Специфика инноваций в социальной работе с пожилыми людьми
Понимаемые под социальными инновациями сознательно организуемые нововведения или новые явления, формирующиеся в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющие целью эффективные позитивные преобразования, несомненно, имеют место в социальной сфере современного российского общества в целом и, в частности, той ее области, которая затрагивает интересы пожилых.
Актуальность проблематики инновирования жизнедеятельности пожилых при участии, в том числе, специалистов по социальной работе и самих пожилых может быть доказана самим определением инновационной деятельности, под которой понимается деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью …совершенствования социального обслуживания. У кого, как не у людей, проживших жизнь, этого самого опыта «не занимать»? Фраза «Будущее за молодыми!» приобретает смысл только тогда, когда в обществе как можно дольше сохраняют активность люди и зрелого возраста, и пожилого. Неслучайно, основная забота социальной политики многих государств мира направлена на поддержку, прежде всего, детей, матерей и пожилых. Учитывая общую тенденцию старения населения в России, данный тезис тем более справедлив.
Вместе с тем рассматривая процесс инновирования в комплексе, необходимо отметить, что он отличается, в некоторой степени, сложностью для понимания и определенной специфичностью, тем более, если речь идет о людях преклонного возраста. Во многом данная проблематика может быть объяснена психологически.
Так, например, исследователями установлено, что индивид, не доверяющий своим способностям, изначально содержит в себе отрицание новшества. Данное утверждение в отношении пожилого человека, испытывающего очень часто в силу возраста проблемы со здоровьем, имеет значимый смысл.
Плодотворность процесса принятия решения часто обусловлена наличием обдуманных планов и стратегий, вырабатываемых другими участниками нововведений, но окончательное решение определяется личностью в любом случае самостоятельно, в зависимости от ее созидательных способностей и базовых потребностей. Для специалиста по социальной работе в таком случае становится важным «переориентация» пожилого человека с исключительно «созерцательной» деятельности на деятельность творческую.
Чрезвычайно трудно добиться от человека в пожилом возрасте приобретения новых знаний и пересмотра ценностей, установок, ожиданий, что является необходимым условием формирования адекватного инновационного восприятия. Вместе с тем в данном случае, вероятнее всего, речь идет об отсутствии должной мотивации, а значит, «трудно», не означает «невозможно».
Противниками нововведений, как отмечают специалисты, с большей степенью вероятности могут быть индивиды, обладающие низкими социальными статусами (пожилые россияне другим статусом никогда и не обладали) в силу невозможности получить немедленную отдачу от участия в процессе.
Сопротивление нововведениям (К. Левин) является также прямым следствием фактора неопределенности (угроза стабильному положению в рамках существующей социальной системы). Весьма значимый показатель, особенно, если учесть, что для пожилого человека в нашей стране часто единственной основой существования выступает пенсионное обеспечение. «Запасных» вариантов нет, а значит, и нет смысла рисковать. На самом деле, как отмечают многие исследователи, желание сохранить имеющееся состояние, может также служить источником сопротивления нововведению.
Дополнительным фактором сопротивления нововведению являются действующие установки, определяющие скорее консервативный, нежели новаторский характер поведения: довольно часто от людей, прошедших солидный жизненный путь, можно слышать: «А раньше было лучше!», «Такого беспорядка не было!» и т.д.
В инновационной деятельности в отношении пожилых важно также учесть, что отдача инвестиций в инновациях рассматривается как возможность долгосрочной отсрочки возвращения финансовых (прежде всего) и иных материальных ресурсов. Отсрочка возвращения зависит от типа культуры, в которой происходит инновационный процесс, а в контексте культуры — от класса (социальной страты), образования, уровня дохода, мотивации на достижение и степени космополитизма индивидов, вовлеченных в инновационный процесс. Чем современнее общество по критерию технологического потенциала и другим перечисленным выше характеристикам, тем дольше оно может ожидать возврата ресурсов.
Наша страна в указанном отношении явно «неконкурентоспособна», это очевидно. Но стоит ли отказываться от инвестиций «в пожилой возраст», если речь идет о духовном, социальном, экономическом (в том числе), политическом потенциале, будущем страны?
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что в самом пожилом возрасте содержатся не только механизмы, способствующие торможению нововведений, но и, наоборот, стимулирующие их развитие. Это и богатый жизненный опыт, и компетентность, и знание жизни как таковой, словом то, чего нет, и не может быть у молодых.
Подтверждение сказанному — инновационная деятельность в интересах пожилых со стороны государства (реформа пенсионной системы), общества (появление в нашей жизни Дня пожилого человека), собственные инициативы пожилых (деятельность Российской партии пенсионеров).
Литература
1. Дудченко, В.С. Основы инновационной методологии / В.С.Дудченко. — М: Институт социологии РАН, 1996. — 68 с.
2. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. — М.: Прогресс, 1980. — 296 с.
3. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И. Пригожин. — М.: Изд-во политической литературы, 1989. — 271 с.