Б) Особенности социальной власти, социальной организации, социальных норм в ПОС

Каким же образом происходило управление (социальная организация) в ПОС, какова была власть (социальная власть) и какова была система регулирования поведением людей в ПОС (социальные нормы).

Особенностисоциальной властив ПОС:

1) Власть носила общественный характер. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины. В осуществлении общественной (социальной) власти участвовали все взрослые члены рода (мужчины, женщины), т.е. все важные дела решались общим собрание рода.

2) Власть строилась на началах первобытной (родовой) демократии, на функциях самоуправления. Черты родовой демократии:

- суверенитет коллектива рода

- равенство личных прав и обязанностей

- свобода выхода из общины

- выборность вождя (старейшины) с правом его смещения

- гласность управленческого процесса и судопроизводства

- отсутствие фиксированных норм

- совпадение личного и общественного интереса

3) Отсутствие особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от труда (другими словами, не были отделены от общества)).

4) Власть опиралась на авторитете, уважениях, традициях члена рода. На занятие должности вождя или старейшины не влияли социальное, экономическое положение претендента (т.е. авторитет власти). Наоборот, большое влияние оказывали уважение, почет, мудрость, опыт (т.е. власть авторитета).

5) Выполнение управленческих функций не давало привилегий.

6) Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т.е. мононорм.

Особенности социальной организации ПОС:

1) Род – главный элемент социальной структуры – это объединение людей по признаку родства, а не по признаку проживания на единой территории.

2) Существование органа общественного самоуправления.

Выборные органы управления Народное собрание Жрецы
1) Совет старейшин: - разрешал все основные вопросы управления - разрешал конфликты - сочетал функции государственного управления и судебных органов - Избирало вождей и военачальников - определяло наиболее важные вопросы жизни рода (войны и мира, массовых переселений, наиболее крупных конфликтов) - Определяли магические ритуалы - формировали нормы поведения религиозного типа - осуществляли религиозный суд
2) Военачальник: - военная подготовка подрастающего поколения - формирование дружины - главнокомандующий в случае войны

Существовало ли принуждение в родовой организации? Да. Как и во всяком обществе, в родовой организации существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было аппарата принуждения ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие (ополчение).

Особенностисоциальных нормв ПОС:

В ПОС социальное регулирование осуществлялось за счет:

1) Первобытных обычаев. Обычай – это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. Особенности первобытных обычаев:

- выражали волю и интерес всего рода

- их творцом был сам род, осуществлявший такую функцию через народное собрание

- действовали в силу привычки, исполнялись добровольно

- не фиксировались письменно, а передавались от поколения к поколению

- формировались лишь в тех сферах, где были жизненно необходимы и обусловлены жизненной потребностью

- в случае нарушения обычаев применялись санкции неправового характера

- члены рода по обычаю были равны перед лицом ответственности

тесным образом переплетались и взаимно дополняли традиции, ритуалы, табу

2) Табу – непререкаемые запреты

3) Традиции. Обычаи нужно отличать от традиций. Традиция – передача. Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Наиболее распространены традиции в религии.

4) Ритуалы – обряды. Это исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (например, этикет).

5) Прото-религиозные нормы (прото – первый) – это поклонение первобытным богам

6) Мифы, которые создавали образцы для подражания героям (стремление к идеалам).

Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин – мононормы. Моно – единый. Обычаи носили синкретический – слитный характер, другими словами мононормы нельзя было разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т.д., как это делается в современном праве.

Характерные особенности социальных норм:

1) отсутствие письменных форм закрепления

2) не проводится различие между правами и обязанностями субъектов (существующие правила были единственным вариантом поведения, были одновременно и правом и обязанностью лица).

3) Они обеспечивались силой привычки, общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением

4) Исполнялись добровольно и не имели особых средств обеспечения

Наши рекомендации