Качественные характеристики аудитории в сфере В2В
Определение сегментов
Сегмент | Потребности |
Какова цепочка ЛПР?
должность собеседника | зона его ответственности | особенности |
Собственник | от наемного директора отличается тем, что вкладывает в компанию собственные деньги, и имеет единоличное право принимать решения в компании | всегда активен в переговорах, стремится сэкономить время, но получить максимум информации и пользы, обязательно делает оценку по параметру цена/качество |
Изучение целевой аудитории
Характеристики качества, количества и емкости целевой аудитории
Рынков (целевых групп) всегда несколько. Надо понять все возможности, чтоб сделать действительно правильный выбор.
Критерии выбора стратегически выгодного сегмента:
Стратегически привлекательный сегмент – это сегмент, который даст наибольшую прибыль при наименьших затратах (денежных, кадровых и любых других). Думаю, что здесь можно применить количественную модель.
Сегмент, который наберет наибольшее количество удовлетворяющих нашим интересам критериев (назовем их условно баллами), и должен быть выбран.
Критерии выбора стратегически выгодного сегмента:
- Слабость/отсутствие конкуренции. Какой из сегментов наиболее (конечно, в сравнении с другими) свободен, тот и получает балл.
- Стартовая количественная категория сегмента (большая группа, малая группа). Дающая формально наибольшие возможности продаж большая группа выгоднее малой и дает балл.
- Количественно растущий сегмент (расширение). Можно ли, например, констатировать, что детей рождается больше, и поэтому детской одежды сегмент родителей и бабушек-дедушек будет покупать все больше?
- Стартовая емкость сегмента – регулярная или одноразовая? Балл получает регулярная.
- Растущая потребность сегмента в объекте продажи (углубление). Например, если торговля пошла успешно, розница берет раз от раза все больше ходового товара. Балл.
- Зависят ли продажи этому сегменту от сезона? Насколько падают продажи в сезон? На 10-20 или 30 %? Балл получает сегмент, в котором сезонные колебания минимальны по сравнению с другими.
- Можем посадить этому сегменту «на хвост», еще одно или несколько направлений деятельности? То есть можем ли мы покупательскую базу использовать под другие свои проекты. Когда я платила за телефон в связном, мне рассказал оператор, что через них теперь можно и переводы посылать. Заметьте, они меня не искали - это денег стоит – искать клиента, я сама пришла за другой услугой. Понятно, что это не всегда понятно на этом этапе развития бизнеса. Но если уже сейчас понятно – балл. Например, для владельцев домашних животных можно «посадить» такие направления, как: услуги выгула животных, лечения им зубов и всего прочего, устраивания им развлекательного мероприятия, перевоза на такси, услуги гостиницы для животных, дрессировки, постановки чипа, наведения красоты, пошива нарядов, занятий спортом, посещение зоопсихолога, похорон L.
- Можем этот сегмент сделать информационным каналом для другого? Например, если женщины – сегмент для стоматкабинета, то они приведут и своих детей, подруг и мужчин. По большому счету, если покупатели будут рассказывать друг другу о вас и ваши услугах, то это будет стратегическая выгода – бесплатный личный канал. Балл.
- Дополнительный критерий: опыт продвижения на какой сегмент у нас богаче? Например, крайне привлекательным может показаться какой-либо сегмент, но у фирмы может совершенно не быть опыта работы на нем. Опыт есть – балл.
Сегмент | | | | | | | | | | Сумма |
Портрет аудитории
Качественные характеристики аудитории в сфере В2В
Качественные характеристики | Надо ли вам их учитывать? |
Производственно-экономические критерии | ||
Отрасль предприятия-потребителя | ||
Совершенство технологического процесса, применяемого на предприятии-клиенте (специализация под техническую оснащенность предприятия-клиента) | ||
Размер (весовая категория) | ||
Критерии запроса | ||
Можем ли обеспечить решение специфических проблем заказчика в области закупки | ||
Формы взаимоотношений с поставщиком: Ø Долгосрочное сотрудничество Ø Разовая покупка | ||
Личные критерии | ||
Должность – можно ли апеллировать к качественному выполнению должностных инструкций | ||
Возможность апелляции к личной выгоде | ||
Мотивация в сфере в2В
1. Корпоративный мотив:
Соответствие корпоративным ценностям организации-клиента. Может быть использован:
-только на генерала
-только в среднем и крупном бизнесе
-только в случае, если продаваемый нами товар/услуга укрепляет корпоративную культуру клиента
2. Бизнес-мотивы:
- Общая репутация поставщика
- условия платежа
- приспосабливаемость к потребностям заказчика
- надежность продукта
- комплектность поставки
- наличие послепродажного обслуживания
- техническая спецификация
- простота действия или пользования
- простота сохранения и ухода
- повышение имиджа компании-покупателя
- повышение доли рынка компании-покупателя
- Экономия денег, нервов, времени, труда, материалов
- обучение, предполагаемое поставщиком
- продолжительность необходимой подготовки
- соблюдение сроков поставки
- Наличие сертификата
3.Личные мотивы сотрудников компании:
Ø Карьера
Ø Репутация
Ø Личное обогащение