Роль различных видов чувственного восприятия и представлений о пространстве
Внутреннее пространство как форма, заключенная в бетон или камень, становится источником разнообразных «посланий» к нашему мозгу [14].
Физиологи уже давно обратили внимание на то, что общение с пространством есть не что иное, как биологическая функция, необходимая для непрерывного приспособления любого организма к окружающей среде. Тысячелетия приспособления к этой среде оказали огромное влияние на человека и формы, созданные им.
Горизонтальные и вертикальные направления стали доминирующими элементами в архитектуре, в том числе и потому, что они соответствуют физиологии человека, его экологическим связям со средой. По горизонтальной плоскости человек передвигается с минимум усилий, а вертикаль, то направление, параллельно которому он бессознательно старается держать свое тело. Наклонные плоскости, вступающие в противоречие с человеческим равновесием, подсознательно обладают неустойчивостью [14].
Установлено, что восприятие пространства относится не только к зрительному процессу [12]. Зрительное восприятие не может рассматриваться в отрыве от кинестатического и слухового. Экспериментальные исследования говорят о том, что движение в пространстве изменяет его восприятие, то есть, кинетическая деятельность и зрительное восприятие в этом отношении равнозначны.
Достойны внимания представления о пространстве, связанные с эволюцией культуры [14]. Первым пространством, освоенным человеком, была сфера, порождаемая раскачиванием вытянутых рук и ног. Эту зону человек стал считать своей личной, принадлежащей только ему одному. Отображением этой «сферы» явились не только первые жилища первобытного человека, в основе которых лежит круг, но и первые ритуальные танцы человека. Прямоугольная форма жилья является дальнейшим развитием представлений о пространстве, связанным с осями: вперед – назад, вверх – вниз, влево – вправо.
Примечательно, что фронтальный танец согласуется с появлением и развитием прямоугольных домов. То есть и он, как культурное явление, становится отражением более поздних представлений о пространстве.
Таким образом, восприятие пространства и представления о нём становятся формообразующим фактором. Человек создает искусственное пространство, «лепит» его в соответствии с тем, как он его представляет. А эволюция пространства следует за эволюцией представлений о нём.
На представления о пространстве сегодняшнего дня продолжают оказывать воздействие научные открытия XX века. Барочная система Ньютона, ограничивающая классическое понимание пространства тремя координатами уже давно кажется ограниченной и односторонней. Открытие четвертого измерения – времени, делает пространство зависящим от точки отсчета, а значит и относительным. Сущность пространства XX века, по определению Зигфрида Гидиона [3, с. 252] определяется теперь бесконечностью возможных внутри него соотношений.
Фундаментом постижимого и переживаемого пространства служит широкий комплекс факторов, связанных с биологическими и культурными основами поведения человека. Исследование психологии зрения слуха, обоняния, осязания, термического восприятия и кинестатичности еще не принесли ощутимых результатов. Мы ещё многого не знаем. Но то, что станет известно, необходимо сделать фактором проектирования.
Архитектура только тогда сможет реализовать все свои возможности, когда будет достигнуто глубокое понимание биологических, культурных и идеологических основ человеческой жизни.
Безусловно, что зрение дает мозгу основные указания о мире трех измерений. Поэтому основное внимание мы будем уделять визуальным элементам и их восприятию. Расширяющиеся данные о других видах чувственной оценки пространства могут дать материал для его корректирования.