Понятия и компаненты установок. Способы изменения установок.

Установка это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Компоненты установки:

1.аффективный - ценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

2.когнитивный - осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

3.конативный - последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Способы изменения установок

-предоставление новой инфы.

-воздействие страхом.

-влияние друзей или коллег.

-привлечение к сотрудничеству.

-соответствующая компенсация

Когнитивный диссонанс – состояние беспокойства, которое возникает в результате познавательного компонента индивида.

Свойства и функции установок.

Свойства социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции установки:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Понятия, свойства и эффекты восприятия.

Восприятие – это процесс, посредством которого люди интерпретируют свои ощущения, пытаясь придать смысл своему окружению.

Основные свойства восприятия:

предметность проявляется в соотношении сведений об объектах с самими объектами как носителями определенной информации

целостность предметы и явления воспринимаются как единое целое, в котором его отдельные компоненты предстают в единстве.

структурность

константность заключается в том, что форма, размер, цвет предметов воспринимаются более или менее стереотипно, независимо от условий, при которых предмет воспринимается.

осмысленность зависит от опыта и знаний личности. Поэтому одни и те же предметы людьми разного уровня культурного развития, детьми и взрослыми воспринимаются и осмысливаются по-разному.

Эффеты:

эффект ореола - Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.

эффект первичности - склонность индивида придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем

эффект ожиданий (Пигмалиона) - это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Ценности и стереотипы. Их назначение в поведение человека.

Ценности – это устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.

Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д. Стереотипизация – отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу.

Основы возникновения стереотипов расхожие представление о сути тех или иных явлений.

Наши рекомендации