Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции

Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Системный подход требует всестороннего исследования ме­ханизмов, закономерностей, связей, взаимодействия, отноше­ний субъекта и объекта. Структура деятельности складывается из взаимодействия человека как субъекта деятельности с предметом деятельнос­ти. Любая деятельность характеризуется в первую очередь тем, что должен получить человек в ее итоге — прогнозируе­мым результатом. Структурным ядром деятельности является ее предмет — объект воздействия человека в процессах труда, познания, общения. Предмет деятельности, существуя, с одной стороны, независимо от деятеля, представлен, с другой стороны, в соз­нании человека в виде образа, отражающего свойства объекта. Операциональная сторона деятельности связана с наличием определенного способа деятельности — конкретных приемов, действий, операций — социально установленных или индиви­дуализированных. В процессе овладения деятельностью форми­руются целостные системы «человек-техника», «орган-орудие».

48_______________________________Бочкарев Л. Л.

Б. Г. Ананьев придавал огромное значение орудиям труда — искусственным элементам человеческой организации, уско­рителям и преобразователям психофизиологических функций человека. Орудия труда, как компоненты системы деятельности, яв­ляются посредствующим звеном между человеком и объектом труда. В познавательной и коммуникативной деятельности такую функцию выполняют знаковые системы. Предмет деятельности, орудия труда, знания, умения, на­выки образуют условия деятельности. Системообразующей характеристикой деятельности явля­ются ее мотивационная сторона. Именно мотивы создают на­правленность деятельности, придают ей определенный тонус. Названные выше структурные компоненты деятельности учитываются большинством российских исследователей. Так, К. К. Платонов описывает деятельность как поэтапно развертывающуюся систему, включающую «цель — мотив — способ — результат» [232]. В. Д. Шадриков, анализируя про­цесс формирования системы профессиональной деятельности в рамках «единой функциональной архитектуры», выделяет такие ее блоки, как «мотив — цель — программа деятельнос­ти — принятие решения — результат», учитывая при этом индивидуальные качества субъекта деятельности [336]. Подобную функциональную структуру процесса осознанно­го регулирования деятельности представляет О. А. Конопкин, в качестве системообразующего звена саморегуляции, опреде­ляя цель, которая находится в связи с моделью деятельности, отражающей информацию об условиях деятельности, про­граммой и результатом [154]. Анализируя многочисленные структуры деятельности, пред­ставленные в философии, социологии, психологии, В. Н. Сагатовский совершенно справедливо предлагает отказаться от установки на поиск одной-единственной верной структуры, подчеркивая, что «деятельность... есть феномен полифункцио­нальный и полиструктурный» [270, с. 161]. Автор очертил наи­более обобщенную структуру в виде схемы, в которой замысел (смысл — цель — план), реализация (способ: возможности субъекта — средства — предмет) и результат (сверхпродукт, продукт, отход) выступают в их взаимосвязи и взаимной обу­словленности» [270, с. 162]. Почти все имеющиеся в отечест­венной литературе варианты структурирования деятельности логично вписываются в общую структуру В. Н. Сагатовского: о

Психологические особенности музыкальной деятельности_____49

предметной структуре деятельности можно говорить в случае выделения таких ее видов, как материальная и духовная, о целевой структуре — в случае выделения видов деятельности по функциональному признаку (например, структура М. С. Ка­гана), наконец, о мотивационной структуре — в случае выде­ления уровней деятельности в зависимости от того, каким элементом замысла она управляется: смыслом, целью или задачей-планом (например, структура А. Н. Леонтьева). Структурный подход к исследованию деятельности дает возможность специалистам не только изучать ее как последо­вательность действий, операций или динамику направляющих ее мотивов, но и вскрыть ее регулирующие механизмы. Ведь в конечном счете любое исследование должно быть направлено потребностями практики и связано с задачами (в данном случае) повышения эффективности выполнения деятельности. Как отмечалось выше, системообразующими характерис­тиками деятельности являются «мотивы-цели». Именно они являются и ведущими психологическими регуляторами дея­тельности, определяя динамику и соотношение всех других составляющих деятельности. Достижения целей влекут за собой изменения в мотивационной сфере личности, что в свою очередь стимулирует постановку целей. Этот спиралевидный процесс самодвижения и развития личности в деятельности приводит в динамику фонд способностей и интересов, знаний и умений, навыков, поднимая их на качественно высокий уро­вень. Цели деятельности идеально воплощают конечные ре­зультаты деятельности и в виде образа детерминируют не только начальные этапы деятельности, но, сохраняясь в памя­ти до успешного завершения деятельности, регулируют всю систему действий. Образ-цель всегда связан с планом деятель­ности, в котором отражена тактика выполнения деятельности. Еще до осуществления деятельности человек осуществляет процесс планирования, предвидения, моделирования как об­щих и частных результатов, так и хода выполнения деятель­ности, который связан с определением фаз, этапов выполнения отдельных действий, задач или сопоставлением вариантов дея­тельности, оценкой их сравнительной эффективности, выбором наиболее оптимальной тактики и техники. Активная роль в этом принадлежит не только процессам мышления, но и про­цессам восприятия информации о начальном текущем и изме­няющемся состоянии всей системы деятельности, в том числе и оценке частичных результатов (продуктов) деятельности.

50_______________________________Бочкарев Л. Л.

Уже с самого начального этапа — моделирования и плани­рования будущей деятельности к механизмам ее сознательной регуляции подключаются эмоциональные факторы. Деятель­ность может быть эмоционально привлекательной, эмоцио­нально насыщенной или эмоционально-нейтральной, в которой процессы мышления функционируют «бесстрастно». Многооб­разные эмоциональные явления ежесекундно питают и насыщают деятельность и в первую очередь деятеля активностью. Эмоции являются не только результатом деятельности, сигна­лизируя о ее успехе или неуспехе, подчеркивает А. Н. Леонтьев, но и «механизмом ее движения» [180, с. 197]. Эмоции всегда есть показатель отношения между мотивами (потреб­ностями) и возможностью успешного осуществления деятель­ности, которая отвечает этим мотивам. Не всегда внешне кажущееся успешным выполнение деятельности или действия приводит к положительным эмоциям. Если деятельность или действие не отвечает ведущему мотиву личности, оно может оцениваться как неуспех. Такие примеры автор приводит и анализирует их в книге. Так, для испытуемого А. К. ведущим мотивом участия в конкурсе было получение I премии. Ус­пешное, по мнению коллег и членов жюри выступление на конкурсе им. П. И. Чайковского, звания лауреата которого он был удостоен, было для А. К. психической травмой из-за того, что жюри присудило ему всего лишь IV премию. В данном случае ведущий для А. К. мотив потерпел поражение, вызвав аффект — кратковременную эмоциональную вспышку, кото­рая вскоре была подавлена (см. с. 299 настоящей книги). Другой испытуемый Т. В., предвосхищая будущий неуспех в деятельности, испытывает боязнь перед концертами, связан­ную с ожиданием появления аффективных реакций. Его эмоции дезорганизуют ситуативно деятельность и мешают реализации мотивов, связанных с положительным отношением к музыке и потребностями в исполнительстве. Именно эти устойчивые эмоциональные явления — чувства любви к музыке позволяют ему растормозить рефлекторно-закрепившиеся аффективные реакции и преодолеть отрицательные эмоции. Процесс пере­стройки эмоционального отношения к деятельности у этого испытуемого был связан с активными переживаниями, кото­рые способствовали победе над фрустирующей ситуацией и оптимизации деятельности (см. с. 292 настоящей книги). И в разделах о восприятии и творчестве читатель встретит­ся с фактами активного вмешательства эмоций в процессе дея-

Психологические особенности музыкальной деятельности_____51

тельности. Эмоциональные реакции в момент восприятия или творчества, сопровождаемые иногда слезами, в одних случаях нарушают процесс художественного переживания (см. с. 148-155, 302 настоящей книги), в других, напротив, стимулируют работу фантазии, воображения, творческий процесс в целом (с. 193, 259, 305 и др.). Как свидетельствуют данные исследова­ний, эмоциональные явления активно соучаствуют вместе с другими регуляторами деятельности в управлении творческим процессом. В последнее время в отечественной психологии стали осо­бенно актуальными положения Л. С. Выготского — С. Л. Ру­бинштейна — А. Н. Леонтьева о регулирующей роли эмоций в деятельности человека. Эти положения получили всесторон­нюю теоретическую и экспериментальную разработку в иссле­дованиях О. К. Тихомирова, А. В. Запорожца и их сотрудни­ков на материале изучения мыслительной деятельности, про­цессов мышления и целеобразования [299]. Однако категория эмоций, при всей ее значимости для раскрытия вопроса о регулирующих механизмах деятельности не является исчерпывающей и достаточно объемной. Действи­тельно, эмоция, по мнению большинства исследователей, яв­ляется лишь выразителем смысла деятельности, открывая человеку возможность его осознания в форме «эмоциональной окраски». Между тем в процессе деятельности человек стал­кивается не только с задачей обнаружения, выявления, рас­крытия смысла, но и в его формировании, создании. В процессах же смыслопорождения, «смыслостроительст-ва» участвует весь ансамбль психических процессов, лидером и координатором «работы» по производству смысла является переживание [80]. Как справедливо подчеркивает Ф. Е. Васи-люк, переживание не занимает рядоположную позицию по отношению к другим регуляторам — восприятию, памяти, воображению, эмоциям, а является их «режиссером» [80, с. 28]. Как очевидно из приведенного выше краткого экскурса в историю становления отечественной теории деятельности, ка­тегории переживания придавалось очень важное значение с самых первых дней становления психологии. Использование категории переживания позволяет в динамике, увидеть техно­логию и механику регуляции деятельности человеком как ее пристрастным субъектом. Категория установки и категория психического состояния позволяют увидеть «срез» психики, ее моментальную готовность к выполнению деятельности или

52_______________________________Бочкарев Л. Л.

действий, актов. Категория же переживания дает возможность проследить процессуально смену установок и состояний в ходе развертывания деятельности. Не случайно Ф. В. Бассин выдвинул проблему пережива­ния в качестве центральной проблемы психологии. О том, что психология давно испытывает потребность в такой всеобъемлю­щей категории и в тоже время пригодной для рабочих целей, убедительно свидетельствует дискуссия по проблеме «значащих переживаний», развернувшаяся на страницах журнала «Вопро­сы психологии» после выхода в свет статьи Ф. В. Басина. Не­гативное отношение к этой категории со стороны некоторых психологов, принявших участие в дискуссии, прежде всего свя­зано с тем, что понятие переживания в традиционной психоло­гии связывалось обычно лишь с созерцанием субъективно-зна­чимого. Переживание характеризовалось как индивидуальное, субъективное отражение мира в его отношении к человеку или как непосредственная данность познавательных процессов в отличие от их содержательной, предметной стороны. Во многих схемах традиционной, в том числе интроспективной трактовки переживания оно рассматривалось не только в отличие от зна­ния, но и лишь как пассивный отблеск в сознании человека тех или иных психических процессов и состояний. Принципиально по-иному эту категорию рассматривает Ф. Е. Василюк, который впервые в отечественной психологии дал деятельную трактовку переживания. Оно в исследовании Ф. Е. Василюка рассматривается не как форма отражения-со­зерцания, а как целенаправленная деятельность, производя­щая реальные и жизненно важные, значимые изменения соз­нания человека, как деятельность смыслопорождающая [80]. Однако, ограничив рамки исследования задачами изучения лишь критических ситуаций (стресса, фрустрации и др.), Ф. В. Василюк ограничивает и категорию переживания рам­ками «работы» по перестройке внутреннего «психологического мира» личности, направленной на «установление смыслового соответствия между сознанием и бытием», целью которой яв­ляется «повышение осмысленности жизни». Типология «психологического мира» личности и классификации типов пере­живания построена средствами теоретического анализа и, бес-

' В дискуссии приняли участие Бойко Е. Н., Зейгарник Б. В., Иванин Г. Н., Лурия А. Р., Ярошевский М. Г. и др. (см. «Вопросы психологии», № 4, 1971 и № 3, 1972).

Психологические особенности музыкальной деятельности_______53_

спорно, лишь условно отражает все многообразие задач сбли­жения научной психологии с недрами «житейской психоло­гии», на что справедливо обратил внимание А. Г. Шмелев. Однако новаторская попытка Ф. Е. Василюка представить переживание не только лишь с позиции анализа функции — эмоциональной репрезентации человеку содержаний его соз­нания, а в качестве особой внутренней деятельности заслужи­вает, на наш взгляд, самого пристального внимания. Переживание как целенаправленная деятельность, а не стихийное, неуправляемое движение содержаний сознания, над которыми давлеет эмоциональная логика, является не только спутником, но и регулятором любого вида человечес­кой деятельности. При таком понимании категория пережива­ния позволяет плодотворно, на современном научном уровне воплотить и развить идеи Л. С. Выготского о единстве аффек­та и интеллекта применительно к задачам изучения человечес­кой деятельности. Именно деятельность рождает специфичес­кие констелляции интегрированных эмоциональных и когни­тивных процессов, в структуре которых в неразрывном единс­тве функционируют «умные», обобщенные эмоции и преобра­зование эмоциями интеллектуальные процессы: эмоционально-образное мышление, эмоциональное воображение. Исследование этих констеляций и их регулирующей роли в управлении целенаправленной человеческой деятельностью, связанной не только с преодолением критических ситуаций, есть одна из важнейших задач психологии [62, 72, 316]. Процесс переживания в таком случае следует рассматри­вать как процесс пристрастного, интеллектуально-эмоциональ­ного отражения, оценки, активной переработки внешних и внутренних воздействий, смыслообразования в соответствии с возможностями и потребностями личности, требованиями дея­тельности. Переживание как внутренняя деятельность являет­ся сущностной единицей психики. Именно такой методологи­ческий подход к анализу категории переживания позволил автору развить в дальнейшем и наполнить свои представления конкретным содержанием на материале изучения различных видов музыкальной деятельности.

Виды деятельности

Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать

54_______________________________Бочкарев Л. А.

отдельные виды деятельности по разным признакам: по фор­ме, по их эмоциональной напряженности, временной или пространственной характеристике или же по физиологичес­ким механизмам. Чаще всего дифференцируют деятельность в зависимости от предмета. Традиционным стало выделение таких ее видов, как игра, учение, труд, обусловливающих главнейшие изме­нения в психике. Б. Г. Ананьев выделяет в качестве основных труд, познание, общение [18]. К. К. Платонов делит все виды деятельности на общие и частные, сложные и элементарные. К общим видам деятельности он относит труд и общение, а так­же их производные: речь, учение, игру, спорт, искусство, ре­лигию, нравственно-правовую, политическую деятельность и бой, к частным — все многообразные виды профессиональной деятельности, учения, игры и спорта [231]. М. С. Каган, избрав в качестве основы для классификации активность социального субъекта в системе субъективно-объект­ных отношений, выделил пять видов деятельности: преобразо­вательную, познавательную, ценностно-ориентационную, ком­муникативную и художественную, подчеркивая, что в послед­ней синтезированы все четыре другие. В. Г. Афанасьев, избирая в качестве основополагающего вида деятельности материальное производство, выделяет кро­ме материальной (производственной) деятельности порождае­мые ею социально-политическую, связанную с преобразованием общественных и политических отношений, и духовную, имею­щую отношение к производству и воспроизводству идей и ду­ховных ценностей [32]. Глубокий и всесторонний анализ духовной деятельности дан в монографии А. К. Уледова [307]. Автор совершенно справедливо считает недостаточным традиционное связывание духовной деятельности лишь с про­изводством сознания, подчеркивая, что в духовной деятельно­сти следует различать две стороны: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Причем, в отличие от М. С. Кветного [144], употребляющего .понятие духовно-теоретической деятельности лишь в контексте мысленного преобразования, А. К. Уледов считает возможным и преобразование практичес­кое, например, в процессе формирования личности в условиях обучения и воспитания. Духовно-практическими являются научная, идеологичес­кая, художественная деятельность. Духовно-практическая и

Психологические особенности музыкальной деятельности_______55_

духовно-теоретическая деятельность составляют единый тип социальной деятельности — духовную. Если в ходе духовно-теоретической деятельности лишь вырабатываются идеи, представления, оценки, в ходе духовно-практической деятель­ности они внедряются в сознание людей, становятся достоянием их мировоззрения. «В первом случае продуктом деятельности является идеаль­ное в чистом виде как духовный потенциал общества, его ду­ховные ценности, а во втором — продуктом выступают те же духовные ценности, но усвоенные людьми, ставшие их достоя­нием. Таким образом, результат духовно-практической дея­тельности заключается в изменении не просто сознания, но и его субъектов» [307, с. 68]. В художественной деятельности, подчеркивает автор, духовно-теоретические и духовно-практические стороны органически слиты.

Наши рекомендации