Влияние личности на общение
Межличностное общение только тогда будет эффективным, когда партнер – уникальная и неповторимая индивидуальность. это и есть этический идеал и высший уровень общения.
Велика в общении роль лидера. Она способна возрастать вместе с численностью лиц, участвующих в общении (лидер и массы). Податливость влиянию авторитета, заразительность массового психического контакта создают предпосылки для повиновения лидеру, возведения его в ранг героя.
Общение и деятельность
Вопрос о соотношении этих понятий давно является предметом
активного обсуждения в философской и психологической литературе [5]. Выявляются следующие точки зрения:
1. общение – часть деятельности или один из ее видов (А.А. Леонтьев, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский и др.);
2. общение есть нечто принципиально отличное от деятельности, так как связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б.Ф. Ломов, Л.П. Буева);
3. компромиссный подход, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности (Г.М. Андреева, М.И. Лисина);
4. общение не тождественно деятельности и как таковое не является его частью. Оно соотносится с ним, как два взаимоперекрещивающихся круга (Б.Д. Парыгин).
А–общение как самоценность (родовое, любовное, досуговое, игровое и т. д.).
Б–общение как условие деятельности (коммуникативная деятельность).
В – алгоритм, структура и механизм деятельности (различные виды предметной деятельности).
С одной стороны, общение может выступать и в качестве условия или составляющей любой деятельности, и в виде специфической коммуникативной деятельности. С другой стороны, оно может и должно рассматриваться как совершенно самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.
Главное отличие общения от деятельности в самоценности первого, т. е. возможно общение ради общения без каких-либо иных целей, кроме взаимного интереса партнеров друг к другу. Здесь имеют место субъект-субъектные отношения, в то время как в деятельности – субъект-объектные (Б.Ф. Ломов) [7].
М.С. Каган считает, что деятельность человека не следует сводить только к предметной деятельности, тогда общение естественно впишется в это целокупное и разностороннее проявление человеческой активности. То есть общение представляет собой частный случай деятельности [2].
Б.Д. Парыгин указывает на две ошибки:
- сведение всего структурного многообразия общения к одному из его вариантов;
- отождествление этого варианта общения (субъект-субъектных отношений) с деятельностью.
Но деятельность – это, в первую очередь, направленность на предмет, опосредованная активностью человека. О беспредметной активности говорить бессмысленно [10].
Общение и общность
Смысл данных понятий: общение – это процесс, а общность–определенное свойство, которое может быть присуще или не присуще процессу или любому другому элементу деятельности, из которого складывается процесс.
Общение включает в себя и момент общности, проявляющийся в уподоблении, идентификации, согласованности, взаимопонимании, симпатии, кооперации, координации действий и психических состояний общающихся между собой людей.
Общность является предпосылкой общения и продуктом его развития. А процессы общения характеризуют внутреннее состояние данной общности и ее отношение (на схеме это область пересечения окружностей) с другими общностями.
Но характеристика общности не сводится к определению степени ее внутренней и внешней коммуникабельности,
а предполагает исследование психического состояния общности, ее социального настроения, психологии ее деятельности (экономической, политической, эстетической, научной и т. д.).
Процесс общения тоже неоднозначен. Уподобление в общении предполагает в то же время обособление, внутригрупповую дифференциацию. Общность интересов – стремление к сопоставлению различий (вкусы, взгляды, навыки и опыт). Возможна и взаимная оппозиция и борьба, которая может носить как явный, открытый характер, так и неявный, выражаясь в психической напряженности и конфликтности отношений.
Но уподобление и обособление – это не альтернативные категории, а взаимодополняющие, различные стороны единого процесса. В акте уподобления выражается процесс солидаризации, идентификации индивида с той общностью, к которой он принадлежит.
В акте обособления проявляется индивидуальная неповторимость и особенность личности.
Существует и другая форма обособления – уход индивида в свой собственный внутренний мир (общение с самим собой).
Здесь можно говорить о смене форм общения, тогда склонность к внутриличностному общению может быть ситуативной потребностью личности или стабильной чертой ее характера (например, интровертированность или экстравертированность). Но при этом уход в свой внутренний мир может являться признаком и богатства духовного мира личности, и психической аномалии (аутизм). Эти признаки могут как соединяться в одной личности, так и быть свойствами разных людей.