Как показать лучший результат
Надо заметить, что цветовой тест Люшера очень легко обойти. Для этого необходимо всего-то заучить идеальную последовательность из 8 цветов. Существует множество трактовок теста Люшера. И если вы не испытываете желания предстать в глазах психолога горьким про-
пойцей или необузданным неврастеником, вернее всего разместить цве-та в идеальной (или близкой к идеальной) последовательности. И хотя обработка результатов полностью зависит от взглядов психолога или его руководства, помните, что идеальный расклад следующий: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чер-ный. Однако, пожалуй, не стоит рисковать и располагать цвета точно в такой последовательности, поскольку она прекрасно известна психологам и носит название «аутогенной нормы». Поменяйте в двух-трех случаях цвета местами. Например, синий с зеленым. Кстати, если вдруг забудете идеальную последовательность, не упустите из виду главное: прежде должны идти первостепенные цвета (красный, желтый, зеленый и синий), а потом дополнительные (остальные). И не ставьте сияний в самый конец списка, лучше поменяйте его местами с каким-либо другим.
Тест «Несуществующее животное»
Самые распространенные из рисуночных тестов — это «Рисунок человека» и «Несуществующее животное»*. Методика «Несуществующее животное» дает возможность выяснить степень коммуника-бельности кандидата, его миролюбивости, а также кем он является: мыслителем или деятелем. Метод изучения личности посредством проективного теста такого толка основан на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики применяется освидетель-ствование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического оттиска движения, рисунка). По И. М. Сеченову, любая мысль, зарождающаяся в нашей голове, заканчивается движением.
Если подлинное движение в силу каких-то обстоятельств не реализуется, то в соответствующих группах мышц суммируется обусловленное усилие, требующееся для материализации ответного движения на определенную мысль. Образы и мысли-представления, инициирующие, скажем, страх, активизируют напряжение в группах мышц ног и рук, что потребовалось бы в ситуации ответа на страх бегством или защитой при помощи рук — ударить, прикрыться. Тенденция движения имеет направленность в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение.
В процессе рисования лист бумаги (либо холст) является моде- лью пространства и, помимо состояния мышц, фиксирует отношение
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты I 109
к пространству, то есть зарождающуюся тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временем: настоящим, прошлым, будущим. Соотносится оно также со способностью действовать или с идеально-мыслительной программой функционирования психики.
Пространство, находящееся позади и слева от рисующего, соотносится с прошлым периодом и бездействием (отсутствием связи между представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона листа (перед и верх) соотносится с будущим временем и действенностью. Левая часть и низ соотносятся с негативно окрашенными и депрессивными чувствами, с неуверенностью и инертностью. Правая часть, которая напрямую связана с доминантной правой рукой, — с позитивно окрашенными чувствами, энергичностью, инициативностью, конкретностью действия.
Выходит, что испытуемый без всякой задней мысли схематично изображает на листке зверька — и таким образом выдает о себе целый пласт информации. Кроме общих последовательных проявлений психомоторной связи и отношения к пространству, при интерпретации тестовых рисунков применяются теоретические методы оперирования с символами и символическими геометрическими деталями и фигурами.
Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть показан в описательных формах. По составу предоставленный тест — ориентировочный и в качестве единственного способа освидетельствования, как правило, не применяется, а требует союза с другими методиками как батарейными инструментами исследования.
Рекрутеры очень часто применяют эту методику, когда нужно получить информацию о том, требуется ли соискателю помощь психолога или нарколога, так как (по утверждению психологов) люди проецируют на изображения свои фобии, нужды, настроения. Так, если рекрутер желает узнать, есть ли у соискателя склонность к алкоголизму, то.перед тестированием ему задают вопросы относительно употребления алкоголя, придавая таким образом проблеме злободневность. После этого ему предлагают рассказать об изображенном звере. Ключевые вопросы: где животное обитает и чем питается. Очень часто в ответах проскакивает упоминание о воде. Это и есть «ключ». Не злоупотребляющие спиртным спокойно рассказывают о водной стихии, не заостряя на ней внимание. А вот пьющая публика отвечает с чувством, с расстановкой, повторяется: обитает зверь, дескать, в колодце,
потому что пить там можно, потому что воды там много, которую можно пить, а на сушу ему тяжело выбираться... Так, один военврач в отставке, будучи на момент тестирования закодированным, наоборот, ответил, что зверь обитает везде, но только не в воде, там он не может, так как ему необходимо дышать кислородом.
Инструкция
Придумайте и изобразите на листе несуществующее животное и дайте ему несуществующее название.