УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В "ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ" В 2005 г., ТОМ 26

Автор:

Аветисова А. А. см. Войскунский А. Е. и др. N 5
Адашинская Г. А., Ениколопов С. Н., Мейзеров Е. Е. Боль и цвет. N 3, 74 - 80
Александравичюте Б. см. Кардялис К. N 1
Алмаев Н. А., Островская Н. Д. Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке. N 6
Андреева Г. М. Социальная психология и социальные изменения. N 5, 5 - 15
Анцыферова Л. И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека. N 3, 5 - 14
Аракелов Г. Г., Глебов В. В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами. N 5, 35 - 46
Артемьева Т. И. Советские психологи в годы Великой Отечественной войны (к 60-летию Великой Победы). N 5, 64 - 69
Ахмеров Р. А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности. N 6
Базилевич Т. Ф. Еще раз о дифференциальной психофизиологии. N 1, 124
Берестнева О. Г. см. Холодная М. А. и др. N 1
Бессонова Ю. Б. см. Бодров В. А. N 2
Бирюков С. Д. В самом рассвете сил... (к 50-летию со дня рождения В. Н. Дружинина). N 5, 98 - 100
Бодров В. А., Бессонова Ю. Б. Развитие профессиональной мотивации спасателей. N 2, 45 - 56
Вартанов А. В. см. Сысоева О. В. N 2
Величковский Б. М. Когнитивная наука и современная психология. N 5, 79 - 85
Войскунский А. Е., Митина О. В., Аветисова А. А. Общение и "опыт потока" в групповых ролевых интернет-играх. N 5, 47 - 63
Володарская Е. А., Логвинова Н. Ю. "Родительская" и "студенческая" модели представлений о семейном воспитании. N 5, 26 - 34
Герасимова А. С., Сергиенко Е. А. Понимание обмана детьми 5 - 11 лет и становление модели психического. N 1, 56 - 70
Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли. N 3, 15 - 24
Глебов В. В. см. Аракелов Г. Г. N 5
Голиков Ю. Я. Проблемы актуализации потенциальных свойств сложных технических объектов. N 2, 57 - 67
Гриценко В. В., Смотрова Т. Н. Ценностные ориентации и склонность к девиантному поведению (на примере этнических мигрантов и коренных жителей Саратовской области). N 6
Гусельцева М. С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии. N 6
Данилова А. Г. Кросскультурный анализ категориальной структуры ценностных ориентации на материале исторических текстов. N 1, 46 - 55
Дёмин А. Н. Теоретические подходы к проблеме безработицы в зарубежной психологии. N 4, 20 - 29
Джебраилова Т. Д. см. Умрюхин Е. А. и др. N 4
Дзюра А. И. Из истории развития отечественной психологической науки 20 - 30-х гг. XX в. N 6
Дружинин В. Н. Психология творчества. N 5, 101 - 110
Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности: контекстный подход. N 5, 70 - 78
Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология. N 5, 16 - 25
Ениколопов С. Н. см. Адашинская Г. А. и др. N 3
Ермолаева Е. П. Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе "человек-профессия-общество". N 4, 30 - 40
Зверева СВ. см. Каменская В. Г. N 4
Знаков В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема. N 1, 18 - 28
Каменская В. Г., Зверева С. В. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки). N 4, 77 - 88
Кардялис К., Александравичюте Б. Конфликтность и сплоченность спортивных команд: диагностика и оптимизация межличностных отношений. N 1, 71 - 78
Климов Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности. N 3, 94 - 101
Князев Г. Г., Слободская Е. Р. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки). N 6
Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Психологические воззрения И. И. Мечникова (к 160-летию со дня рождения ученого). N 6
Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. N 4, 89 - 97

стр. 126

Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного или компактного проживания. N 2, 16 - 21
Корнилова Т. В. Методологические проблемы психологии принятия решений. N 1, 7 - 17
Коробейникова И. И. см. Умрюхин Е. А. и др. N 4
Кострикина И. С. см. Холодная М. А. и др. N 1
Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения. N 2, 5 - 15
Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности. N 3, 51 - 64
[Леонтьев А. А.] Альтернативная психология. N 1, 113 - 117
Леонтьев Д. А. "Случай" Виктора Франкла. N 2, 118 - 127
Леонтьев Д. А. Непонятый классик (к 100-летию со дня рождения Джоржа Келли (1905 - 1967)). N 6
Логвинова Н. Ю. см. Володарская Е. А. N 5
Ляксо Е. Е. Вокально-речевая имитация в диаде "мать-ребенок": первый год жизни. N 3, 81 - 93
Манолова О. Н. см. Русалов В. М. N 3
Махнач А. В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии. N 5, 86 - 97
Маховская О. И. Формирование идентичности у детей постсоветских эмигрантов в США. N 3, 102 - 113
Мейзеров Е. Е. см. Адашинская Г. А. и др. N 3
Мелешко Т. К. Континуально-генетическая теория А. В. Брушлинского: рождение идеи. N 4, 98 - 104
Менчинская Н. Ю. "Пример мамы - всегда передо мной как непостижимая, но притягательная цель, к которой я всю жизнь пытаюсь приблизиться". К 100-летию со дня рождения Н. А. Менчинской (подготовил В. И. Артамонов). N 1, 104 - 112
Мироненко И. А. Биосоциальная проблема в современной психологии и перспективы развития отечественной теории. N 1, 88 - 94
Митина О. В. см. Войскунский А. Е. и др. N 5
Митина О. В. см. Нуркова В. В. и др. N 2
Низовских Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентации личности. N 3, 25 - 37
Нуркова В. В., Митина О. В., Янченко Е. В. Автобиографическая память: "сгущения" в субъективной картине прошлого. N 2, 22 - 32
Олейник Ю. Н. см. Кольцова В. А. N 6
Островская Н. Д. см. Алмаев Н. А. N 6
Павлова Н. Д. Интерактивный аспект дискурса: подходы к исследованию. N 4, 66 - 76
Пономаренко В. А. "Путь к успеху лежит через методологическую образованность, методическое совершенство, умение предвидеть..." (подготовил В. И. Артамонов). N 3, 114 - 121
Постылякова Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности. N 6
Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний. N 2, 68 - 80
Прыгин Г. С. см. Ахмеров Р. А. N 6
Радчикова Н. П. Взаимодействие эффектов типичности и базисного уровня в системе естественных категорий. N 1, 38 - 45
Райзман Е. М. см. Тхостов А. Ш. N 2
Русалов В. М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. N 3, 65 - 73
Сальваторе Р. Мадди. Смыслообразование в процессе принятия решений. N 6
Сергиенко Е. А. см. Герасимова А. С. N 1
Скотникова И. Г. Экспериментальное исследование уверенности в решении сенсорных задач. N 4, 41 - 56
Слободская Е. Р. см. Князев Г. Г. N 6
Смотрова Т. Н. см. Гриценко В. В. N 6
Соколова Л. В. А. А. Ухтомский о биосоциальной природе человека (к 130-летию со дня рождения (1875- 1942)). N 6
Соснин В. А. см. Кольцова В. А. N 4
Сурнов К. Г. см. Тхостов А. Ш. N 6
Сухарев А. В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России. N 2, 91 - 101
Сысоева О. В., Вартанов А. В. Две мозговые подсистемы кодирования длительности стимула (часть 2). N 2, 81 - 90
Талызина Н. Ф. "Уверена, что будущее психологии за деятельностным подходом" (подготовил В. И. Артамонов). N 4, 105 - 113
Татарко А. Н. см. Лебедева Н. М. N 3
Тхостов А. Ш., Райзман Е. М. Субъективный телесный опыт и ипохондрия: культурно-исторический аспект. N 2, 102 - 107
Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона цивилизации. N 6
Умрюхин Е. А., Джебраилова Т. Д., Коробейникова И. И. Индивидуальные особенности достижения результатов целенаправленной деятельности и спектральные характеристики ЭЭГ студентов в предэкзаменационной ситуации. N 4, 57 - 65
Фарапонова Э. А. "Желаю молодым отстаивать свои научные интересы, быть настойчивыми в достижении научных целей" (подготовил В. И. Артамонов). N 2, 108 - 117
Хащенко В. А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1). N 3, 38 - 50

стр. 127

Хащенко В. А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия (сообщение 2). N 4, 5 - 19
Холодная М. А., Берестнева О. Г., Кострикина И. С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности. N 1, 29 - 37
Хотинец В. Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения. N 2, 33 - 44
Юревич А. В. Наука и паранаука: столкновение на "территории" психологии. N 1, 79 - 87
Якиманская И. С. Психологические проблемы развития личности ученика в трудах Н. А. Менчинской. N 1, 95 - 103
Янченко Е. В. см. Нуркова В. В. и др. N 2
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Акопов Г. В. см. Вершинин И. В. и др. N 1
Алмаев Н. А. Конференция "Социальные аспекты интеллекта и одаренности". N 1, 120
Буравихина И. см. Шварц А. и др. N 1
Вершинин И. В., Акопов Г. В., Семенова-Иванова Т. В. IV Всероссийская конференция по исторической психологии российского сознания. N 1, 117 - 119
Воловикова М. И. Научные чтения памяти Т. А. Флоренской "Проблемы духовно-ориентированного диалога". N 3, 126 - 127
Волочков А. А. см. Сергиенко Е. А. N 5
Дробышева Т. В. Социальное самоопределение молодежи (научная конференция "Психология образования: проблемы и перспективы"). N 3, 128 - 129
Живова Н. А., Соловьева О. А., Татарко С. А. Итоговая научная сессия Института психологии РАН. N 5, 125 - 132
Зараковский Г. М. I Международная конференция "Качество жизни и психология". N 5, 119 - 124
Карпова Н. см. Шварц А. и др. N 1
Кожина Н. см. Шварц А. и др. N 1
Козлов В. В., Новиков В. В. VI Международный конгресс "Социальная психология XXI столетия". N 3, 122 - 125
Локалова Н. П. Конференция "Психология и психофизиология высших психических процессов человека" (к 95-летию со дня рождения Е. И. Бойко). N 4, 114 - 116
Митина О. В. XXVIII Международный психологический конгресс. N 2, 128 - 134
Новиков В. В. см. Козлов В. В. N 3
Семенова-Иванова Т. В. см. Вершинин И. В. и др. N 1
Сергиенко Е. А., Волочков А. А. XX Мерлинские чтения "В. С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека". N 5, 133 - 135
Соловьева О. А. см. Живова Н. А. и др. N 5
Татарко С. А. см. Живова Н. А. и др. N 5
Хроника N 1, 136, 141; N 2, 139 - 142; N 3, 142; N 4, 127, N 5, 140 - 141; N 6
Шварц А., Кожина Н., Карпова Н., Буравихина И. Летняя психологическая школа "Психология классическая и неклассическая". N 1, 121 - 122
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Александров Ю. И., Сварник О. Е. Рецензия на книгу М. С. Егоровой, Н. М. Зыряновой, О. В. Паршиковой, С. Д. Пьянковой, Ю. Д. Чертковой "Генотип. Среда. Развитие". N 3, 138 - 140
Белопольская Н. Л. Рецензия на книгу Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленской, А. В. Дозорцевой, Т. Б. Рязановой "Близнецы от рождения до 3-х лет". N 3, 136 - 137
Воловикова М. И. Рецензия на книгу Л. И. Анциферовой "Развитие личности и проблемы геронтопсихологии". N 2, 135 - 136
Дикая Л. Г. Рецензия на монографию А. А. Обознова "Психическая регуляция операторской деятельности". N 3, 134 - 135
Задорожнюк И. Е. Рецензия на книгу "Проблемы экономической психологии" / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2004 - 2005. В 2-х тт. N 4, 123 - 126
Задорожнюк И. Е. Рецензия на книгу Д. В. Ушакова "Интеллект: структурно-динамическая теория". N 2, 137 - 138
Знаков В. В. Рецензия на книгу А. В. Карпова "Психология рефлексивных механизмов деятельности". М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2004. N 6
Информация о новых книгах. N 3, 141
Хащенко В. А. Рецензия на книгу: А. Л. Журавлев "Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы)". N 1, 137 - 140
Указатель статей, опубликованных в психологическом журнале в 2005 г., том 26  
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
50 лет журналу "Вопросы психологии". N 4, 117
Алексею Даниловичу Глоточкину - 80 лет. N 6
Брониславу Александровичу Вяткину - 70 лет. N 4, 121
Валерия Сергеевна Мухина. N 3, 131
Виктору Васильевичу Новикову - 70 лет. N 3, 132
Всеволоду Ивановичу Медведеву - 80 лет. N 4, 119
Георгию Михайловичу Зараковскому - 80 лет. N 4, 118
Евгению Александровичу Климову - 75 лет. N 4, 120
Ирина Ивановна Чеснокова. N 3, 130
Татьяна Федоровна Базилевич. N 1, 123
* * *
[Лебедев Владимир Иванович] N 1, 144
[Леонтьев Алексей Алексеевич] N 1, 142
[Равич-Щербо Инна Владимировна] N 2, 143
[Спиркин Александр Георгиевич] N 1, 143
[Тутушкина Марина Константиновна] N 6
Памяти коллеги N 6

стр. 128

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ. ИНФОРМАЦИЯ О НОВЫХ КНИГАХ

Автор:

Вышли из печати две книги В.В. Знакова - доктора психол. наук., профессора, ведущего специалиста в области проблем комплексного изучения человека.

I. Понимание в познании и общении. Изд-во СамГПУ. Самара, 1998.

В монографии изложены результаты теоретического и экспериментального анализа понимания как междисциплинарной проблемы. Особое внимание уделено психологическому анализу сходства и различия понятий познание, мышление, знание, взаимопонимание, межличностное общение.

II. Психология понимания правды. Изд-во Алетейл. Санкт-Петербург, 1999.

Первое систематическое исследование, посвященное анализу русских и западных культурно-исторических и научно-психологических традиций в понимании истины и правды. Обосновано положение о том, что истина является логико-гносеологической категорией, а правда - психологической.

В работе анализируются моральные, психологические и социальные аспекты формирования истинных и неистинных сообщений в ситуациях общения людей.

Издательство Ваклер, Альтпрес, Киев в 1999 г. выпустило в свет книгу Н.Ф. Калиной Лингвистическая психотерапия.

Монография посвящена обоснованию нового подхода в отечественной психотерапии - лингвистической психотерапии. Излагаются основы лингвистически ориентированной терапии, описана ее связь с другими школами, определены практические положения подхода.

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА КОГИТО-ЦЕНТР

Вильсон Г. Ваша личность. Узнайте причины ваших успехов и неудач. 1999.

Тесты-вопросники для самоисследования личности, составленные известным английским психологом. Для широкого круга читателей.

Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. 1999.

Рассматривается ограниченность доминирующей в настоящее время в образовании и психологии измерительной парадигмы, а также крайне негативное влияние, которое она оказывает на образование. Представлены новая теоретическая модель компетентности, мотивации и поведения и новый подход к их оценке. Выдвинутые идеи используются для анализа сложившейся практики организации научных исследований; обсуждаются предложения по применению этих идей в сфере образования.

Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ: Интер- субъективный подход. 1999.

На протяжении последних пятнадцати лет совместной работы авторы развивали концепцию интерсубъективного поля в качестве центрального объяснительного конструкта, направляющего психоаналитическую теорию, практику и исследование. Авторы применили интерсубъективный подход к широкому классу клинических вопросов, имеющих важнейшее значение для психоаналитической терапии, включая анализ переноса, сопротивления и психического конфликта, а также лечения пограничных и психотических состояний.

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. 1999.

Учебник, написанный ведущими британскими психологами, содержит изложение самых последних теоретических и экспериментальных исследований в области психологии развития, охватывая весь онтогенез человека - от пренатального периода до старости. Ясность и четкость изложения сочетаются с глубоким анализом сложнейших вопросов развития человека.

НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ КОГИТО-ЦЕНТРА

Белопольская Н Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. 2-е изд.

Описана оригинальная методика для диагностики и коррекции особенностей личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика позволяет исследовать половую и возрастную идентичность ребенка, помогает вникнуть в понятие возраста, социальной позиции и жизненного пути, способствует развитию самосознания. Используются процедуры предпочтения и упорядочивания невербального стимульного материала. Приведена интерпретация отклонений в половозрастной идентификации.

Афанасьева Н.В. Методика исследования мотивации достижения у детей. Адаптация Решетки Шмальта.

Полупроективный тест предназначен для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения. Сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материал состоит из 18 картинок- изображений, а также списка 18 утверждений соответствующей тематики. Тест предназначен для школьников 9-11 лет. Он позволяет также получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных, наиболее значимых для него, сферах деятельности: учение, спорт, музыка, помощь, самоутверждение, предметно-манипулятивная деятельность. Тест может быть полезен при коррекции поведения, в создании психогигиенических тренинговых групп, индивидуальном консультировании и помощи в решении школьных проблем, групповой диагностике эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Леонтьев Д.А. Тематический Аперцептивный Тест (ТАТ). Классический вариант Мюррея (31 таблица).

Впервые в отечественной литературе дано полное описание и руководство по работе с одной из наиболее сложных и интересных психодиагностических методик. Излагаются история разработки ТАТ, теоретическое обоснование, обзор родственных методов, подробные инструкции по работе с испытуемым, развернутая схема интерпретации и примеры анализа.

Комплект материалов к Прогрессивным Матрицам Равена.

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" используется во многих странах в течение более 50 лет и служит для измерения продуктивной интеллектуальной способности у людей всех возрастов (с 5 лет). Включает 4 Руководства (Общий раздел. Цветные, Стандартные и Продвинутые Матрицы), тестовые буклеты изд-ва Oxford Psychology Press, набор ключей и бланков. Планируется поставка параллельных версий Цветных и Стандартных матриц и новой серии "Стандартные +".

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.

Методика, основанная на концепции системной организации психологических функций, предназначена для обследования психического развития нормальных и аномальных детей, выявления структуры трудностей в усвоении базовых когнитивных навыков. Включает схему развернутого нейропсихологического обследования и экспресс-методы. В процессе обследования тестируются двигательная сфера, восприятие, память, внимание, речь и письмо, интеллектуальные

стр. 141

и эмоционально-волевые процессы. Обширный стимульный и методический материал (17 комплектов карточек, 5 альбомов) полностью обеспечивает практическую работу по проведению обследования.

Личностный профиль по Айзенку (сокращенный вариант) - EPP-S

Последний вариант (1996) всемирно известного теста Айзенка. Личностный профиль взрослых людей строится по трем базовым типологическим свойствам: Психотизм, Экстраверсия и Нейротизм, каждое из которых описывается тремя шкалами. Кроме того, включена 10-я шкала - Ложь. Опросник состоит из 200 вопросов, по 20 на каждую шкалу. Приводятся психометрические данные британской и российской стандартизации.

Все тесты комплектуются руководством, полным набором стимульного материала, ключами и бланками ответов.

Для справок и заказов:

тел/факс: 282-7238; тел. 282-0100;

E-mail: [email protected]

129366 Москва, Ярославская, 13, к. 409. "КОГИТО-ЦЕНТР"

стр. 142

Наши рекомендации