Развитие психодиагностики в 1990-е гг
Чем ближе та точка в истории психодиагностики, которая называется «сегодня», тем труднее говорить о событиях, происходящих в этой области психологическо- го знания, выделить наиболее значительные из них. И в этом нет ничего удиви- тельного. История — это, как хорошо известно, рассказ о прошедшем, узнанном. Когда же события, о которых нужно было бы писать, в силу их близости к насто- ящему времени автору неизвестны, а известные еще не получили должной оцен- ки и понимания, что возможно только по истечении некоторого времени, склады- вается весьма своеобразная ситуация, подразумевающая возможность переосмыс- ления этой истории. Эту возможность мы и оставляем за собой на будущее.
Опубликованный в 1992 г. одиннадцатый выпуск Ежегодника психических из- мерений содержал сведения о 477 коммерческих тестах (тесты, которые, в отли- чие от исследовательских, изданы и предназначены для продажи специалистам)1. Наибольшая часть этих тестов предназначалась для диагностики личности (28,3 %), тогда как на исследование интеллекта были ориентированы всего 4,6 % от общего числа новых тестов (напомним, что каждый новый выпуск Ежегодника не повто- ряет ранее опубликованные тесты за исключением случаев их переиздания или рестандартизации).
Среди тестов для диагностики интеллекта по-прежнему первые по популярно- сти места занимают предназначенные для разных возрастных групп шкалы Векс- лера. Эти шкалы совершенствуются: так в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей (WISC-R), а в 1998 г. — третья редакция шкалы для взрослых ( WAIS-ПГ).
Продолжают разработку новых тестов для измерения интеллекта А. Кауфман и Н. Кауфман. В 1990 г. был опубликован «Краткий тест интеллекта Кауфмана»-,состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватыва- ющий возрастной диапазон от 4 до 90 лет. В 1993 г. этими исследователями пред- ложен «Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана»-.При разработке те- ста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизован- ного интеллекта с взглядами других исследователей. Отличительной чертой теста является множество необычных и интересных заданий, привлекающих внимание обследуемых.
Следует упомянуть и о развитии в США «Британской шкалы способностей»,о которой уже упоминалось ранее. Ее пересмотренная и расширенная версия под названием «Дифференциальные шкалы способностей»была издана Элиоттом в 1990 г. В этих шкалах автор избегает понятия интеллекта и предпочитает го- ворить о специфических способностях. Теоретическое обоснование шкал носит эклектический характер; используется однопараметричеокая модель теории «за- дание—ответ», что позволяет градуировать каждое задание по уровню трудности (используется стратегия адаптивного тестирования). В целом шкалы, благодаря множеству психометрических новшеств, характеризуются высокой сложностью проведения и обработки результатов, что может препятствовать их распростране- нию. Новые взгляды на измерение познавательной деятельности нашли свое от- ражение и в «Системе когнитивной оценки», разработанной Дж. Дасом и Нагли-
Десятый выпуск «Ежегодника» вышел в свет в 1989 г.
78 Глава 1. История психодиагностики. Введение
ери (1997). Задания, входящие в тест, определяющий так называемый когнитив- ный статус, предназначены для измерения основных познавательных функций, участвующих в научении, но, как предполагается, не зависимых от школьного обучения. Тест создан в соответствии с авторской моделью интеллекта, полагаю- щей планирование, внимание, симультанную и сукцессивную обработку инфор- мации его важнейшими составляющими.
Не остаются забытыми и тесты для оценки познавательной деятельности мла- денцев. Среди наиболее интересных и вызвавших внимание исследователей мож- но назвать «Фэгена тест интеллекта младенцев»{Fagan Test ofInfant Intelligence,
1992) и «Оценка возрастного развития младенцев и детей раннего возраста»
{Infant-ToddlerDevelopmentalAssessment,1995).
Интерес к проблеме интеллекта в том виде, как он измеряется тестами, оказал- ся весьма устойчивым, и своеобразным итогом более чем двадцатилетних иссле- дований в этой области была публикация «Энциклопедии человеческого интел- лекта» (Encyclopedia of Human Intelligence, 1994). В то же время не прекращается воистину вечная дискуссия о врожденном (генетическом) и приобретенном в ин- теллекте. Выходит в свет книга американских психологов Ричарда Хернстайна и Чарльза Мюррея «Кривая "колокола"». Интеллект и классовая структура амери- канского общества» (The bell curve: Intelligence and class structure in American life,
1994). Констатируя различия в IQ между разными этническими группами, населя- ющими США, авторы, полагая наследуемость интеллекта очень высокой, указы- вают на негативные общественные явления, связанные с появлением замкнутых элит и низших каст. Книга эта не только задела расовые чувства многих амери- канцев, но и послужила, как пишет Анастази, еще большему укреплению разно- образных стереотипов и заблуждений, касающихся этнических и тендерных раз- личий в выполнении тестов интеллекта, добавила путаницы и разногласий в этой сложной проблеме.
Процессы развития и использования личностных тестов не были столь дискус- сионными в этот период. Незначительно, сравнительно с прошлым десятилети- ем, изменяется ситуация с популярностью личностных опросников. Анализ дан- ных, содержащихся в PsyLit1, за период с января 1990-го по июль 1996 г. позволя- ет указать на следующие наиболее часто цитируемые опросники (табл. 1.1).
В 1992 г. публикуется вариант MMPI, предназначенный для обследования под- ростков — MMPI-A. Этот опросник, который начали разрабатывать в 1989 г., был стандартизирован на выборке, состоящей из 805 юношей и 815 девушек в возрас- те от 14 до 18 лет. В опросник были включены новые шкалы: четыре шкалы ва- лидности и шесть дополнительных шкал.
В 1990-е гг. в психодиагностике продолжается изучение роли ситуаций в пове- дении индивидуума. Естественно, что по большей части это относится не к обыч- ным житейским ситуациям — основное внимание уделяется анализу поведения
PsyLit - база данных, издаваемая на лазерных дисках Американской психологической ассоциаци- ей. Предоставляет информацию (резюме) о статьях, публикуемых примерно в 1300 психологиче- ских журналах более чем из 50 стран мира. Также включены резюме книг и глав из книг, посвящен- ных психологии и смежным наукам. Информация обновляется каждые три месяца.
1.3. Психодиагностика в XX в. 79
Таблица1.1
Названиеличностногоопросника
Количество статей,
в которых упоминается
Опросник депрессии Бека | |
Опросник для диагностики тревожности | |
как черты и состояния | |
MMPI-2 | |
Опросник Айзенка (EPQ) | |
Опросник общего здоровья | |
Опросник Айзенка (ЕРГ) | |
Опросник 16 факторов личности | |
Опросник Миллона (I, II, III) |
человека в сложных, стрессовых условиях. Разрабатываются и соответствующие
диагностические инструменты. К изучаемым феноменам в первую очередь отно- сятся посттравматические стрессовые расстройства,для измерения которых создаются многочисленные опросники. Все большее значение придается разработ- ке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования на сложную ситуацию (защитные механизмы, совладающее поведениеи др.).
Не теряют своего авторитета среди психологов и проективные тесты. Наряду с появлением новых, идет развитие уже известных. Преобладающей схемой интер- претации результатов по тесту Роршаха становится та, которая развивается в ра- ботах Дж. Экснера. В 1993 г. Экснер публикует нормативные данные, опирающи- еся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до
16 лет. Ирвинг Вейнер, известный специалист по тесту Роршаха, отмечает, что за последние два десятилетия эта популярная методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности, приме- нение которого позволяет сделать множество обоснованных выводов. Сказанное относится к разработкам Дж. Экснера, носящим, как уже отмечалось ранее, отчет- ливую психометрическую направленность. В то же время остаются и сторонники качественного анализа результатов по тесту Роршаха, хотя их становится все меньше и меньше. Проходят очередные международные конгрессы, посвященные тесту Роршаха и проективным методикам (XIV — в 1990-м, XV — в 1996-м, по- следний, XVI конгресс, состоялся в 1999 г. в Амстердаме). Выходит в свет 23-й том пользующейся большой популярностью среди специалистов по проективным ме- тодикам «Роршахианы»(1999).
Сравнительный анализ популярности проективных тестов и личностных опрос- ников показывает, что и за рамками клинической психологии проективная тех- ника не утратила своего значения. Проведенный в США в 1990 г. опрос 64 руко- водителей консультационных психологических программ по вопросу использо- вания тренинга личностной оценки при подготовке психологов-консультантов показал, что 45 % опрошенных используют в своих программах так называемую
«объективную» личностную оценку, а 32 % — проективную. Для проведения «объ- ективной» личностной оценки чаще всего используют MMPI, Калифорнийский
80 Глава 1. История психодиагностики. Введение
психологический опросник и опросники Кеттелла. Для проективной личност- ной оценки применяют тест Роршаха, ТАТ и методики незаконченных предло- жений.
Начало 1990-х гг. отмечено значительным возрастанием числа тестов, исполь- зование которых предполагает наличие компьютера. Институт психических из- мерений Буроса сообщал о том, что количество таких тестов возрастает от 4 — в 1965 г. до 400 — в 1990 г. В то же время в большинстве своем это компьютеризи- рованные уже известные тесты, а не тесты, специально разработанные с учетом возможностей компьютера (компьютерные тесты). К концу 1990-х гг. можно кон- статировать определенный спад интереса к компьютеризированным тестам, и не только потому, что зачастую возникают проблемы с их надежностью и валидно- стью. Многие психологи, прежде всего работающие в клинике, не удовлетворены предлагаемыми программами интерпретации получаемых результатов, вполне обоснованно полагая, что данная работа — задача диагноста.
В 1990-е гг. Центр психических измерений Буроса1 начинает очередной про- ект — публикацию реферативных настольных книг по отдельным направлениям тестирования. В 1994 г. выходит том, посвященный психологической оценке в шко- ле. Своеобразным подведением итогов развития психодиагностики в 1990-е гг. стали публикации очередного, тринадцатого, выпуска «Ежегодника психических измерений» (1998), в котором сообщается о 370 новых тестах (в 1999 г. выходит приложение к этому Ежегоднику) и двухтомного Tests in Print (1999). Нельзя не упомянуть и уникальное 6-томное издание (1995), посвященное некоммерческим тестам (тесты, которые не вышли за рамки научных исследований и не предна- значены для продажи другим пользователям), осуществленное Американской пси- хологическойассоциацией(DirectoryofUnpublishedExperimentalMentalMeasures).
Все возрастающая заинтересованность правительственных органов США в при- менении психологических тестов приводит в 1993 г. к образованию Совета по тести- рованию и оценке. Главная задача этого Совета состоит в разъяснении разнообраз- ным правительственным службам значения психологических тестов как орудий государственной политики. Опубликованные Советом отчеты свидетельствуют о том, что наибольшее значение американское правительство придает тестированию в области образования, а также совершенствованию имеющихся тестов.
Итак, «1990-е гг. свидетельствовали о неуклонном повышении и расширении интереса к психологическому тестированию. На это указывает как разработка но- вых тестов, часть которых отражает принципиально новые подходы, так и непре- кращающиеся исследования существующих тестов наряду с систематическим пе- ресмотром их более ранних версий» (Анастази, Урбина, 2001, с. 12). Добавим так- же, что по завершению этого десятилетия закончился более чем столетний период развития психодиагностики. За это время значительный прогресс был достигнут в разработке методик, с помощью которых пытались измерять едва ли не все воз- можные проявления индивидуальности. Психодиагностика прошла как через пи- ки популярности и признания, так и по низинам яростной критики и даже забве-
В 1994 г. Институт психических измерений Буроса был преобразован в Центр психических измере- ний Буроса, см. выше.
1.4. Тестирование в образовании 81
ния в отдельных странах мира. В новое тысячелетие эта наука, как и вся психоло- гия, вошла с множеством нерешенных проблем, но с обоснованной убежденностью в возможности их решении.