Сплетни в офисе: остаться в живых!
Сплетни считаются одной из самых главных неприятностей, которая может произойти на работе. Но часто оказывается, что злословие коллег не настолько страшная вещь, какой кажется.
Почему это происходит
Сплетни существуют очень давно. По мнению американского антрополога Николь Хесс, еще при первобытно-общинном строе женщины подрывали социальный статус соперниц, сообщая о них окружающим неверные и малоприятные сведения - это делалось затем, чтобы выставить себя в выгодном свете и, соответственно, занять более высокое место в иерархии.
Надо сказать, что с того далекого времени мало что изменилось: ловко запущенная неприглядная история часто помогает устранить со своего пути коллегу, мешающего продвинуться вверх. Но продуманная, хорошо подготовленная сплетня - оружие сильных и циничных натур. И если в коллективе такие имеются, к их действиям надо быть готовой заранее: как минимум не ввязываться с ними в борьбу за одну и ту же должность или поездку, если серьезная и требующая много сил битва не входит в ваши планы.
Довольно часто сплетничают и неуверенные в себе люди, считающие, что им будет сложно добиться успеха на работе. Они преследуют этим другую цель: осудив, принизив, осмеяв более успешную коллегу, такие люди повышают собственную самооценку: «Пускай начальство чаще хвалит ее, зато мне не звонят по телефону столько мужчин, потому что я порядочная». Совместное злословие о ком-нибудь создает иллюзию близости и даже друж бы с другими сплетниками: собираясь вместе, они чувствуют себя группой единомышленников, что доставляет им большое удовольствие. Здесь сам факт сплетен гораздо важнее того, кто стал их объектом. Устроившись на работу, новички выслушивают о своих будущих коллегах немало сплетен. Благодаря им может сложиться первое впечатление о коллективе: кто с кем дружит, кто враждует, на кого можно положиться, а на кого нет, что любит и чего не любит шеф... Стоит только учитывать, что «картина мира» сплетничающего может быть далека от вашей. А еще с помощью небольшой сплетни вам могут дать понять, какие правила существуют в коллективе: «Твоя предшественница Лена любила прийти на работу в пять вечера, поболтать, выпить кофе и начать собираться домой... Когда ее увольняли, она такой скандал устроила...» Если это не будет учтено, о вас заговорят так же: «И эта такая же, как Лена, только еще и курит...» - и говорить будут долго: самое большое количество сплетен обычно рождается в организациях, где люди не очень загружены работой.
Не жертва
То, о чем человек обычно предпочитает сплетничать, может многое о нем сказать, но точно так же человека можно узнать, выяснив, какие именно сплетни вызывают у него самую сильную реакцию. Говорят о вашей некомпетентности? Осуждают манеру одеваться? Намекают на роман с начальником? Какая-то из сплетен может стать той, что заденет болевую точку, при том, что сплетник мог этого вовсе и не хотеть. Отдышавшись и отозлившись (лучше не на людях), можно спокойно подумать - но не о кровавой мести, а о том, почему именно это вызвало такие сильные эмоции. Возможно, спустя несколько дней вы почувствуете к распространителю неверной информации что-то похожее на благодарность за то, что он помог вам узнать себя лучше.
Если раздражение, тревогу и грусть вызывает сам факт выискивания изъянов в вашем поведении и сладострастного их обсуждения, это может говорить о желании быть идеалом - всегда и для всех. Возможно, родители с самого детства требовали от вас совершенства и непогрешимости во всем: любой промах осуждался, любая ошибка тщательно и сурово разбиралась на семейном совете, а фраза «что люди-то скажут» произносилась регулярно. И теперь, когда люди говорят не то, что вам хотелось бы, это вызывает боль - вы не оправдали родительских надежд.
«Хуже, чем сплетни о вас, может быть только их отсутствие», - писал Оскар Уайльд и был прав: из бежать сплетен можно лишь в случае, когда вы абсолютно незаметны. Припомните, о ком люди сплетничают больше всех? Безусловно, о личностях если не знаменитых, то популярных - желая не только умалить их значение, но и приблизиться к ним, хотя бы через разговор об их жизни.
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ
Если стараться дружить со всеми, можно попасть в непростую ситуацию: друг- на начальник будет жаловаться тебе на нерадивость твоих приятелей, а приятели - проклинать требовательность начальника. Перенасыщенность информацией способна привести к тому, что когда-нибудь вы выдадите ее часть (возможно, и с самыми благими побуждениями) одной из противоборствующих сторон. И затем, во время какой-нибудь ссоры или страстной речи, произносимой при увольнении: «Спасибо Маше, она всегда мне рассказывала, какие гадости вы про меня говорили!» - можно попасть в чрезвычайно неприятное положение. Поэтому на работе лучше держаться благожелательного нейтралитета и мягко прерывать тех, кто пытается перетянуть вас на свою сторону. Таким образом, конечно, можно лишиться массы волнующей информации - но репутация дороже.
Приходите на двухдневный семинар: «Восстановление репутации деловой женщины после корпоративной вечеринки». Это, конечно, шутка, но она может вызвать и грустные мысли, потому что всплески сплетен в организациях обычно наблюдаются как раз после корпоративных вечеринок. Это мероприятие может оказаться действительно опасным, если позволить себе расслабиться и действовать по принципу «это мои дорогие коллеги, пусть принимают меня такой, какая я есть». Обычно мы не выбираем себе коллег, и они вовсе не обязаны наслаждаться нашими танцами на столе и громким исполнением романсов - у них могут быть совершенно другие взгляды на жизнь и интересы. Корпоративная вечеринка призвана объединять, но объединяться лучше с теми, кто близок вам по духу, а если вы в этой организации недавно, лучше и вовсе вести себя на мероприятии максимально скромно.
В отличие от детей, которые предпочитают сплетничать о ровесниках, которые чем-то обделены, взрослые выбирают предметом обсуждения тех, кто способнее, интереснее, чего-то добился. Чем больше вы прикладываете усилий на работе, чем ярче заявляете о себе, тем больше людей оказывается вокруг вас, и далеко не все из них готовы стать близкими друзьями. Злословие всегда идет вслед за славой, но, если хватает сил доказывать свою значимость, надо оставить и немного энергии на то, чтобы не придавать сплетням излишнего значения - иначе они станут той мышью, которая смогла обратить в бегство слона.
План действий
Если коллеги уже начали сплетничать о вас, есть два способа поведения, которые могут основательно ухудшить ситуацию: а) полностью игнорировать то, что происходит, и б) подробно рассказывать каждому встречному истинное положение вещей. Но есть и золотая середина: найдя наиболее доброжелательного коллегу, выяснить у него, в чем дело, а потом напрямую поговорить со сплетником - и будет лучше, если этот разговор состоится в присутствии других людей. Вести себя желательно спокойно и даже весело: например, улыбаясь, сказать: «Какие глупости. Конечно, это неправда». Уверенное поведение, скорее всего, приведет к тому, что другие участники беседы встанут на вашу сторону, к тому же такой разговор позволит им лучше узнать вас - часто сплетничают не только об излишне откровенных людях, но и о тех, кого знают плохо. Конечно, волну сплетен лучше предотвратить, нежели потом с ними бороться. Оставьте искренность для лучших друзей и не рассказывайте коллегам историй из своей жизни, которые потом могут стать поводом для сплетни; то же относится и к вашему отношению к методам руководства организацией. Конечно, неприятно не доверять людям, но некоторые современные руководители, не будучи уверенными в себе и желая полного контроля над организацией, заводят среди подчиненных «ябеду», который периодически пересказывает шефу разговоры в кабинетах и курилках. Понятно, что в таких случаях гораздо лучше найти для выражения своего негодования человека, который не является коллегой. Кстати, взглянув на конфликт со стороны, он может дать и дельный совет по его разрешению. И вам станет намного легче.
ДНЕВНИК-ПОМОЩНИК
Если сплетни замучили вас, заведите дневник и записывайте туда все, что произошло с вами за день. Будьте хладнокровны и внимательны, как Шерлок Холмс, а затем, проанализировав записанное, сделайте вывод: о чем именно говорят сослуживцы, что в вашем поведении могло спровоцировать эти разговоры и может ли эта ситуация быть кому-нибудь выгодна. Исследование записей избавит от лишних эмоций и поможет спокойно решить, что делать.