Человеческие ценности (основные -О и инструментальные - И)

(поМ.Рокичу)

Список О:

Активная, деятельная жизнь

Профессионализм (высокое профессиональное мастерство)

Здоровье

Безопасность (защищенность от неблагоприятных обстоятельств)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

Интересная работа

Наличие хороших и верных друзей

Общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе

Сохранение мира между народами как условие благополучия каждого

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития)

Равенство (равные возможности для всех)

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного времяпрепровождения)

С п и с о к И:

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Высокие запросы (высокие притязания)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Исполнительность (дисциплинированность)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам в себе и в других

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Чуткость (заботливость)

Однако следует отметить, что перечень составленных М.Рокичем ценностей не соответствует полностью специфике летного труда специалистов дальней пассажирской авиации. Для более полного изучения ценностей были использованы другие методики. Так, с помощью интервью было выяснено, сколь важным является материальное вознаграждение. Именно им и определяется и внутригрупповая замкнутость, и круговая порука, в жертву которой часто приносятся интересы более широкой профессиональной общности. Так, пилоты готовы выполнять рейсы на машине, не подготовленной к полету. Тем самым сохраняются заработки, но даются они большой ценой психологических и физиологических затрат, а глобальным отрицательным результатом является снижение безопасности полетов.

В результате были обнаружены острые противоречия между уровнями ценностей: индивидуальными, узкогрупповыми (экипаж), отраслевыми и общечеловеческими. Летчики ясно осознают наличие противоречий, но не могут выстроить для себя стройную систему ценностей. Скорее, они приспособляются к уже существующей, стараясь не думать о противоречиях, бессознательно защищаясь от вызывающих тревогу факторов.

Набор качеств личности, необходимых для наиболее эффективной деятельности, часто задает лидер группы. Таким образом, вводя новые ценности, новые нормы, лидер как бы создает определенный резерв для всей группы, что служит одним из механизмов сохранения его позиции в группе.

В.И.Лебедев, ссылаясь на результаты А.Р.Быстрицкой и М.А.Новикова, отмечает, что сплоченность экипажей самолетов находится в прямой зависимости от авторитета командира корабля. Чем выше статус командира, тем выше внутригрупповая сплоченность. В сплоченных экипажах командир, как правило, одновременно является и неформальным лидером.

Таким образом, можно полагать, что результаты, полученные при изучении ценностных ориентации пилотов гражданской авиации, возможно, окажутся полезными при комплектовании экипажей. Так как система ценностей является социальным регулятором поведения, ее изучение имеет крайне важное значение для профилактики конфликтных ситуаций при взаимодействии в экипаже. Кроме того, изучение ценностных ориентации могло бы способствовать решению задач подбора и воспитания руководителей коллективов.

Наши рекомендации