцем, а с более поздними формами, вероятно, с кроманьонцем656.
Проблема возраста человечества не решается легко и просто. Один из ответов на вопрос, какое место Адам занимает в палеонтологической цепочке, звучит так: "Скажите мне, как выглядит Адам, и я скажу вам, где его место в этой цепочке". Это, разумеется, шутка, не решающая проблемы.
Первая ид изложенных выше точек зрения не выдерживает критики. Время сотворения Адама имеет важное значение, поскольку в описании его ближайших потомков в Быт. 4 содержатся Детали, которые можно отнести к неолиту. При сопоставлении библейского рассказа об Адаме и его потомках с данными антропологии встает ряд серьезных вопросов, которые должны рассматриваться и решаться в рамках апологетики.
Вторая точка зрения, в соответствии с которой отличительным признаком человека считается создание орудий труда, также не выглядит вполне удовлетворительной. Ее основополагающий тезис опровергается многочисленными исследованиями. Например, Джейн Гудэлл наблюдала шимпанзе, которые обламывали ветки, очищали их от листьев и использовали их для добывания пищи, засовывая в термитные кучи. Переходя от одной термитной кучи к другой, шимпанзе носили с собой эти ветки на расстояние до полумили. Джейн Гудэлл делает вывод: "Действуя подобным образом... шимпанзе достигли самой первой, начальной стадии в создании орудий... Маловероятно, чтобы этот способ выуживания термитов был врожденным поведенческим стереотипом"657.
Третья точка зрения основана на теории, что погребение мертвых является признаком присутствия в человеке образа Божьего. Джеймс Мерк, однако, утверждает, что такая практика свидетельствует лишь о страхе перед неизвестным, который в свою очередь подразумевает лишь наличие воображения. Но это не означает, что человеком движет какое-то нравственное чувство, и действительно, религия и этика рассматриваются в антропологической литературе отдельно, поскольку очень часто они не пересекаются658.
Таким образом, остается лишь четвертая точка зрения, связанная, как представляется, с наименьшими трудностями. Развитие культуры, начавшееся около 30 тысяч лет назад, легче всего объяснить появлением в это время языка. Такое объяснение отстаивалось Бертрамом С. Краусом: "Кажется весьма вероятным, что Человек не смог бы создавать, поддерживать и изменять культуру, не обладая способностью передавать опыт и знания своему потомству иным способом, помимо собственного примера"659.
Библия говорит, что Адам и Ева владели языком с самого начала. Общение друг с другом и с Богом предполагало владение языком. (Обратите внимание, что принятие этой точки зрения влечет за собой отказ от той теории, будто погребение мертвых есть признак нравственного чувства, которое входит в образ Божий.)