Отношение между психологией и экологией 2 страница
Стулья бывают большие и маленькие, у них нет оптимального наклона спинки, часто они создают неудачную комбинацию со столом. Не очень-то приятно, когда во время еды мы вынуждены сильно наклоняться вперед или когда нам некуда поставить ноги. Речь идет в данном случае не о структуре стола и тула, а о положении сидящего человека; об эргономической ошибке здесь говорит неправильная конструкция стула. Представьте себе, что производители тары сконструировали бы коробку для яиц, а которой они не учитывали бы их естественную фор» му. Второй раз они такую ошибку не допустили бы: яйца в отличие от человека не «простят» конструктору его эргономической ошибки, они попросту разобьются. Человек же не разобьется. Яйцо не может компенсировать недостатки тары, в то время как человек может приспособиться к недостаткам стула. В этом заключается другая сторона отношений человека к окружающей среде — человек является адап-табельным существом и может очень быстро приспособиться к ней.
Стул, наконец, определяет и форму коммуника-ции, и положение тела. Если мы, например, вынуждены сидеть только на краю стула или скамьи, корпус тела находится постоянно в атлетической готов-кости, подобно тому как при просмотре какого-либо фильма ужасов, который заставляет нас приподниматься в напряжении со стула. Такой способ сидения подошел бы для трибун футбольного стадиона со время захватывающей игры, но совсем не подходит для тех случаев, когда нам нужно по-настоящему отдохнуть. Неудобен также стул, сидя на котором люди небольшого роста теряют опору, ибо их тело не соприкасается с полом. Пытаясь найти опору, они наклоняются вперед, но теряют при этом опору для спины; в результате они вообще сидеть не могут.
С точки зрения психологии человеку нужен такой стул, на котором он может сидеть удобно, не теряя контакта с полом под ногами и при этом имея хорошую опору для спины. В этом случае сидячая часть тела имеет самые оптимальные условия. Во время сидения ноги сидящего не могут быть без движения, ибо в таком положении они больше устают, чем отдыхают. Всем все это известно, антропометрические данные имеются в наличии, ясна и различная функция сидений стульев и кресел в автомобиле, самолете, в рабочем помещении, аудитории, в кинотеатре. И все-таки мы постоянно встречаемся с изделиями, пользование которыми скорее вызывает усталость, чем располагает к отдыху.
Стулья и другие изделия, предназначенные для
сидения, являются красноречивым символом культуры. Не всем культурам в мире известен стул. Но для людей, которые привыкли к нему, его отсутствие является серьезной пространственной проблемой. Человек является единственным созданием в мире, нуждающимся в протетических (вспомогательных) средствах для постоянного их использования. Стул является временным костылем для прямоходящего существа, позвоночник которого требует отдыха, восстановления сил. Поскольку наши верхние конечности служат для работы, а нижние — для ходьбы, то нам крайне необходим протез. В результате оказывается, что стул с физиологической и анатомической точек зрения, а также в психологическом и социальном аспектах необходим человеку. Стул часто бывает тем предметом, в котором человек нуждается в первую очередь. Это символ цивилизации и символ взаимодействия человека с жизненной средой.
Отношение между психологией и экологией
Человек — не пассивный продукт среды, а целеустремленное существо. Он действует и тем самым преобразует окружающую среду, которая в свою очередь также влияет на человека. Это и составляет основу динамического взаимодействия между человеком и средой его обитания.
Если мы хотим узнать, как среда действительно влияет на человека, как она определяет принятые им решения и последующую практическую деятельность, достаточно понаблюдать за поведением человека в данной среде. Такое наблюдение позволяет сделать ряд практических выводов, ясно представить, какие наиболее оптимальные действия люди выбирают в определенной среде. В соответствии с этим можно принимать решение об изменении среды для успешной деятельности человека.
Это хорошо видно на примере тропинок в современных микрорайонах. План пространственного решения местности, например детского сада, разрабатывается в бюро архитекторов и градостроителей. Чертежи плана утверждает соответствующая комиссия. Со временем этот план осуществляется на практике, и детский сад торжественно открывается. С те-чением времени окрестности приводятся в порядок, достраиваются коммуникации вокруг здания. Асфальтированные дорожки выполняют однозначную функцию— определяют направление движения пешеходов. Но если мы исследуем действительное пространственнее передвижение обитателей такой среды, то обнаружим, что они не только используют предусмотренные трассы, но и протаптывают тропинки на газонах, как это делают звери в густом лесу. Такие тропинки почти всегда представляют собой наглядную экологическую корректировку первоначального замысла архитектора. Они часто сокращают, а следовательно, ускоряют передвижение в пространстве. Люди, которые ходят здесь каждый день, своим передвижением изменяют абстрактное представление урбаниста. На вытоптанной тропинке плохо растет трава, и потому эта дорожка просто притягивает к себе, манит пешехода, и никакие временные стражи из числа активных пенсионеров помочь здесь не могут.
Казалось бы, хорошо продуманная пространственная композиция нарушается пешеходами, и это может стать источником совершенно излишних межчеловеческих конфликтов. Подобные ситуации можно встретить в современных микрорайонах, где конкурируют разные трассы. Всевозможные замысловатые асфальтированные дорожки, даже если они предназначены для неспешащего человека, в жизни себя мало оправдывают. Чтобы направление их было целесообразным, нужно сделать очень немного: построить объекты и понаблюдать за прокладкой тропинок пешеходами и затем в зависимости от количества пользующихся тем или иным направлением узаконить их. Это вовсе не значит, что люди произвольно выбирают направление своего передвижения. Они в сущности выбирают оптимальную планировку трасс. Потом достаточно перенести данные на карту и согласно им проложить дорожки, которые удовлетворят всех.
Указанный пример демонстрирует и другую сторону взаимосвязи психологии с экологией: тесное переплетение эколого-психологических проблем с социальными. Человек, активно преобразуя свою среду, влияет не только на нее, но и на других людей, которые наряду с ним эту среду используют. Большой город, например, порождает специфические эколого-
психологические проблемы: увеличение шума неблагоприятно влияет на межчеловеческие отношения; число людей на ограниченном пространстве может превышать допустимые границы, в которых отчетливо изменяется экологическое поведение человека, т. е. его отношение к среде. Можно вспомнить, например, взрывы гнева у некоторых пассажиров в переполненных вагонах, автобусах. Проблемы возникают не только в классической урбанистической среде, но и в пространстве, предназначенном для отдыха. Посещение городского пляжа в жаркие дни, где человек решил отдохнуть, может вызвать чувство усталости.
Человек по многим своим характеристикам является территориальным животным, и это четко проявляется в его поведении. В способе, каким человек воспринимает и оценивает пространство, в котором находится и перемещается, отражается важная сторона его отношения к среде. Каждый из нас воспринимает мир вокруг себя лишь ему присущим индивидуальным способом. Не только объективная реальность, но и способ, каким человек эту реальность воспринимает, в значительной степени определяет его действия в удовлетворении потребностей.
Восприятие и познание окружающей среды, ее психологическая интерпретация имеют очень важное значение, так как с помощью этого сложного психологического процесса мы придаем смысл окружающему миру, участвуем в различных формах общественной жизни, устанавливаем межчеловеческие отношения, формируем таким образом и неэкономическое отношение к среде, выбираем пространство для отдыха тела и души. В психологическом размышлении о жизненной среде необходимо уделять большее внимание импульсам, пространственным свойствам среды, которая определяет структуру поведения, а также общественным отношениям, которые могут подавляться или стимулироваться различными типами среды.
Окружающая среда, наконец, имеет непреходящее значение для психологического развития личности начиная с рождения. Процесс обучения в значительной степени определяется соответствием или несоответствием среды подобной деятельности. Детские игры также зависят от содержания, формы и структуры среды, в которой они происходят. Есть большая разница между игрой в войну в городе и в лесу. Отсутствие соответствующей среды, которая стимулировала бы игры детей и подростков в современных застройках (исключая «вездесущие» песочницы и примитивные приспособления для лазания), побуждает детей к тому, что они сами приспосабливают строгую бетонную среду в пространство для игры, даже если это пространство меньше всего для игр подходит. Но их действия могут при этом уподобляться нашествиям вандалов. Пространство, лишенное игровых импульсов, подобно пустому желудку, и дети развивают собственную активность, чтобы хоть как-то изменить среду в соответствии со своими представлениями и фантазией. Символические представления о среде во время игры становятся для них реальными.
Изучение психологического значения среды может только обогатить экологию. С самого рождения и до последней минуты жизни каждый из нас ощущает структуру, функцию, значение среды, в которой находится. Окружающая среда включает кроме измеримых физических и химических величин еще и психологическую характеристику, которая выражается в том, какие отклики, чувства вызывает в нас окружающая среда, ускоряет или подавляет наши действия. Если человек под влиянием жизненных обстоятельств впадает в глубокую меланхолию, если он подавлен скорбью, то он мало внимания уделяет среде, которая его окружает. Но и в подобных жизненных эпизодах среда влияет на психику человека, даже если он не осознает этого. Психологическая ценность среды проявляется в процессе непрерывного взаимодействия человека с окружающей средой.
Окружающая среда с ее пестрой палитрой красок, форм, звуков и материалов является средоточием общественных и культурных ценностей, которые вложил в нее ее исторический создатель — человек. На нас она влияет, еще раз повторяем, не только физически и химически, но и визуально, а также посредством осязания, звуков, запахов и других, сознательно даже не фиксируемых раздражителей, создавая таким образом единую и целостную картину в психологическом, социально-историческом и культурном смысле.
Структура среды влияет и на восприятие человеком времени. Если заснеженные равнины Лапландии
во тьме полярной ночи усиливают чувство бесконечности времени, то географическая структура пересеченной местности с ее богатой флорой является пространственным организатором человеческого временного бытия. Если мы говорим о временном восприятии, то имеется в виду не физическое время, отмеряемое стрелками часов. Мы отмечаем только временную ритмичность внутреннего состояния, время, которое мы переживаем в хорошем настроении, в ожидании, в скуке или заботах. Для восприятия времени самой оптимальной является среда с различными стимулами, а не с монотонным повторением, которое останавливает время. Одинаковые декоративные элементы, бесконечные коридоры или лестницы, ряды идентичных структур вызывают чувство безвременья и даже тревогу, страх. Как видно, взаимосвязей между экологией и психологией более чем достаточно. А сейчас отправимся на экскурсию в различные места, где можно наблюдать связь между психологией человека и окружающей средой. Начнем с того, что каждый из нас ежедневно может испытывать и испытывает: с восприятия жизненной среды.М Восприятие жизненной ■ среды
Введение
Специальные экспериментальные исследования в области психологии дали ошеломляющее количество сведений о восприятии. Достаточно точно известно, как человек воспринимает световые, звуковые, осязательные, обонятельные и другие сигналы среды и как ими руководствуется в своей деятельности. О физиологии отдельных органов также имеется огромное количество данных. Об эстетическом восприятии произведений искусства можно узнать из различных книг. Но о восприятии среды в целом, о том, как на нас влияет, например, комната, в которую мы вошли, город или местность,— об этом у психологии имеется очень немного сведений. Это, может быть, в меньшей мере касается художественной литературы — в ней как раз мы находим исчерпывающие, иногда поэтические описания пейзажа, неповторимого, индивидуального его восприятия. Из описания путешествий, мозаики впечатлений автора в воображении читателя встают города, страны, которые вызывают такое эстетическое чувство, будто он путешествует вместе с автором. Пейзажная живопись надолго закрепляет художественную интерпретацию среды. Аудиовизуальные средства информации, и в первую очередь кинофильмы, знакомят нас с такими уголками и такой средой, куда мы вряд ли когда-нибудь сможем попасть. Но это все только запись, а не прочувствованные впечатления, каких у человека имеется великое множество, когда он действует в определенной среде. Восприятие — это не только набор данных или получение информации, это очень сложный познавательный процесс, включающий мышление и принятие решений. Есть ситуации, когда восприятие непосредственно приводит к действию, например когда мы решили быстро уйти из неприятной среды. Окружающую среду мы воспринимаем не как коллекцию объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, аро-
матов. Мы воспринимаем ее как целое, на фоне которого можем четко различать отдельные детали. Необходимо также понять, что человек является органической и неделимой частью той среды, в которой он находится. Это значит, что человек своим существованием дополняет окружающую его среду и, наоборот, сам обогащается всей системой элементов, образующих окружающую среду как единое целое. В той среде, в которой мы находимся, процесс восприятия значительно сложнее, чем в искусственной атмосфере лаборатории, но в то же время и проще. Если я воспринимаю, например, свою квартиру, улицы, по которым хожу, силуэт Пражского Града на дальнем холме, своего начальника по работе или переполненную Вацлавскую площадь в Праге, я всегда образую с этими элементами среды взаимодействующее единство. Могу обратить внимание на некоторые зрительно выделяющиеся формы, которые невозможно не заметить. Например, замечаю на улице привлекательную девушку, которая одета так, что ее одежда прикрывает только самое необходимое, но вместе с тем я воспринимаю и других пешеходов, здания, шум, запахи и ароматы, которые производит город. Эти детали окружающей среды не исчезают при виде прекрасного создания, они только уходят на задний план, иногда даже могут создавать контрастный фон, но тем не менее находятся здесь, в данной среде, где нахожусь я, и детерминируют мое восприятие.
Восприятие среды всегда цельно, но вместе с тем и избирательно. Это связано с психологией и физиологией процесса познания. Если бы я сознательно воспринимал все импульсы среды, то могло бы произойти информационное перенасыщение, а в результате потеря ориентации, хаос. Составной частью восприятия являются так называемые перцептуальные барьеры, которые регулируют восприятие и внимание. Это вовсе не значит, что те компоненты среды, которым я не уделяю внимания, на меня не действуют. Они действуют, но воспринимаются подсознательно. Иначе говоря, окружающая среда воздействует на воспринимающее существо в целом и образует с ним неразделимое целое.
Когда мы говорим о восприятии окружающей среды как об особом психологическом процессе, мы делаем это с целью объяснения чувственного восприятия. Теоретически мы отделяем человека от его сущностного единства со средой. Мы повторяем еще раз, что окружающая среда и в процессе восприятия составляет единство с человеком; нельзя утверждать, что человек является изолированным существом по отношению к среде, в которой он находится. Конечно, в результате восприятия человек на основании деятельности нервной системы отражает воспринимаемую реальность, но в то же время он составляет с этой средой единство познаваемого и познающего.
Из этого следуют важные выводы относительно восприятия окружающей среды. Отношение человека к окружающей среде можно изучать как часть картины, в рамках которой происходит восприятие; отдельные компоненты, на которые можно расчленить эту картину, детерминированы всей ситуацией, в которой мы находимся. Это означает, что в процессе восприятия мы как бы не вмешиваемся в окружающую среду, но тем не менее изменяем ее уже хотя бы потому, что относим определенные аспекты своего опыта к окружающему миру. Мы в редких случаях только воспринимаем. Гораздо чаще с восприятием связано действие простого и сложного порядка. Если для нас неприятен запах откормочного свиноводческого пункта, то мы стремимся фильтровать воздух, хоть это и удается только символически, ибо наше обоняние слишком изнежено цивилизацией. Если мы проходим мимо работающего компрессора, то подсознательно стремимся ускорить шаг. Если же нас заинтересует вновь построенный архитектурный объект, то мы можем надолго остановиться, разглядывая его и удивляясь его красоте.
Эти факты имеют также философско-этический параметр. Они объясняют не только взаимосвязь человека и среды, но и отрицательное влияние современной техники на различные экосистемные связи. Поэтому не так просто и легко достичь понимания того факта, что человек и его среда образуют взаимодействующее единство. Некоторые люди убеждены, что они могут преобразовывать среду в соответствии со своими представлениями, реальными или фантастическими, как будто внешний мир, объективная реальность существуют независимо от них. Иногда
они поступают таким образом, словно убеждены, что изменение среды их не коснется, не окажет на них обратного влияния. Если мы подходим к окружающей среде с экономической точки зрения, игнорируя гуманитарные аспекты, и если мы хотим получить от окружающей среды только то, что планируем, то тем самым мы невольно противопоставляем себя той среде, в которой мы действуем. В этом случае может легко произойти искажение, ошибка в восприятии действительности. Тогда возникнут экологические нарушения, а часто и неадекватное понимание других взаимосвязей во временных и исторических параметрах. Если мы преображаем среду, то тем самым мы изменяем не только ее восприятие, но и самих себя. Многое зависит также от того, желательны эти изменения или нежелательны.
Чтобы немного отдохнуть от чистого теоретизирования, оживим изложение двумя примерами, которые проиллюстрируют, как мы воспринимаем определенные аспекты среды и как в связи с этим среду оцениваем. Первый пример относится к малозначимой на первый взгляд вещи — определению расстояния; второй пример тематически более важный, так как в нем речь идет о проблеме шума, который наряду с химическими отходами представляется очень вредным производным цивилизации. На этих примерах мы покажем, как действие человека определяется восприятием различной по своему характеру жизненной среды.
Как мы определяем расстояния. Определяя расстояние, человек редко может сказать точно, на чем он строит свое предположение. Поскольку речь идет о действиях, наполовину сознательных, наполовину интуитивных, то наши предположения будут резко различаться между собой. Пространственные представления, из которых возникает предположение, зависят от структуры среды. Поэтому нам кажется, что определить расстояние в знакомой нам местности проще простого. Тем не менее мы по-разному оцениваем расстояния, пройденные нами в лесу, когда, скажем, собираем грибы. Многое зависит от физического состояния человека, степени его усталости, желания достичь цели, скорости движения. Оценка этих компонентов весьма субъективна, а отсюда субъективно и понимание быстрого или медленного движения. Я очень люблю спрашивать местных жителей в провинции, сколько нужно времени, чтобы прийти на какое-то определенное место. Одно и то же расстояние определяется ими на час ходьбы, полчаса, а то и на два часа.
По-разному определяет человек расстояния в холмистой местности и на равнине. В холмистой местности есть больше опорных пунктов для создания представления о расстоянии, чем на абсолютно плоской равнине, уходящей куда-то за горизонт. А «сухопутные крысы» вообще не могут определить расстояние на море: мы плывем на судне к берегу, а скалы, выступающие из воды, все такие же — на расстоянии двух километров они выглядят так же, как и на расстоянии десяти километров. На море нет определенных точек ориентации, и в такой ситуации неопытные пловцы могут попасть в неприятную ситуацию.
Определение расстояния в городе происходит по-иному. Оно не зависит от видимых урбанистических опорных пунктов, а опирается на пространственный опыт, который является составной частью особого представления; мы называем его ментальной (мысленной) картой, о которой еще будем говорить в дальнейшем. Психологическое исследование поведения и ориентации людей в городах дало очень интересные данные относительно определения расстояния. Прежде всего люди оценивают по-разному одно и то же расстояние в зависимости от того, в каком направлении оно определяется. Так, расстояние от центра города до окраинных кварталов значительно преувеличивается. Это значит, что путь в центр города нам кажется всегда короче, он быстрее преодолевается. Нам представляется это субъективным, хотя такое ощущение может иметь и объективные основания. Это связано с представлением о городе, которое закодировано в долговременной памяти людей.
Пространственная образность окруженного данными рамками пространства, обыденное географическое представление, как правило, бывает сконцентрировано вокруг центрального пункта региона, вокруг точки, которая по геометрическим представлениям находится в центре. Психологи назвали такой способ ориентации фокальной ориентацией, в центре которой
находится очаг представления, направляющий движение мысли во время ориентации и определения расстояния. Центр вообще кажется более доступным, чем окраина; люди полагают, что по своей значимости он богаче, дает более разнообразные импульсы, которые стимулируют одно из основных человеческих свойств — любознательность. Центр города оказывает на людей особое, магнетически притягивающее влияние. Здесь им все кажется не только ближе, но и лучше. Когда они принимают решения о возможных покупках, то отдают предпочтение магазинам, расположенным на трассе по направлению к центру города, хотя возможности осуществить покупки по всей трассе идентичны. Это показали исследования, проведенные в некоторых крупных европейских городах. Действие магнетической притягательной силы центра очевидно и здесь. Иначе нельзя объяснить мотивационное значение центров ориентации урбанистических агломераций. В другом случае мы уходим на окраины, спасаясь от чрезмерного множества импульсов, сосредоточенных в центрах городов. Не следует забывать о факте разного определения расстояния от центра до окраины. Это поможет нам правильно планировать время, поскольку городская жизнь во временном отношении ставит более жесткие требования, чем жизнь на селе.
Влияние шума на психику человека. Окружающий мир становится все более шумным. Технический прогресс неизбежно несет с собой звуковые отходы, а не только тот необычный звуковой фон, который возникает всюду в тех местах, где деятельность людей вторгается в окружающую среду. В настоящее время жители городов уже и представить себе толком не могут, что такое тишина. А иногда кажется, что они ее даже боятся. Как иначе объяснить тот факт, что, даже находясь в лесу, они неизменно таскают с собой включенный транзистор.
Особенно перенасыщены шумом улицы, по которым движутся автомашины, трамваи, другие виды транспорта, масса прохожих, что в конечном итоге образует пульс города. Жизнь современного человека немыслима без всевозможных носителей шума, притом не только в сфере его трудовой деятельности, но и в быту — пылесосов, стиральных машин, холодиль-ников, телевизоров. Шум создают и сами люди, что очень хорошо знакомо родителям, имеющим маленьких детей.
Доказательств отрицательного влияния шума на здоровье человека достаточно много. Страдает его слуховой аппарат, а при чрезмерном и длительном шуме он может быть частично, а иногда и серьезно поврежден. Шум оказывает неблагоприятное влияние не только на слух человека, он воздействует и на другие его физиологические функции. Наиболее четко это проявляется в постепенной невротизации тех, кто подвержен длительное время воздействию шума. Ввиду этого психология жизненной среды включает также исследования влияния шума на здоровье человека и его состояние. Сильный, длительно действующий, интенсивный и нерегулярно прерываемый шум психологи квалифицируют как опасный фактор, который отравляет окружающую среду буквально в такой же степени, как и отходы химического производства.
При изучении воздействия шума на психику человека мы должны различать звук и шум. Звук есть физическое явление, возникающее в результате изменения давления воздуха. Шум — психологический термин, означающий неприятный, нежелательный, а иногда труднопереносимый звук. Некоторые авторы, избегая оценочных ассоциаций в описании воздействия шума на психику, вводят понятие раздражение, с помощью которого пытаются описать изменчивую и в сущности отрицательную реакцию людей на часто воздействующий на них шум. Шум является прежде всего субъективным восприятием, притом весьма относительным. Крики «гол!» на заполненном стадионе болельщик не воспринимает как шум. Но если мы вдруг вынуждены громко чихнуть в заполненном читальном зале, то все присутствующие воспримут это как отрицательный фактор, т. е. шум. Звучащая на полную мощность стереосистема не мешает танцующим на вечеринке, но вибрация, сотрясающая дом, лишает покоя соседей. Влюбленная пара в кинозале, громко выражающая свои восторги по поводу увиденного на экране, естественно, будет неприятным : источником шума для рядом сидящих. Однажды я J был на концерте, и мой сосед, по-видимому уставший i после работы, быстро уснул и начал храпеть. До сих J
А
пор не могу понять, как он смог приспособиться i ритму музыки Моцарта — ив результате его храп н< мешал окружающим.
Конечно, неприятные чувства и раздражение нарастают с ростом децибелов: 70 децибелов вызываю! раздражение (например, пылесос); ПО децибелов (работающая циркулярная пила) могут вконец испортить послеобеденное настроение в выходной день. Но наряду с децибелами большое значение имеет носитель, причина шума. Хозяйке, убирающей квартиру, шум пылесоса не мешает. Работа отбойного молотка, как правило, не раздражает рабочего, держащего этот инструмент в руках. Многократно проверенный и в настоящее время уже ставший аксиомой вывод заключается в том, что людям, которые могут контролировать акустический уровень среды, шум мешает меньше. Они управляют источником шума и могут в любое время выключить производящие его приборы, инструменты, машины. Шум мешает всегда тем, кто находится под его воздействием и не может оказать на него никакого влияния, не может его контролировать или управлять им.
По всей вероятности, кое-что зависит и от психического настроения по отношению к источникам шума. Шведские социологи провели интересный эксперимент. Жители поселка, расположенного вблизи военного аэродрома, часто жаловались на шум летающих самолетов. Им послали красивую, богато иллюстрированную книгу о прошлом и настоящем шведской авиации. Кроме того, в ней большое внимание уделялось современному авиатранспорту. Через несколько дней психологи провели анкетный опрос, в результате которого установили, что тем, кому они подарили книгу, шум мешал меньше, чем людям, которые не были с книгой знакомы.
Шум непосредственно влияет на психическое состояние человека, и поэтому бороться с ним очень важно в целях сохранения психического равновесия человека вообще. Шум повышает уровень страха. Вызывает эмоциональные стрессы. Способствует развитию агрессивности. Исследования психиатров показывают, что длительное время действующий сильный шум или, хуже того, нерегулярно прерываемый г.лтенсивный шум может вызвать у людей асоциальные действия. Шум на грани допустимого меняет отлаженный ритм деятельности, деформирует социальное поведение и правила взаимных отношений между людьми, что представляется очень важным в смысле понимания окружающей среды как целого. Шум снижает желание к сотрудничеству и стремление помочь другим людям в беде. Даже хорошие соседи могут превратиться в людей, которые раздражают друг друга. И наконец, шум ослабляет контроль над агрессивными импульсами, и люди в таком состоянии склонны к «взрывам».
Интересное исследование было проведено в психологической лаборатории в университете в Нью-Хемпшире. На группу людей воздействовал необычайно сильный шум, который издавала специально приспособленная для этой цели сенокосилка. Возле этой группы проходил мужчина, у которого «случайно» падали различные бумаги. Для усиления эффекта у человека, который должен был такими театральными действиями тестировать желание людей помочь другим, одна рука была в гипсе. В нормальных условиях проявили желание помочь незнакомому человеку собрать рассыпавшиеся бумаги 80% наблюдавших, в условиях же сильного и интенсивного шума это сделали только 15%. В Голландии подобные опыты были проведены на шумных улицах крупных городов, а также в тихих переулках окраин. «Незнакомому туристу», растерянно изучавшему карту города, оказывало помощь значительно больше людей в тихих переулках, чем на шумных магистралях.