Родитель должен понимать, какие игры нужны ребенку раннего возраста.

По нашему мнению, наибольшую пользу приносят именно те игры, которые возникают по инициативе ребенка. Поэтому лучше организовать такую игровую ситуацию, которая увлечет малыша, и он войдет в нее по собственному выбору. Возможность сделать выбор обеспечивает ребенку ранний опыт альтернативного мышления и произвольного поведения.

Соблюдая эти правила, совместно с родителями, мы создаем условия для формирования таких важных качеств у ребенка, как инициативность, самостоятельность, предприимчивость, умение самостоятельно делать выбор, умение общаться, решать проблемы в автономном режиме и др., которые так необходимы в современном обществе!

Почему родители участвуют в занятии?

Секрет №1 Ребенок в возрасте до трех лет неотделим от взрослого, который больше остальных проводит с ним времени дома. Это может быть мама, папа, бабушка или няня. Именно этот взрослый способствует сохранению у малыша чувства защищенности и эмоционального комфорта, необходимые ему для успешного обучения.  
Секрет №2Близкий взрослый является лучшим учителем для малыша. Поэтому, чем активнее мама проявляет себя, включаясь в совместные игры, тем полезнее для ребенка будут занятия.
Секрет №3Малыш, который только начинает изучение предметной среды, доверяет именно «маме-папе» выбор достойных объектов для освоения.  
Секрет №4Маленькие дети не всегда легко и охотно вступают в контакт с незнакомым взрослым, поэтому присутствие близкого человека для него особенно важно. Педагог должен дать ребенку возможность самому пойти на контакт. Малыш непременно это сделает, когда немного привыкнет. При поддержке со стороны близкого, контакт установится быстрее.  
Секрет №5Присутствие родителя на занятии позволяет нам, педагогам, сформировать осознанную родительскую позицию.  

Что такое осознанная родительская позиция?

Порой, находясь на занятии, родители чувствуют себя не вполне уверенно, полагая, что это «территория педагога». Как следствие они могут сопротивляться попыткам вовлечь их во взаимодействие по самым разным мотивам, например:

- из-за неуверенности в том, что педагоги действительно хотят их помощи;

- из боязни совершить ошибку;

- от незнания того, что надо делать;

- из-за неуверенности в том, что у них есть, что предложить педагогу в качестве помощи и т.д.

Поэтому, организуя совместные с родителями занятия, мы пытаемся добиться понимания родителей в таких вопросах: что есть раннее развитие, какие могут быть при этом результаты и как их можно увидеть, что помогает родителям обойти «ловушки», о которых мы говорили ранее.

Мы пришли к выводу, что необходимо использовать разные способы активизации родителей в педагогический процесс. Это связано с тем, что родителям нужно не только передавать педагогические и психологические знания, но и формировать их осознанную родительскую позицию.

Под осознанной родительской позицией мы понимаем

· умение родителя понять ребенка;

· умение творчески применять полученные педагогические знания;

· умение обеспечить возможность выбора и проявления инициативы ребенком;

· умение определять границы самостоятельности малыша.

Это помогает видеть динамику развития ребенка относительно его личных результатов и достижений, а не в сравнении с результатами других детей.

Наша практика показывает, что, только непосредственное вовлечение родителя в образовательный процесс, может научить его оценивать результат развития своего ребенка.

Родительские позиции на занятиях. Какие они?

За время работы с детьми раннего возраста, мы заметили, что родители могут вести себя на занятиях по-разному, т.е. занимать разные позиции. Под позицией мы понимаем степень активности родителя во время занятия. Для нас было важно определить, в каких действиях по отношению к ребенку это проявляется.

Итак, анализ активности родителя во время занятия позволил нам выделить следующие позиции:

Родитель - помощник.

Родитель - помощник помогает педагогу проводить занятия, т.е. педагог организует деятельность таким образом, что родители выполняют все задания, действуя вместе с детьми, их руками, или дают для детей образец выполнения действия. При этом родитель выполняет все задания педагога теми же способами и приемами, что и педагог.

Наши рекомендации