Дальнейшая разработка темы. Нормальные и экстремальные ситуации в труде
Нормальные и экстремальные ситуации в труде. Характеристика экстремальной ситуации в эмоциональном, когнитивном, исполнительном аспектах. Напряжение, страх наказания, стремление к достижению цели, давление ответственности, концентрация на выполняемом задании, сложность задачи, непредсказуемость событий, временной дефицит и др. особенности экстремальной ситуации. Последствия экстремальных ситуаций: утомление, истощение, потеря сна, навязчивые образы, утрата интереса, снижение работоспособности. Анализ нормальных и острых ситуаций.
Сознание и действие в экстремальной ситуации: невозможность дать отчет в ходе исполнения и невозможность вспомнить происходившее после достижения положительного результата. Почему этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности?
Временной анализ. Для чего необходима», разработка понятия времени?
Разве нельзя обойтись разнообразными характеристиками процесса, например трудового, чтобы, рассуждая о процессе, не упустить чего-то важного? Понятие времени предполагает определенный набор линий размышления. Нужно все их пройти, не упустив ни одну: возможно, это обогатит анализ.
Принципы временного анализа: настоящее задается восприятием, переживанием дления процесса, действием и переживанием события субъектом. Временной анализ возможен, когда исследователь умеет схватить и удерживать свой предмет как текущее настоящее, как происходящее в его присутствии, на его глазах. Описание он должен суметь построить в том же времени, воспроизведя тот резерв, долю неопределенности, которая содержится в настоящем. Психология должна уметь схватывать не только прошедшее, но и настоящее. Такое держание настоящего позволило нам увидеть те трудности, с которыми сталкивается исследователь, применяющий понятие «действие». Будущее - осознанием и продумыванием вариантов действий и их последствий, ожиданием результатов (тип ожидания), прошлое - воспоминаниями, их энергетическим зарядом и пр. Непрерывность, континуум, текучесть, тягучесть, поток. Можно ли говорить о потоке помимо переживания? Их единство, обозначенное как «переживание течения», должно быть единицей анализа, исходным термином. Что подразумевается под «переживанием» времени? Однородность? Ряды неоднородных событий. Есть ли повторения в рядах событий и процессах? Повторяются целые циклы. Обратимы ли ряды событий? Нет, но принцип обратимости очень важен.
Почему этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности?
Определение времени через интенсивность движений человека, ритмы дыхания и другие ритмы тела. Пределы. Повторное, хорошо заученное и доведенное до мастерского исполнения, действие может рассматриваться как своего рода часы, подобные «часам тела». Новое действие. Повторная, заученная последовательность двигательных операций в новых условиях. Знакомость и неопределенность всегда вместе. Они сочетаются в разных пропорциях. Не будем говорить об оценке длительности пустого промежутка. Попробуем понять время через деятельность: исполнение и переживание. Переживание скорости собственного действия при исполнении. Сопоставление собственных движений с частотой событий. Согласование с движениями и командами других членов группы.
Сознание и время. Сознание возникает в связи с временем и для времени. Можно ли говорить о времени помимо сознания? Можно ли определить время помимо бессознательного? Вспомним, что говорил Бергсон о чистой последовательности («...наше "Я" просто живет»).
Изменение ситуации: усложнение и фацилитация.
Переживание субъектом перехода от бездеятельности к экстремальной ситуации, скорость включения в ситуацию, быстрота реагирования как характеристики субъекта деятельности. Возможности изменения скорости двигательной реакции и удержания собственного ритма движений. Замедление скорости исполнения при облегчении ситуации. Имитационная модель Зигеля и Вольфа.
Работы С.Г.Геллерштейна по скорости двигательной реакции и антиципации.
Синхронизация в групповой деятельности. Навязанный ритм. Темп и согласованность движений и речевого обмена в работе группы. Значение контекста и связности для понимания психологического времени. Ситуативность действия и внеситуативность, устойчивость контекста деятельности.
Изменение скорости выполнения деятельности при изменении сложности ситуации. Предвидение усложнения как показатель высокого профессионального уровня специалиста. Быстрота развития экстремальной ситуации как особенность некоторых профессий (транспорт, энергетика, экономика). Бездеятельность и монотония: переживания субъекта и состояния сознания. Иллюзии, галлюцинации и патологические состояния, свойственные для некоторых профессий в экстремальных ситуациях. Обмороки, потери сознания, синдром гибели мира и др. Автономность в транспортных профессиях: необходимость уединиться и трудности переживания длительной изоляции. Состояния моряков-подводников в длительных рейсах. Динамика тревожных состояний. Первые четыре-пять дней у моряков нарушается режим труда, появляется утомление и вялость. Возможно, это следствие интенсивной подготовки к походу. На 6-7-е сутки у подводников возникает раздражительность, количество эмоциональных реакций возрастает от 2,1 до 2,7 раз. Это проявляется во взаимных претензиях. Это период притирания. Второй этап - привыкание к новому режиму деятельности. Третий этап - на 55-е сутки растет утомление из-за изоляции и монотонии. Четвертый этап - утомление еще больше нарастает, появляются симптомы невротических состояний. Эффективность деятельности снижается. Пятый этап - за 8-10 дней до окончания плавания появляется возбуждение, которое сочетается со снижением эффективности деятельности, вплоть до безразличия (В.Н.Селезнев, 1988).
Истощение и неврозы. Случаи суицида.
Адаптация к местному времени.
Собственное пространство и собственное время процесса. Значение понятия «субъект» для определения собственных времени и пространства процесса. Пять параллельных линий описания и схематизации времени труда в дальних перелетах: ритмы тела, ритмы действия, хронометрическое время, местные социальные ритмы жизни, астрономическое время. Ожидание как особый процесс. Почему этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности?
Ритмы времени и ошибки в деятельности человека. Точное исполнение действия. Локальное пространство и локальное время индивида. Последствия нарушения локального времени при быстром перемещении на большие расстояния. После перемещения: как меняется суточная кривая успешности деятельности. Когда будет человек работать лучше: днем по местным часам или днем по часам базы? «Часы» тела и «часы» города - необходимость согласования ритмов. Время и качественный ход адаптации к ритму жизни на новом месте. Значение ближайшей социальной группы для ускорения адаптации индивида к жизни на новом месте. Восстановление сна на новом месте - по времени суток, длительности и глубине; восстановление работы пищеварительного тракта, восстановление работоспособности по времени суток. Невозможность адаптации при определенных условиях. Индивидуальные и групповые приемы приспособления к местному времени. Субъектное регулирование ритмов тела - приемы адаптации к местному времени. Потребности человека и ритмы жизни города.
Планирование труда и отдыха оператора. Конкретные программы и положения. Дневные, ночные, утренние и вечерние часы. Ритмы работоспособности. Ошибки в зависимости от времени суток. Ночное время не пригодно для труда: в эти часы нельзя ожидать продуктивной деятельности. Труд в ночное время разрушает здоровье. Недостатки в существующих положениях о времени труда (скрытые сверхурочные, ночной труд и пр.).
План семинарского занятия
Занятие 9. Временной анализ труда: как успеть вовремя в трудовой ситуации?
1. Теория: понятие о технологическом процессе. Собственное время процесса.
2. Субъект, сознание, время, деятельность.
3. Структура времени человека: прошлое, сфера настоящего, будущее.
4. Ритмы и адаптация: планирование труда и отдыха.
5. Решение временной задачи субъектом: планирование, исполнение и разбор.
Темы для размышления
1. Ритмы труда: многоуровневая схема. «Часы тела» - ритмы тела, предприятия, города. Можно ли считать действие как совокупность ритмов?
2. Временная связность образа мира.
3. Как успеть в срок с выполнением задания?
Рекомендуемая литература
О с н о в н а я
Алякринский Б. С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. -М., 1983.
Алякринский Б. С., Степанова С. И. По закону ритма - М., 1985.
Геллерштейн С. Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции -М.,1958.
Головаха Е. И., КроникА.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
Завалишина Д. Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени // Инженерная психология: Теория. Методология. Практическое применение -М., 1977.-С. 190-218.
Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. - М., 1991.
Лакейн А. Искусство успевать. - М., 1996.
Пчелинов А.Ф. Правила расчета времени летного труда в гражданской авиации.-М., 1994.
Д о п о л н и т е л ь н а я
Бюхер К. Работа и ритм. - М., 1923.
Геллерштейн С. Г. Антиципация в свете проблемыбессознательного. Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 305-316.
Гератеволь 3. Психология человека в самолете. - М., 1956. -С. 181-193.
Делез Ж. Различие и повторение. - М., 1998.
Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М 1980.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.
Моисеева Н. И, Сысуев В. М. Временная среда и биологическиеритмы. -Л.,1981.
Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения -М., 1965.
Степанова С. И. Биоритмологические проблемы адаптации.-М., 1986.
Сеченов И. М. Элементы мысли // Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947. - С. 398-537.
Фукин А. И. Психология конвейерного труда: Дис. ... д-ра психол наук .–М., 2000.
Элъкин Д.Г. Восприятие времени. - М., 1962.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................................................................................. 3
Раздел I АНАЛИЗ ТРУДА.................................................................................................................................................................................. 5
Глава 1 ОШИБКА ЧЕЛОВЕКА...................................................................................................................................................................... 5
1.1. Концепция ошибки................................................................................................................................................................................ 5
1.1.1. Операции, культура, язык........................................................................................................................................................... 7
1.1.2. Ошибка и страх.............................................................................................................................................................................. 9
1.2. Практика. Расследование происшествий: вина и ответственность........................................................................................ 9
1.2.1. Переживания субъекта в ходе расследования.................................................................................................................... 11
1.3. Классификация ошибок.................................................................................................................................................................... 12
1.4. Ошибка и опыт..................................................................................................................................................................................... 16
1.4.1. Почему люди не учатся на ошибках?................................................................................................................................... 17
1.5. Ошибки штурмана и пилота............................................................................................................................................................ 18
1.6. Опыт психологической практики Анализ летного происшествия........................................................................................ 19
1.7. План семинарского занятия............................................................................................................................................................. 21
Глава 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ...................................................................................................................................... 22
2.1. Теоретический анализ деятельности профессионала.............................................................................................................. 22
2.2. Модели элементарного акта........................................................................................................................................................... 28
2.2.1. Имитационные модели.............................................................................................................................................................. 28
2.2.2. Информационные и информационно-процессуальные модели..................................................................................... 28
2.2.3. Корреляционные модели.......................................................................................................................................................... 34
2.3. Методика построения модели трудового действия.................................................................................................................. 34
2.4. Специфика труда операторов......................................................................................................................................................... 36
2.5. План семинарского занятия............................................................................................................................................................. 39
Глава 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА............................................................................................................................................ 40
3.1. Понятие.................................................................................................................................................................................................. 40
3.2. Таксономия задач в виде набора глаголов................................................................................................................................. 40
3.3. Простые и сложные задачи в профессиональной деятельности........................................................................................... 41
3.4. Субъект и профессиональная задача........................................................................................................................................... 42
3.5. Мышление профессионала.............................................................................................................................................................. 45
3.6. Решение сложных задач штурманами и пилотами................................................................................................................... 45
3.6.1. Средства навигационного труда............................................................................................................................................ 48
3.6.2. Визуальное и приборное ориентирование.......................................................................................................................... 50
3.7. Навигационный образ полета......................................................................................................................................................... 51
3.7.1. Роль систем отсчета при ориентировании по приборам................................................................................................. 53
3.7.2. Методика. Моделирование навигационной задачи - 1.................................................................................................... 55
3.7.3. Методика. Моделирование навигационной задачи - 2.................................................................................................... 60
3.8. Методика. Применение биполярных шкал при работе с профессионалами..................................................................... 62
3.9. Особенности построения методик................................................................................................................................................. 67
3.10. О гибкости мышления профессионалов..................................................................................................................................... 68
3.11. Дальнейшая разработка темы...................................................................................................................................................... 69
3.12. План семинарского занятия........................................................................................................................................................... 69
Глава 4 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ................................................................................................................................................................. 70
4.1. Принятие решения как «горячий когнитивный процесс»......................................................................................................... 70
4.2. Обучение принятию решения (Программы обучения действиям в сложных ситуациях).............................................. 75
4.3. Методика. Моделирование принятия решения.......................................................................................................................... 76
4.4. Опыт психологической практики................................................................................................................................................... 79
4.5. Дальнейшая разработка темы........................................................................................................................................................ 86
4.6. План семинарского занятия............................................................................................................................................................. 87
Раздел II СУБЪЕКТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ........................................................................................................................... 88
Глава 5 ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ОПЫТА........................................................................................... 88
5.1. Пространство и человек.................................................................................................................................................................... 88
5.1.1. Пространство и субъект................................................................................................................................................................ 89
5.1.2. Реальное пространство и восприятие................................................................................................................................... 90
5.1.3. Ориентиры..................................................................................................................................................................................... 91
5.2. Память и профессиональный опыт................................................................................................................................................ 92
5.2.1. Действие и память....................................................................................................................................................................... 93
5.2.2. Подходы к анализу профессионального опыта................................................................................................................. 94
5.4. Продольные и поперечные структуры профессионального опыта..................................................................................... 97
5.5. Действие и структуры опыта........................................................................................................................................................... 98
5.5.1. Схема как организация двигательного опыта.................................................................................................................... 98
5.5.2. Циклические и одиночные действия штурмана в полете.............................................................................................. 100
5.5.3. Пространственно-временные структуры профессионального опыта....................................................................... 103
5.6. Методика. Бланковый метод изучения функциональных единиц опыта......................................................................... 113
5.7. Дальнейшая разработка темы...................................................................................................................................................... 116
5.8. План семинарского занятия........................................................................................................................................................... 117
Глава 6 КОМАНДА И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................................................. 118
6.1. Совместная деятельность операторской команды................................................................................................................. 118
6.2. Эмоциональная атмосфера совместной деятельности.......................................................................................................... 122
6.3. Моделирование решения задач командой................................................................................................................................ 123
6.4. Формирование команды................................................................................................................................................................. 125
6.5. Профессиональная среда операторов........................................................................................................................................ 126
6.6. Методика. Вопросник изучения совместных действий экипажа в полете....................................................................... 129
6.7. Методика. Частотный анализ рассказов летчиков о полетах в сложной обстановке................................................. 132
6.8. Дальнейшая разработка темы...................................................................................................................................................... 132
6.9. План семинарского занятия........................................................................................................................................................... 135
Глава 7 СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ И ОТКАЗЫ ОТ ЗАДАНИЙ............................................................................................ 135
7.1. Эмоции в труде человека............................................................................................................................................................... 135
7.2. Отказы от знаний.............................................................................................................................................................................. 136
7.3. Профессиональная устойчивость и ее оценка......................................................................................................................... 141
7.3.1. Методика. Трансформации зрительных представлений (по Р. Гордону)................................................................ 143
7.3.2. Методика. Яркость-четкость зрительных представлений (по Д. Марксу)............................................................... 144
7.3.3. Методика оценки деловых качеств авиадиспетчера..................................................................................................... 145
7.4. Эмоциональные дифференциации в перцептивном мире и в когнитивной карте.......................................................... 145
7.5. Мотивационный механизм действия.......................................................................................................................................... 147
7.5.1. Ожидание в труде оператора................................................................................................................................................ 147
7.5.2. Фазы мотивационного процесса.......................................................................................................................................... 147
7.5.3. Потребности профессионалов.............................................................................................................................................. 150
7.6. Ценности и ценностные ориентации........................................................................................................................................... 151
7.6.1. Методика. Профессиональные ценности........................................................................................................................... 153
7.6.2. Конфликт в системе ценностей............................................................................................................................................. 156
7.7. Профессиональный путь оператора........................................................................................................................................... 159
7.8. Опыт психологической практики................................................................................................................................................. 161
7.9. План семинарского занятия........................................................................................................................................................... 167
Раздел III ОБЪЕКТ ТРУДА В ПЕРЦЕПТИВНОМ МИРЕ....................................................................................................................... 168
Глава 8 ПЕРЦЕПТИВНЫЙ МИР СПЕЦИАЛИСТА............................................................................................................................ 168
8.1. Теоретическое обоснование понятия «перцептивный мир»................................................................................................. 171
8.1.1. Оперативные единицы восприятия...................................................................................................................................... 175
8.1.2. Перцептивные действия.......................................................................................................................................................... 176
8.2. Описание перцептивных миров в различных видах операторского труда..................................................................... 176
8.2.1. Перцептивные миры летчика................................................................................................................................................. 176
8.2.2. Перцептивный мир авиадиспетчера.................................................................................................................................... 177
8.3. Историческая реконструкция образа мира пилота и штурмана........................................................................................ 178
8.4. Информационная и концептуальная модели и понятие «перцептивный мир»............................................................... 182
8.5. Перцептивный мир, действие и структуры опыта................................................................................................................... 184
8.6. Дальнейшая разработка темы...................................................................................................................................................... 187
8.7. План семинарского занятия........................................................................................................................................................... 188
Глава 9 ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ТРУДА: КАК УСПЕТЬ ВОВРЕМЯ В ТРУДОВОЙ СИТУАЦИИ?..................................... 189
9.1. Субъект и время................................................................................................................................................................................ 189
9.2. Срок, ритм и место........................................................................................................................................................................... 192
9.3. Время как понятие психологии..................................................................................................................................................... 193
9.4. Время в психологическом анализе.............................................................................................................................................. 194
9.5. Время в анализе трудового процесса......................................................................................................................................... 200
9.5.1. Временной объект..................................................................................................................................................................... 201
9.5.2. Структуры опыта как модели временных объектов....................................................................................................... 201
9.5.3. Временные операции: упорядочение и синхронизация................................................................................................ 203
9.5.4. Сфера настоящего.................................................................................................................................................................... 204
9.5.5. Временные синтезы.................................................................................................................................................................. 205
9.5.6. Подготовка, разбор и исполнение процесса..................................................................................................................... 207
9.6. Дальнейшая разработка темы...................................................................................................................................................... 210
9.7. План семинарского занятия........................................................................................................................................................... 211
Учебное издание