Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО
Основы теории управления
Методические рекомендации
Самара 2015
УДК 658.011.4(07)
Основы теории управления. Методические рекомендации / Составитель: О.А. Горбунова. - Самара: МИР, 2015. - 30 с.
Рекомендации предназначены для студентов Международного института рынка очной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению 38.03.03 «Управление персоналом».
Составитель: Горбунова О.А., к.э.н., доцент
Рецензент: Погодина Г.В., к.ф.н., доцент
Печатается по решению
Учебно-методического совета
Международного института рынка
© Международный институт рынка, 2015
© Составление Горбунова О.А., 2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 4
Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО.. 4
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА « ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». 6
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.. 8
Контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям.. 8
Тестовые задания для текущего контроля степени усвоения дисциплины.. 11
Темы докладов и рефератов по курсу. 25
Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 26
Вопросы для подготовки к экзамену. 26
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 28
ВВЕДЕНИЕ
Целью дисциплины «Основы теории управления» является понимание концепции управления и современных проблем ее практического использования. Это предполагает изучение студентами основных принципов, концепций и ключевых проблем теории управления, а также выработку базовых навыков принятия и реализации административно-управленческих решений. Программа курса нацелена на формирование стройной системы взглядов в данной области. Содержание дисциплины включает методологические основы управленческой науки, историю ее развития, технологию и механизм управления.
Задачами изучения курса являются:
- дать бакалаврам общее представление о функциях, законах и методах управления;
- ознакомить студентов-бакалавров с основными теориями, концепциями и закономерностями управления социально-экономическими системами;
- отработать на примерах и игровых ситуациях навыки управления организацией и ее подразделениями;
- выделить специфические особенности труда государственных служащих;
- сформировать умения анализировать основные факторы эффективности управления.
Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО
Учебная дисциплина «Основы теории управления» входит в базовую часть дисциплин учебного плана и опирается на ранее пройденные обучающимися предметы (в рамках программы бакалавриата).
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Обществознание». Для изучения этой дисциплины студент должен получить навыки эффективного взаимодействия в коллективе и способности представлять результаты своей работы и отстаивать свое мнение.
Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Основы управления персоналом», «Организационное поведение», «Управленческие решения», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности».
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке выпускной квалификационной работы, выполнении научных студенческих работ.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля)
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
– этапы развития теории управления;
– теоретические основы управления;
– место и роль теории управления и ее взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;
– методологические и организационно-правовые аспекты управления, технологию и экономический механизм управления;
– основные управления проблемы и принципиальные возможности их решения;
– принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, функции и методы управления;
– требования к государственному аппарату и его работникам;
– типы организационных структур управления, логику принятия и воплощения управленческих решений в рамках этих структур;
– практические технологии управления, технику личного труда управленца;
– сущность и содержание эффективности управления.
Уметь:
- охарактеризовать отличия в школах управления;
- показать роли, которые выполняет управленец в различных школах управления;
- выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы управления, теоретические модели при принятии практических управленческих решений;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных управленческих решений;
- применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;
- анализировать мотивацию труда работников организации;
- планировать, координировать и контролировать индивидуальную и совместную деятельность в организации;
- разрешать конфликтные ситуации;
- определять направления повышения эффективности управления на основе анализа влияния социально-экономических факторов.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- навыками принятия управленческих решений;
- навыками разработки стратегии организации;
- методикой построения мотивационной системы в организации;
- навыками разрешения конфликтных ситуаций;
- методикой управления государственными и муниципальными организациями.
Дисциплина «Теория управления» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3+ по направлению подготовки ВО «Управление персоналом»:
б) общепрофессиональных компетенций:
- ОПК-1 – знанием основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации;
- ОПК-7 – готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
в) профессиональных компетенций:
- ПК-17 – знанием основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных, стандартов в области управления персоналом, умением составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях).
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА « ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ»
Тема 1. Сущность и содержание теории управления
Предмет и основные проблемы управления. Теоретические основы менеджмента. Эволюция управленческой мысли: научные школы менеджмента. Развитие науки управления в России. Новая управленческая парадигма. Современное состояние менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Многообразие моделей менеджмента. Место теории управления в структуре современного научного знания. Сущность и содержание теории управления. Цели и функции теории управления. Значение теории управления для подготовки студентов, обучающихся по направлению “государственное и муниципальное управление”.