Система маркетинговой информации на предприятии
Система маркетинговой информации представляет собой постоянно действующую систему взаимосвязи людей, оборудования и методологических приемов, предназначенных для сбора, анализа и оценки своевременной, актуальной и точной информации по проблемам маркетинга (СМИ).
СМИ состоит из следующих элементов:
– системы внутренней отчетности. В рамках этой системы происходит постоянный анализ информации, которая касается внутренней деятельности предприятия (показатели текущего сбыта. Издержек, объемы запасов, движение денежных средств и т.д.);
– системы сбора внешней информации – это сбор и анализ повседневной информации об изменениях в коммерческой среде предприятия;
– системы маркетинговых исследований – это сбор, анализ и оценка информации, связанной с конкретной маркетинговой ситуацией или проблемой;
– системы анализа маркетинговой информации – это набор современных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга.
Маркетинговая информация – это данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности, разработки маркетинговой стратегии и политики предприятия.
Видами маркетинговой информации являются: количественная, качественная, текущая, ретроспективная, прогнозная, первичная, вторичная, внутренняя, внешняя и др.
Первичная информация – информация, собираемая впервые для конкретных маркетинговых целей.
Вторичная информация – опубликованная, уже существующая информация.
Источниками первичной информации являются опросы респондентов и экспертов, выставки, ярмарки, конференции, маркетинговые исследования.
Источниками вторичной информации являются статистические сборники, отраслевые журналы, книги, Интернет, отчеты предприятия.
Сущность и задачи маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования (МИ) – это сбор и анализ информации с целью разработки и обоснования маркетинговых стратегий, политики, программ и планов предприятия.
Объектами маркетинговых исследований являются внешняя и внутренняя среда предприятия.
Задачами МИ являются анализ, оценка и прогнозирование:
1. Конъюнктуры рынка (динамики спроса, предложения, цен, емкости и потенциала рынка).
2. Потребителей, их потребностей и предпочтений.
3. Посредников.
4. Конкурентоспособности конкурентов и их товаров.
5. Конкурентоспособности предприятия и его товаров.
6. Факторов внешней среды предприятия.
Маркетинговые исследования бывают следующих видов:
1) Кабинетные (анализ опубликованных материалов);
2) Полевые (сбор и анализ первичной информации).
Маркетинговые исследования могут быть следующих типов:
1) Количественные (построение и анализ временных рядов экономических показателей);
2) Качественные (установление причинно-следственных зависимостей);
3) Поисковые (выдвижение гипотез);
4) Описательные (описание ситуации);
5) Аналитические (проверка гипотез).
Маркетинговые исследования оформляются в виде научного отчета.
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
1. Определение проблемы и целей исследования.
1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
1.2. Определение проблемы и формулирование целей маркетинговых исследований.
2. Разработка плана исследований.
2.1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
2.2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
2.3. Определение методов сбора необходимых данных.
2.4. Разработка вопросника для сбора данных.
2.5. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.
3. Реализация плана исследований.
3.1. Сбор данных.
3.2. Анализ данных.
4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства (подготовка и презентация заключительного отчета).