Связь педагогической науки с другими науками

Исследование многих педагогических проблем требует меж­дисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучае­мого.

Органичными связями педагогика связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Психоло­гия изучает законы развития психики человека, педагогика раз­рабатывает законы управления развитием личности. Воспита­ние, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельнос­ти). Следующий важный момент — общность методов исследо­ваний педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, пси­хологические тесты, психологические анкеты и др.).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свиде­тельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованы в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образова­ния, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина педагогика пользуется психоло­гическим знанием для выявления, описания, объяснения, си­стематизации педагогических фактов. Так, результаты педаго­гической деятельности изучаются с помощью психологичес­ких диагностик (тестов, анкет и т.д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психологи­ческой науками выступает педагогическая и возрастная психо­логия, психология профессиональной педагогической деятель­ности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей обра­зования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедея­тельности организма в целом и отдельных его частей, функци­ональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии; инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии содействуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социоло­гических исследований являются базой для решения педагоги­ческих проблем, связанных с организацией студенческого до­суга, профессиональной ориентацией, и многих других. Буду­чи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития об­щества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет фило­софское знание. Оно является базой для осмысления целей вос­питания и образования в современный период развития педа­гогического знания. Теория познания позволяет опосредован­но, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаи­мозависимости, развития и его движущие силы и др. способ­ствуют развитию исследовательского педагогического мышле­ния. В связи с углубленным осмыслением феномена образова­ния на современном этапе педагогического знания интенсив­ное развитие получает одно из философских направлений — философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагоги­кой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управ­ления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются дан­ные и многих других наук: юриспруденции, экономики, ин­форматики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Наши рекомендации