Дальнейшая разработка темы. Место мышления в процессе действия - динамическая теория

Место мышления в процессе действия - динамическая теория. Проблемы внедрения интеллектуальных дисплеев в авиации. Изменение в психологической структуре деятельности пилота самолета нового типа. Необходимость освоить новый язык визуальных форм и новую систему кодов. Необходимость запоминать множество новых непривычных объектов - меток на пути к области, где расположена отыскиваемая информация. Все это должно быть освоено одновременно с новыми режимами полета, для выполнения которых установлены новые интеллектуальные интерфейсы.

Проблема переучивания пилотов для полетов на зарубежные аэродромы: знание языка, освоение законов и правил страны, изучение документов перед полетом, освоение новых правил взаимодействия с диспетчером в полете, жесткость-гибкость профессиональных аттитюдов, наличие образа данного аэродрома и т.д.

Примеры и анализ профессий психолога, педагога, врача, менеджера предлагаются выполнить в качестве упражнений.

План семинарского занятия

Занятие 3. Задача

1. Понятие профессиональной задачи.

2. Таксономия задач в виде набора глаголов.

3. Простые и сложные задачи в различных видах труда: пилот, штурман, психолог, педагог, врач, менеджер.

4. Мышление оператора.

5. Проектирование новой деятельности: определение задач.

6. Компьютеризация в различных видах труда.

7. Интеллектуальный интерфейс.

Методики

1. Методики изучения пространственного мышления: карандаш и бумага, модели профессиональных задач (соотношение между системами отсчета; дробление процесса на отдельные порции).

2. Использование биполярных шкал. Составление системы шкал, проведение опроса. Обработка. Анализ.

3. Многоэкранные компьютерные системы обучения пилотов.

4. Тест EFT.

Темы для размышления

1. Простые и сложные задачи: каковы критерии различения?

2. Характеристика мыслительной деятельности опытного специалиста.

3. Как можно переучить опытного специалиста? Какими приемами?

4. Мыслит ли оператор при выполнении действия?

5. Почему именно глаголы становятся ключевым средством при разработке систем задач в трудовой деятельности?

Рекомендуемая литература

Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. -М., 1997.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998. - С. 159-180.

Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. - Ярославль, 1984.

Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. - М., 1998.

Практическое мышление // Сб. науч. трудов ИПАН. - М., 1990. - С. 5-68, 123-138.

Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Ред.-сост. А.Б.Леонова, О.Н.Чернышева.-М., 1995.-С. 354-371.

Человеческий фактор / Под ред. Г.Салвенди. - М., 1991. -Т. 4. - С. 86-117.

Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-н/Д, 1994.

Глава 4

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

4.1. Принятие решения как «горячий когнитивный процесс»

Автоматизация снижает двигательные нагрузки специалистов и вместе с тем способствует возрастанию роли мыслительных процессов в выполнении различных задач. Термин «принятие решения» в технологической литературе и документах имеет вполне определенный смысл и пространственно-временное определение: в авиации, например, есть принятие решения о вылете, на взлетно-посадочной полосе при разбеге - принятие решения о взлете, на конечном участке глиссады - о посадке, при плохой погоде в аэропорту назначения - об изменении маршрута и т.д. Как видно, принятие решения означает оценку ситуации и выбор одного из возможных вариантов действия, качество решения определяется опытом специалиста. Ясно, что такая характеристика является внешней и не позволяет ответить на вопрос, почему специалист с большим стажем летной работы принял некачественное решение или вообще не успел принять решение в отведенное технологией время. Необходим глубокий анализ процесса решения, который должны провести психологи, физиологи, биологи и другие специалисты по человеческому фактору.

В психологии изучены информационные аспекты процесса принятия решения. Волевые, эмоциональные и мотивационные стороны исследованы в теоретической и экспериментальной психологии. Установлено, что осознание, переживание процесса решения - важные психологические признаки процесса решения: 1) актуальное осознание неопределенности результата в начале действия, 2) сознательное санкционирование этого результата в конце действия, 3) процесс выбора цели или способа ее достижения, 4) переживание процесса решения, особенно неопределенности цели и результата на этапах выбора цели и санкционирования. Учет психологических аспектов делает возможным анализ и оценку операторской деятельности, прежде всего оценку ее сложности.

В начале профессионального пути молодой специалист встретит массу задач, которые должны быть выполнены на уровне сознания. По мере того как специалист будет набирать положительный опыт решения задач, процесс решения будет осуществляться автоматически. Из сознания будут исчезать процессы сбора информации и установления ее соответствия задаче, моменты сомнений, колебаний. Выбора фактически уже не будет. Вместо него будет выполняться цепь мыслительных и двигательных операций. По мере накопления опыта периоды сомнений и колебаний будут возникать только в совершенно новых или неожиданных ситуациях. Пережитый период сомнений и колебаний, связанных с выбором, особенно если острота переживания все более возрастает под давлением дефицита времени или трудности задачи, отложившись в памяти, становится основой для обучения действиям в подобной ситуации. Преодоление момента выбора становится механизмом формирования профессионального опыта. С другой стороны, период колебаний и сомнений может возникнуть даже в труде опытного специалиста при усложнении условий выполнения задачи под действием внешних событий или состояния субъекта. Наиболее вероятными ситуациями, в которых придется осуществлять выбор, являются те, что отмечены в руководствах, инструкциях и наставлениях, хотя часто в этих точках не принимается никаких решений, а лишь подается команда об очередном действий. Выделение точек принятия решения носит скорее предостерегающий характер. Реальные решения в этих точках производятся лишь в сложных случаях. Фактически имеют место не фиксированные, а блуждающие точки выбора и решения.

Прежде всего следует определить ситуацию, в которой осуществляется выбор. Ее признаками являются неопределенность относительно путей и результатов решения, неясность вариантов, сложность выделения вариантов и выбора между ними, сложность выполнения, временной дефицит. Трудность задачи не может быть строго определена без учета опыта специалиста, решающего задачу, его темперамента и личностных особенностей. Так, известно, что среди специалистов имеются лица, склонные к постоянному анализу результатов и неудач, со стремлением установить причины неуспешных решений и отыскать оптимальный путь выполнения сложной задачи. Такое сознательное формирование собственного профессионального опыта позволяет им стать специалистами высокой квалификации.

Центральным пунктом определения должно стать понятие выбора. Предшествуют ли процессы поиска и анализа информации, выделения вариантов действий и определения последствий каждого из них самому выбору или идут параллельно с ним, составляя часть его? Как оценивает субъект вероятность каждого варианта и как оценивает его важность до и после выполнения действия? Но будет ли это означать, что удалось уловить и передать суть самого момента выбора? Принятие решения часто основано на использовании иррациональной информации.

Важным признаком выбора являются колебания и сомнения субъекта. Этап выбора может быть выделен не только обращением к субъективному опыту человека, но и зафиксирован объективно, через наблюдение и регистрацию реакций субъекта вместе с характеристикой фона, на котором наблюдаются сомнения и колебания: возрастание напряжения, за которым стоит физическая опасность или угроза социальных санкций, профессиональная гордость или стремление к самореализации. Для исследований выбора и принятия решения психолог должен научиться устанавливать собственно момент выбора: переход от анализов, взвешиваний, оценок к действию, решительному и целеустремленному, в котором уже нет места колебаниям и сомнениям. Этот переход можно наблюдать со стороны, он дан также и субъекту.

Принятие решения является «горячим когнитивным процессом», поскольку протекает обычно на фоне интенсивных переживаний, вызванных дефицитом времени, высоким социальным контролем и интенсивной рабочей нагрузкой. В условиях трудовой деятельности, при подготовке или при разборе психолог и методист редко могут помочь специалисту, настолько быстротечен процесс и специфичны пространственные условия - в кабине нет места для другого. На занятиях инструктор предлагает курсантам выделить варианты действий, оценить преимущества и недостатки и возможность выполнения каждого. Затем проводится коллективный разбор решений и тех вариантов, которые предлагает инструктор.

В книге, которую Ирвинг Джанис (американский ученый, принимавший участие в разработке важных решений правительства) написал вместе с австралийским ученым Леоном Манном, принятие решения рассматривается как «горячий когнитивный процесс» - процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне. Авторы стремятся раскрыть наиболее глубокие психологические механизмы решения, которые они связывают с мотивационным конфликтом, столкновением эмоционально окрашенных тенденций. Книга содержит обширный обзор литературы по принятию решения. Но авторы при этом делают акцент на тонких оттенках эмоциональных процессов человека. Для авторов характерно стремление рассмотреть выбор и принятие решения, не прибегая к типичным для этой области формализациям. Авторы уделяют большое внимание вопросу о том, почему люди неохотно принимают решения.

В книге подробно рассмотрены стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение:

сделать вид, что ничего не случилось, что нет необходимости принимать решение и продолжать жить, не заботясь о последствиях, к которым приведет развитие событий;

применить стиль поведения, который всегда выручал в трудной ситуации, не вникая в тонкие особенности ситуации и не решая тех задач, которые отличают ее от всех прежних;

избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, в ближайшем окружении, человек «реализуется» в областях, где от него ничего не зависит (лежа с газетой на диване, критикует действия правительства, принимает решения о действиях в мировом масштабе, строит планы, которые никогда не могут быть выполнены, выдвигает требования, которых никто не будет выполнять и т.д.);

озадаченный ситуацией, человек приступает к сбору информации, необходимой для решения, но делает это так полно, обстоятельно и долго, что это становится его новой особой областью деятельности. Не приближаясь к решающему акту, человек превращается в коллекционера сведений. Джанис и Манн считают эту ситуацию проявлением эмоционального выгорания;

оптимальный стиль поведения на фоне сосредоточенного анализа и внимания ко всем деталям ситуации, в которых проявляется ее новизна.

Выделение отдельных вариантов как отдельных форм поведения из сложной массы наличных восприятий, впечатлений, воспоминаний, переживаний, мыслей - слитых, подвижных, меняющихся, возникающих на фоне окружающих событий и предметов, -это особая работа.

Выбор одного варианта действия из множества возможных вариантов - тоже непростая работа, которая требует особой техники, приемов, которым научиться не просто. Возможно, что трудность, с которой сталкивается человек, заключается в отсутствии жестких, фиксированных во внешнем мире - пространстве, времени - форм, в которые должны облечься варианты возможных действий. Дело в том, что человеку приходится оценивать не реальные, а возможные предметы и события.

Человек выбирает в условиях конфликта - каждый из вариантов заслуживает внимания и привлекает к себе субъекта, требует, чтобы субъект выбрал именно его. Для субъекта это непросто -выбрать один вариант и подавить действие других. Более того, подавление должно продолжаться даже в период исполнения одного выбранного варианта. Поэтому решение - это волевой акт. Решение сопровождается конфликтом, столкновением стремлений, борьбой мотивов. Субъекту предлагают действовать рационально -оценить варианты и, выбрав один, исполнить его, отбросив другие. Но разум не всегда силен. Противодействовать влиянию отброшенных вариантов, возможно, помогут работа с телом (напряжение, расслабление, дыхание, вербальные формулы) и трансформации в сфере чувств.

Оптимальное решение основано на использовании полной информации о каждом из возможных вариантов - необходимо тщательно собрать информацию и глубоко проанализировать ее. Но чтобы это сделать, необходимо знать, что ищешь - какая информация необходима, какая подходит, а какая - нет. Нужны критерии адекватности информации.

Человек, который решает, не должен отмахиваться от негативных высказываний, мнений по каждому из вариантов, не отбрасывать, а прислушаться к ним. Это поможет лучше понять и оценить последствия каждого из вариантов действия.

Итак, условия оптимального решения:

- полнота списка вариантов и всесторонний анализ;

-точная и подробная оценка каждого;

-внимание к любым, в том числе и негативным, высказываниям окружающих людей по поводу каждого возможного варианта.

Книга отличается ориентацией на анализ социально-психологической стороны решения. Третья составляющая процесса решения - комитмент, что на английском языке означает обещание, обязательство, взятое в присутствии других людей. Провозглашение решения в присутствии значимого окружения обязывает субъекта выполнить решение, довести действие до конца.

Принятие решения человеком - «горячий когнитивный процесс». Как подчеркивают авторы, эмоциональный фон особенно характерен для решений менеджеров и представителей опасных профессий, в частности пилотов. Типичные паттерны поведения человека в ситуациях решения, в которых проявляется нежелание многих людей принимать решения, неумение и, соответственно, ошибки, авторы сообщают читателю в виде схем, таблиц и даже серий юмористических рисунков.

Ценность работы состоит в разработке системы, которая и представлена авторами в виде кратких, четких правил-вопросов (табл. 4). Они пригодны для применения в ситуации принятия решения самим субъектом, принимающим решение. Шаги решения ставятся в соответствии с вопросами: 1. Оценка проблемы. - Велика ли потеря, если вообще ничего не предприму? 2. Обзор вариантов. - Этот вариант действия сам по себе позволит решить проблему? Достаточно ли я рассмотрел вариантов? 3. Взвешивание вариантов.- Какой вариант наилучший? С какими требованиями он связан? 4. Сообщение окружающим о выбранном действии. Принятие обязательства. - Следует ли сообщать другим? 5. Принятие решения невзирая на риск. - Велик ли риск, если я ничего не изменю? Этот короткий перечень шагов-вопросов уже обнаруживает специфику подхода Джаниса и Манна: принимая решение, человек сообщает о нем окружающим, вынося его тем самым вовне и существенным образом меняя ход ситуации. Соответственно меняются и взгляды на механизм принятия решения: его следует рассматривать как социально опосредованный, выполняемый под давлением принятых обязательств и в присутствии других людей.

Процедура принятия решения содержит процессы поиска необходимой и полезной информации, моменты взвешивания и оценки результата и величины потерь. Здесь также включаются в процесс социальные моменты: в процессе поиска информации принимается в счет любая информация, которую сообщают эксперты, даже если она снижает до нуля значение цели, а также, что более важно, принимая решение, субъект должен учесть не только его риск и выгоду, но и оценку его другими (одобрение или порицание) и, соответственно, свою собственную оценку.

Таблица 4

Наши рекомендации