Тема 6. Эмоционально-волевые процессы. Воля
1.Общая характеристика волевых действий.
2.Психологические теории воли.
· Проблема воли в работах античных философов. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения.
· Экзистенциализм как «философия существования».
· Подход И.П.Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А.Бернштейна.
· Психоаналитические концепции воли.
Физиологические механизмы волевого действия.
· Физиологические основы воли.
· Апраксия и абулия.
· Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий.
3.Структура волевых действий.
4.Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия.
5.Решительность и процесс принятия решения.
6.Борьба мотивов и исполнение принятого решения.
7.Волевые качества человека и их развитие.
8.Основные качества воли.
9.Основные этапы и закономерности формирования воли.
10.Роль сознательной дисциплины в формировании воли.
11.Значение игры в развитии воли у ребенка.
Терминологический тезаурус: воля.
Основная литература
1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3.Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.
4.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
Дополнительная литература
1.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Академия, 2002.
2.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4.Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.
5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996.
Тема 7. Воображение
1.Сущность воображения:
· Роль воображения в жизни человека.
· Воображение и вдохновение.
· Воображение и представления.
· Воображение и проблемная ситуация, воображение и мышление.
2.Физиологические основы процессов воображения.
3.Функции воображения.
Активизация мышления.
Управление состояниями.
Регуляция познавательными процессами.
4.Основные приемы создания новых образов.
Агглютинация.
Гиперболизация.
Схематизация.
Заострение.
Типизация и др.
5.Виды воображения.
Классификация по результатам: воссоздающее и творческое воображение.
Классификация по способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное воображение.
Классификация по предмету, материалу деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное) воображение.
Классификация по виду деятельности: художественное, техническое, музыкальное воображение и др.
6.Воображение и творчество.
Терминологический тезаурус: воображение, представление.
Основная литература
1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3. Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.
4. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Дополнительная литература
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
Тема 8. Память
1.Определение и общая характеристика памяти.
2.Процессы памяти.
· Запоминание.
· Cохранение.
· Воспроизведение.
· Узнавание.
· Забывание.
3.Виды памяти.
Классификация по характеру психической активности: моторная, образная, вербальная, эмоциональная.
Классификация по продолжительности сохранения материала: кратковременная, долговременная, оперативная.
Классификация по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.
4.Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти.
Кривая Эббингауза.
Магическая формула Миллера.
Эффект Зейгарник.
«Параллелограмм» Леонтьева.
Реминисценция.
5.Формирование и развитие памяти.
Терминологический тезаурус: память.
Основная литература
1.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
2. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.
3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Дополнительная литература
1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
2. Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.