Понятия и компаненты установок. Способы изменения установок.
Установка это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.
Компоненты установки:
1.аффективный - ценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
2.когнитивный - осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
3.конативный - последовательность поведения по отношению к объекту установки.
Способы изменения установок
-предоставление новой инфы.
-воздействие страхом.
-влияние друзей или коллег.
-привлечение к сотрудничеству.
-соответствующая компенсация
Когнитивный диссонанс – состояние беспокойства, которое возникает в результате познавательного компонента индивида.
Свойства и функции установок.
Свойства социальной установки:
1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
2) осознанность этих отношений и поведения;
3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;
4) регулятивная роль социальной установки.
Функции установки:
1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.
Понятия, свойства и эффекты восприятия.
Восприятие – это процесс, посредством которого люди интерпретируют свои ощущения, пытаясь придать смысл своему окружению.
Основные свойства восприятия:
предметность проявляется в соотношении сведений об объектах с самими объектами как носителями определенной информации
целостность предметы и явления воспринимаются как единое целое, в котором его отдельные компоненты предстают в единстве.
структурность
константность заключается в том, что форма, размер, цвет предметов воспринимаются более или менее стереотипно, независимо от условий, при которых предмет воспринимается.
осмысленность зависит от опыта и знаний личности. Поэтому одни и те же предметы людьми разного уровня культурного развития, детьми и взрослыми воспринимаются и осмысливаются по-разному.
Эффеты:
эффект ореола - Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.
эффект первичности - склонность индивида придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем
эффект ожиданий (Пигмалиона) - это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.
эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
Ценности и стереотипы. Их назначение в поведение человека.
Ценности – это устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.
Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д. Стереотипизация – отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу.
Основы возникновения стереотипов расхожие представление о сути тех или иных явлений.