Реклама и процесс социальной идентификации личности
ВОПРОС 13
Реклама переводит такой важнейший социальный процесс, как субъективация социальной стратификации, из материального производства в сферу потребления. Это выражается в том, что индивидуальное самоутверждение в обществе происходит не столько через трудовую деятельность, сколько через потребление определенных товаров. Через потребление человек «заявляет» себя в социальном пространстве.
Вопрос о социальной детерминации потребления впервые был рассмотрен в XIX в. американским ученым Т. Вебленом, введшим в социологию такие понятия, как «престижное потребление», «демонстративное потребление». Рассматривая уровень и качество потребления как социальные определители статуса, Т. Веблен показал, что целью потребления является не только присвоение материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей, но и стремление к «благоприятному завистническому сопоставлению» себя с другими. «Завистническое сопоставление» он определял как «процесс сравнительной оценки людей в целях их расположения по рангу достоинств и значимости и закрепления за ними соответствующей степени уважения и самоуважения» (См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 82).
Согласно точке зрения ученого, собственность возникает как трофей, то есть знак победы, силы, удачливости. И несмотря на то, что позже она стала приобретаться мирными средствами, ее функция быть наглядным доказательством успеха сохранилась. Потребляемые блага делают материальное и социальное положение человека очевидным для окружающих. Причем «похвальным» является потребление товаров дорогостоящих, так как признаки излишней дороговизны в товарах связываются с достоинством.
Т. Веблен подчеркивал, что для самих участников социальной практики «престижного потребления» оно является не прихотью, а, скорее, жесткой социальной нормой, причем для многих людей крайне обременительной. Демонстративное потребление в определенной степени свойственно всем слоям населения. Люди «готовы выносить крайнюю нужду и неудобства, прежде, чем расстанутся с последней претензией на денежную благопристойность»'. Т. Велбен разработал такую модель поведения, как «готовность оставаться голодным, но прилично одетым».
Демонстративность потребления порождает искушение приобретать товары, относящиеся к стандартам потребления более престижного социального слоя, чем тот, к которому принадлежит человек. Таким образом он пытается заявить себя членом этой престижной для него группы, присоединиться к ней, получая частичную психологическую компенсацию за недостаточное «социальное уважение». Иными словами, человек фактически реализует модель компенсаторного поведения, в рамках которого, по мнению Ж. Бодрийяра, отношения с вещами принимают на себя психологическую нагрузку отношений с людьми, т. е. через потребление человек пытается создать устраивающую его конструкцию своей социальной реальности. И основной очевидной задачей рекламы в данном случае является убеждение аудитории в том, что приобретение данного товара наилучшим образом соответствует социальному стандарту, принятому в «престижной» социальной группе.
Сформулированные Т. Вебленом представления о роли потребления в социальной дифференциации актуальны и сегодня. Однако произошли изменения в направлениях такой дифференциации. Ученый говорил практически о статусном потреблении, т. е. о подтверждении человеком через потребление своего социального статуса. Сегодня все большее значение приобретает ситуация заявки через потребление своего имиджа, т. е. создания о себе представления, не связанного прямо с местом в традиционной системе вертикальной социальной стратификации. Совмещение престижа и имиджа формирует индивидуальный стиль человека или стиль жизни группы.
Происходящие качественные изменения реальности и снятие границ между такими жизненными сферами, как занятость, досуг, культура приводят к фундаментальным изменениям в природе социальных идентификаций. Стили жизни, в которых важной составляющей является потребление, стали играть более важную роль в дифференциации социальных установок и поведения, чем положение человека в производственной системе, как это было принято в традиционных стратификационных моделях. Рационализация производственно-коммерческой деятельности, обезличенность и анонимность форм отношений организаций с работниками и клиентами, производителями и т. д. повлияла на понижение самоидентификации с теми, кто производит и распределяет товары и услуги. Одновременно возросло значение мира вторичных (по сравнению с производственными) отношений. В результате повысилась самоидентификация людей как «потребителей». И уже не страта определяет стиль, а наоборот, стиль начинает определять страту.
Реклама никогда не говорит прямо: «Купи эту вещь», она осуществляет подмену, советуя: «Подари себе хорошее настроение, здоровье, уверенность в себе, сексуальную привлекательность для другого пола, будущую благодарность детей, самоудовлетворение», т. е. все то, что за деньги не купишь. Реклама осуществляет перенос социального статуса или индивидуального чувства человека (всегда рассматриваемого ею в качестве потенциального потребителя), на определенный продукт. Люди покупают не колготки, мороженое, акции или таблетки, а свое положение в обществе, на работе, в семье, на вечеринке и т. д.; свое отношение к другим людям, свой образ, «самих себя». Обладание товаром мыслится как путь к достижению социального успеха, который позволяет человеку чувствовать себя более значимым и выдающимся, чем он является на самом деле.
В рекламируемом продукте кроется утверждение: это «ваш стиль», ваше утро, расцвеченное «яркими красками дезодоранта», «знак (вашего) хорошего вкуса (к чаю!)», ваш день (победы ваших волос), ваш цвет, ваш автомобиль и т. п. Но ведь совершенно очевидно, что ни шампунь, ни мыло, ни вкус чая на самом деле не имеют никакого отношения к человеку лично, к его достоинствам и недостаткам и скрывают под оболочкой мифической победы над коллегами, соперницами, обстоятельствами, временем, природой настоящую победу. Победу, одержанную над потребителями производителями очередных шампуней, духов, дезодорантов, чая и т. д.
Реклама наделяет определенные товары и услуги знаками престижного, должного, совершенного, создавая из них специфические статусные символы. «В потребительском обществе всеобщая потребительская зависимость — универсальная зависимость от покупок — это обязательное условие всей индивидуальной свободы; главным образом свободы отличаться, «иметь идентичность» (См.: Бауман 3.). 3. Бауман, задаваясь вопросом о том, какова степень свободы самоидентификации потребителя путем приобретения массово продаваемых товаров, приводит показательный пример телевизионной рекламы. На фоне изображения толпы женщин с разными прическами и цветом волос идут следующие титры: «Все уникальны. Все индивидуальны, все выбирают «X» («X» — рекламируемая марка кондиционера для волос). Реклама предлагает «уникальное», производство дает серийное, а шопинг создает иллюзию свободы выбора и самореализации человека. И оказывается, что индивидуальную идентичность можно выявить лишь благодаря средству, которое все могут получить посредством покупки. «Вы получаете независимость, сдаваясь», — заключает 3. Бауман.
В ряде современных концепций потребление рассматривается в качестве «символического посредника», играющего главную роль в утверждении личностной и групповой идентичности. Через потребление индивид утверждает свою субъективную валидность (т. е. удостоверяет, заявляет себя) в части потребительского поведения. Он пытается у тех, кто в настоящее время доминирует в определенной сфере, найти подтверждение, одобрение своего потребления, своих индивидуальных вкусов.
ВОПРОСЫ 26, 29,30