Методологические принципы определения личности
Общеизвестно, что в психологии нет другой категории, у которой было бы столько различных трактовок, как у категории личности. В любом современном учебном пособии по психологии личности представлено множество теорий личности, и в каждой из них
дается свое определение личности. Тем не менее существуют несколько исходных методологических принципов, которые берутся за основу в большинстве подходов к формулированию психологического определения того, что есть личность. «Лишь немногие общие положения о личности, — писал А. Н. Леонтьев, — принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами» (1975. С. 160). Назовем эти принципы.
Одиниз них состоит в том, что личность представляет собой «некое неповторимое единство, некую целостность» (А. Н. Леонтьев). Другойпринцип заключается в том, что личность признается высшей интегрирующей инстанцией, управляющей психическими процессами. К этим исходным принципам относится разделение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»,которое принято в отечественной психологии. Эти понятия отражают целостность человека, но каждое из них отражает различные аспекты этой целостности. Понятие «индивид»подразумевает генотипическое образование, продукт эволюции. Индивидныминазывают те свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости, как, например, темперамент или природные задатки способностей. В отличие от индивида, личность «есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» (А. Н. Леонтьев). Личностныминазывают, как правило, те свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окружающим миром и формируются во взаимоотношениях с миром. Личностью во многих общепсихологических теориях называют человека, достигшего определенного уровня развития (этот принцип можно выразить хорошо известным высказыванием «личностью не рождаются, личностью становятся»). Многие теории личности предлагают свой критерий того, можно ли считать человека сформированной («зрелой») личностью. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что зрелой личностью можно считать человека, овладевшего своим поведением (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Другая точка зрения, дополняющая предыдущую (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер), состоит в том, что при определенном, достаточно высоком уровне развития человека его личностные характеристики как бы «снимают» его индивидные свойства. Другими словами, у человека, являющегося зрелой личностью, по поведению трудно сказать, например, о свойствах его темперамента. Обе точки зрения дополняют одна другую. По-своему сформулированы критерии личностной зрелости в гуманистической психологии (ответственность, опора на себя, принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, подвижность представлений о себе, позитивная самооценка и др.)
Индивидуальностью называют совокупность социально значимых качеств человека, характеризующих его как уникального и неповторимого. Если о сформированности личности можно говорить, начиная с определенного момента в развитии человека, то индивидуальность формируется на протяжении всей жизни и неправомерно пытаться выделить критерий ее сформированности. А. Г. Асмолов (1996) говорит о жизненном пути личности как пути становления ее индивидуальности.
Необходимо выделить еще одно различие личности и индивидуальности. К личностным относят те характеристики человека, которые являются социально-типическими, имеющими историческую и культурную обусловленность. К свойствам индивидуальности относят то, что уникально и неповторимо. А. Г. Асмолов (1996), говоря о проявлениях индивидуальности, разделяет продуктивные и инструментальные проявления личности как субъекта деятельности. Среди продуктивных проявлений личности индивидуальность обнаруживает себя в личностных вкладах человека в других людей (А В. Петровский, В. А Петровский), благодаря которым человек обретает свое продолжение в других людях. Среди инструментальных проявлений личности индивидуальность проявляется в способах конструктивного разрешения противоречий между индивидными и личностными свойствами человека, личностью и характером, личностью и чуждыми ей требованиями внешнего окружения. В этом смысле правомерно утверждение о том, что личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.