Почему ребенку нужны уверения в том, что все будет хорошо?
01:12:37 Прежде чем у ребенка развивается… следующий момент хотелось бы оговорить. Прежде чем у ребенка развивается способность к логическому мышлению, ребенку нужно очень много поддержки, одобрения, похвалы и уверений в том, что все будет в порядке, что все будет хорошо. Без способности видеть причинно-следственные связи достаточно глубоко и применять свою логику, дети могут сформировать неправильные убеждения и прийти к неправильным заключениям. Например, когда дети не чувствуют что их любят, не чувствуют себя любимыми, они заключают, это неизменное, это 100%-ное, это гарантированная схема действий психики ребенка, ни заключают, что их никогда не будут любить. Если что-то потерялось, ребенку кажется, что это нельзя никогда, больше это нельзя будет никогда найти или вернуть. Если ребенок не может получить какую-то сладость сейчас, то в его психике складывается такое формовосприятие ситуации, что он никогда не получит эту сладость. Поэтому такое напоминание, если бы мы напоминали себе, что дети, на самом деле, очень сильно отличаются от нас в своем восприятии мира, и имеют на это право в силу своих психологических и физиологических особенностей, то такое бы напоминание очень сильно помогло родителям понять, почему дети очень часто реагируют на происходящее слишком эмоционально, как говорим мы. То есть, слишком бурно.
01:14:44 Когда родители уходят, например, дети могут заключить, что они никогда не вернутся. Если ребенок сам не задумывался над этим, очень легко его можно убедить в этом. От своих друзей я слышал такую историю от одного мужчины, который рассказывал, как в детском садике, куда он ходил очень непродолжительное время, просто потому что сложилась такая ситуация в семье, ребенка не с кем было оставить. Будучи совсем маленьким мальчиком, он попал в детский садик, в котором как-то нашлось, нашлись, сложился такой творческий коллектив, в кавычках, детей, которые двое или трое мальчишек, которые в конце дня, когда за всеми детьми приходили родители, а за этим мальчиком родители пока еще не пришли, за новичком. Он в садике был какие-то всего-навсего несколько, может быть, дней или недель, они подходили к нему и говорили: «А ты знаешь, твоя мама, она больше за тобой не придет. Она никогда не придет. За всеми приходят, а за тобой не придет». И будучи даже взрослым мужчиной, он, вспоминая об этом, он с ужасом в глубине сердца вспоминает то ощущение брошенности, то ощущение одиночества, которое, насколько реально оно было, насколько эти слова ложились, как говорят, на благодатную почву, насколько убедительными казалось эта фраза, эти слова, сама эта идея о том, что он никогда больше не увидит своих родителей. На сколько она ему казалась странно правдоподобной. И если родители будут помнить об этом, они будут понимать, что те вещи, которые происходят с детьми, которые нам кажутся шуткой, которые нам кажутся абсолютной ерундой, абсолютно не требующие внимания, и тем более, не заслуживающие такой бурной реакции, может быть, нам станет более понятно, что причина этого кроется в самой природе, в самой психике ребенка, в особенности его природы и этой психики.
01:17:08 Поэтому никакие доводы, они не могут создать уверенность в ребенке. Но если мы выслушиваем ребенка по поводу его переживаний, оказывается это дает должный эффект. Доводы не имеют силы. Если мы просто даем ему возможность вполне проявить свои эмоции, выговориться обо всем, что он в связи с эти думает, в связи с тем, что у него под диваном высадились чужие такие персонажи 90-х годов, фантастического триллера, на которых с дрожью и страхом смотрели даже взрослые, ребенок убеждается, что в его комнате кто-то есть, что кто-то там шевелится, что кто-то туда приходит, что там какой-то дядя, или какое-то существо другое. Сама способность поделиться с этим, со своими страхами, создает в ребенке ощущение защищенности и безопасности. И доводы о том, что никаких таких дядей и таких существ не бывает, и чужие они были только в кино, и под твоим диваном ничего нет, кроме твоих игрушек, не имеет, практически, никакой силы. Поэтому очень сочувствующая реакция, сочувствующая реакция на нежные, на реакцию нежных чувств ребенка, он передает это как бы поддерживающее, убеждающее послание родителей. Даже не смотря на то, что дети сами не могут размышлять и правильно, как бы себя убеждать. Поэтому доводы не могут создать у ребенка ощущение безопасности и защищенности.
01:19:03 Как часто мы делаем для себя? Мы стараемся мыслить логически в критической, панической ситуации, мы пытаемся сохранять трезвость ума, как говорят взрослые. Но трезвость ума ребенку недоступна просто в силу его возрастных, физиологических и психических особенностей. Родители знают, например, что они вернутся, они намерены вернуться, они точно знают, что они вернутся, они знают, что они заботятся об этом ребенке и любят его. И это знание, оно передается прямо. Это убежденность, что все будет в порядке, я приду и заберу тебя. Оно предается прямо из сознания родителя, когда он просто, в сознание ребенка, когда он просто спокойно и с любовью слушает и просто заверяет ребенка, что все будет хорошо. Чувствуя себя снова на связи с родителями, ребенок получает блага от опыта и мудрости, от разума и мудрости жизненной своих родителей. Наибольшее благо.