И чувства добрые должны мы пробуждать

Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное само­чувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему?

Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмо­ции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою.

А какие ваши действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника?

Знаки внимания делят на положительные и отрицательные, психологические и физические...

Надо задумываться о том, как вызывать у людей оптимисти­ческие чувства, желание жить и работать радостно, с энтузиаз­мом. Как поддержать, похвалить, воодушевить...

Л.Н. Толстой устами Феди Протасова (героя пьесы «Живой труп») так говорит о главном в любви человека: «Мы любим лю­дей за то добро, которое им делаем, и ненавидим за то зло, кото­рое доставляем». Сегодня священнослужители поют гимны ма­лым добрым делам.

Чем больше человек оказывает положительных знаков вни­мания, тем смелее он может делать критические замечания. Ему будут внимать и воспринимать замечания не как придирки, а как полезные советы.

Мудрец не обижается на слово,

Которое правдиво, хоть сурово.

Не записанная мысль утеряна

Читая серьезные романы, мемуары, обращайте внимание на рассуждения героев, их поступки, решения.

Вслушивайтесь в беседы, споры и записывайте аргументы, факты, которыми оперируют собеседники.

Набирайте материал, который поможет шлифовать свой стиль мышления, развивая его сильные стороны.

Дедукция - индукция

Читая речи знаменитых ораторов прошлого и современных риторов, анализируйте их тексты с точки зрения индуктивно-де­дуктивного мышления.

Кто из них и как применил эти методы доказательства.

Создайте сами текст речи с доказательством истины ходом от индукции к дедукции. А затем эту же истину докажите дедуктив­но-индуктивным ходом.

Не расплывайтесь по древу

Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате из­ложить суть исследуемой проблемы.

Как же научиться убирать все лишнее в тексте? Тренироваться!

Возьмите свою ранее напечатанную статью и попытайтесь ее сократить, сохраняя то главное, что раскрывает суть.

Выступая публично, старайтесь не выходить за рамки регла­мента. Оратор, не считающийся с регламентом, поступает нетак­тично по отношению к следующему выступающему («съедает» его время), к слушателям. «Лишнее слово в досаду вводит». Ху­дожник тот, кто умеет не только создать произведение, но и без­жалостно сократить в нем все лишнее (хотя и дорогое, выстра-

данное). И окажется, что речь становится более действенной, бо­лее внушаемой, понятной.

Поиграйте в такую игру: вместе с партнером начинайте об­суждать любую тему (конкретную, не очень сложную: новый фильм, теле- или радиопередачу, футбольный матч...). Один из вас раскрывает тему, не заботясь о краткости изложения. Другой с секундомером контролирует время, а затем пересказывает речь гораздо короче (не убыстряя темп произношения, а убирая лиш­ние куски текста, лишние слова в фразах). Потом первый пыта­ется пересказать содержание еще короче. Второй - еще! Первый -еще... И вы убедитесь, как прекрасна речь «без излишеств».

Мысль уместить в сто слов немудрено. Сто мыслей в слово умести одно.

Ты вот так, а я вот этак

Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явле­ния, личности...

Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вместо снега - первые лужицы. Начинает пробуждаться природа. Ощу­щаешь приближение лета, отдыха от праведных трудов. Сбрасы­ваешь надоевшую одежду, обувь. На душе становится легко и ра­достно!

Второй: Ранняя весна - это плохо. Слякоть, грязь. Просту­да от того, что не знаешь как одеваться: утром солнце и тепло, а вечером мороз и снег. Начинают цвести яблони, вишни, земля ос­вобождается от снега, появляется травка... И вдруг - заморозки. И все гибнет. Ранняя весна - греховодница. Она играет с нами, заманивает в свое тепло, проверяет нас на выдержку. Ранняя вес­на, как взбалмошная девица: капризна, обманчива, неуравнове­шенна, даже коварна. Ранняя весна - это потери в природе и в человеке.

Тренируйте действие и контрдействие, рассуждая на различ­ные темы: «Компьютер - это хорошо или плохо?», «Пушкин с нами или в прошлом?», «Муж-иностранец - находка или поте­ря?», «Современная эстрада - звезды творческих индивидуаль­ностей или стандарт?»

Противоречия в принятии решений естественны. Не случай­но мы говорим, прежде чем на что-то решиться, «семь раз отмерь -один раз отрежь». И, конечно, люди по-разному воспринимают противоречия. Одни теряются, раздражаются, даже пугаются, вторые - пытаются переложить решение возникших проблем на

других; третьи - загораются от желания скорее приступить к ре­шению проблемы.

Порассуждаем

Тренируйте свое умение просто рассуждать на любые, доступ­ные вашему пониманию темы.

Назовем это упражнение «Что, если... ?»

- Что если бы вам нагрубили?

- Что если бы вам надо было сообщить плохую весть? - Что если бы вам предложили читать курс риторики?

- Что если поехать отдыхать за границу?

Предложить можно и упражнение:

Быть или не быть?

«Быть или не быть» сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. «Вставать или еще поваляться в постели?» «Сказать или не сказать, что слышала о нем?» «Пойти или не пойти в гости?» «Выполнить задание или не стоит - еще успе­ется?»

Ведь решая вопрос «Быть или не быть?», мы всегда рассужда­ем, приводя аргументы «за» и «против». В предложенном упраж­нении тренируется навык доказательности, что чрезвычайно важ­но в диалоге, споре. Умение аргументировать свое решение, вывод начинайте тренировать на простейших, бытовых проблемах.

Пословица ясно молвится

Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу свое­го выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: «Не в свои сани не садись», «Мал золотник, да дорог», «Не все то золо­то, что блестит», «Мне что до того, было бы мне хорошо», «Не гордись званием, а гордись знанием»...

Все предложенные задания позволяют во время спора, дискус­сии точнее угадывать тип мышления оппонентов, легче находить общий язык, лучше управлять работой своего интеллекта, повы­шать гибкость и скорость реагирования, скорее добиваться цели диалога.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Как понимать спор, дискуссию, полемику?

От чего зависит результативность спора?

Какие существуют правила спора?

Что надо знать о стилях мышления и для чего?

ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ

(Виды учебных речей)

Познай, почувствуй, и свершится чудо:

Желанной ты достигнешь цели,

О коей и не ведаешь покуда.

Мало знать теорию и методику предмета «риторика». Надо владеть практикой публичного выступления. На нашем языке «понять - значит почувствовать и сделать». Теорию воплотить в практике.

Для приобретения навыков публичного выступления предла­гается определенная последовательность создания различных видов речи. Мы сознательно исключаем такой вид речи, как ин­формационный. В последние годы он стал почти единственным видом общения: формальная, просто сообщающая, безынтонаци­онная манера звучания. Оратор не проявляет своей заинтересо­ванности, отношения к объекту высказывания, не разъясняет содержание, а просто информирует. Такой вид речи схож с про­стым объявлением.

Учебные речи строятся таким образом, что оратор от выступ­ления к выступлению как бы смелеет, делает выступления все более интересными, эмоциональными, способными воздейство­вать на слушателей.

Виды учебных речей взяты из опыта работы в созданной мною школе ораторского искусства и преподавания риторики в вузах города и страны.

Предложенные речи - это первый опыт занимающихся. Они просты по содержанию и, главное, предельно кратки. В процессе выступления оратора они звучат, разумеется, иначе: более разго­ворно, с обращениями к слушателям, с риторическими приема­ми, которые делают речь более воздействующей. Заучивать тек­сты своих выступлений не рекомендуется. При заучивании работает память, а не мысль. Важно, чтобы мысли оратора рож­дались здесь, сейчас, на глазах у слушателей. Это самое дорогое в искусстве оратора.

РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выхо­дит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слу­шателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами-

лию, сообщает о том, кем работает или где учится, что привело его в школу ораторов; что он от нее ожидает.

- Я - Ольга Сергеева. Мне двадцать семь лет. Работаю экс­курсоводом. Мне очень важно владеть речью. Я часто волнуюсь, и моя речь становится невнятной, голос звучит напряженно. От этого я еще больше начинаю волноваться. Боюсь смотреть в гла­за слушателям.

Пришла в школу, чтобы не только усовершенствовать речь и голос, написать хороший текст, но и научиться бороться с волне­нием во время ведения экскурсии.

- Я - Николай Смирнов. Мне двадцать пять лет. Руковожу детской спортивной школой. Меня часто переспрашивают. Не понимают, что ли? Мне от волнения бывает трудно произнести фразу. Звуки как бы наскакивают один на другой, особенно когда я выступаю перед родителями.

Хочу быть более смелым и не бояться выступать. Хочу сло­вом увлекать ребят спортом. Вот поэтому и пришел учиться.

В первой же речи видны многие недостатки публичного выс­тупления: глаза бегают или устремлены в потолок (оратор дол­жен глядеть в глаза слушателям); речь звучит очень тихо, невнят­но; мысли формулируются с величайшим трудом; речь изобилует навязчивыми словами и выражениями; руки все время бессмыс­ленно двигаются; оратор часто переступает с ноги на ногу...

В речевом взаимодействии очень важно мысленно видеть то, о чем говоришь, и передавать слушателям картины внутреннего видения. Выступающий описывает игру природы, или случай, или интересного человека...

ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Море

Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам.

Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно кра­сиво в любую погоду. Когда светит солнце и голубеет небо, то само море тоже превращается в небо, а вода переливается и играет «зай­чиками». А когда нет ветра и волн, то можно увидеть, как рыбы радуются такой погоде; они то и дело выпрыгивают из воды, ло­вят мошек и плюхаются обратно.

А что творится с морем, когда сильный ветер и дождь?! Тогда, «бушуя в бурной мгле, играет море с берегами». Оно превраща­ется в серое чудовище, готовое проглотить вас. Но по-своему оно тоже красиво. Красиво своей могучей силой, своей дерзостью.

Ты днем красиво, море.

Ночью тоже.

В твоей красе

величие царит.

Как много тайн в тебе.

Быть может, Их знает только дно

да скал гранит.

Собирайте вещи! Поезжайте на море! Наслаждайтесь вели­чием природы!

В описательной речи оратор не торопится произнести все сло­ва. Он сосредоточен на внутренних видениях того, о чем расска­зывает. Это его несколько успокаивает, убирает излишнее волнение.

РЕЧЬ «ОТ ПРЕДМЕТА»

В такой речи оратор также борется с волнением. Теперь он выступает не от себя. Теперь Я - уже не Я. Я - старинная вешал­ка, чернильница, глобус, диван... И это обстоятельство делает ора­тора более смелым. Кроме того: речь «от предмета» развивает фан­тазию, воображение, юмор...

Старинные часы

Я - старинные часы с кукушкой.

Много лет назад меня принесли в этот добрый дом мои еще молодые хозяева и поместили в комнате на стене, напротив боль­шого окна. Тогда мои стрелки, поблескивая золотом, отсчитыва­ли секунды, и кукушечка, распахнув лакированные дверцы свое­го домика, оповещала хозяев о каждом прожитом часе в этом доме: «Ку-ку, ку-ку...». Мы были свидетелями их счастливой молодой жизни. Весело будили ребятишек, когда им пришла пора идти в школу. А в часы грусти и печали кукушечка тихо открывала свои дверцы и грустное «ку-ку, ку-ку...» нарушало тишину комнаты. Так мы и жили: секунда за секундой, час за часом, год за годом.

Но однажды главный механизм пришел в негодность и меня сня­ли со стены, упаковали в коробку и отнесли на пыльный чердак.

Неизвестно, сколько прошло времени. Но вдруг неожиданно в коробку с солнечным светом заглянули чьи-то любопытные гла­за, моих стрелок коснулись чьи-то добрые руки. И вот я вновь на той же стене.

Из окна видны уже большие деревья, у камина сидят мои по­старевшие хозяева, а рядом с ними резвятся уже их маленькие внуки. Мой новый механизм отсчитывает секунды, кукушечка распахивает свои, вновь покрытые лаком, дверцы и весело при­ветствует подросшую ребятню: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!».

Мягкая игрушка

Я - тигренок. Нет, не живой. Я мягкая игрушка.

Сначала меня долго выбирали в магазине. Потом с трепетом дарили. Затем долго восхищались, хвастались перед друзьями и подругами.

Самое счастливое время для меня - когда меня повсюду берут с собой. И хотя путешествовать мне приходится зачастую в че­модане, я все равно счастлив. Я обожаю, когда, прижавшись ко мне, моя хозяйка засыпает и просыпается. Я готов сделать для нее все, что в моих силах. Согреть, когда ей холодно. Выслушать, когда ей не с кем поговорить. Составить компанию, когда ей оди­ноко.

Но проходит время, и я чувствую, что я ей уже не так необхо­дим, как прежде. Меня все реже берут с собой в путешествие. Я все чаще лежу на окне.

Возможно, я уже сыграл свою роль? Возможно, это все, что я мог сделать?..

Но я-то знаю, что был очень нужной, самой лучшей мягкой игрушкой.

Диван

Я новый диван. Меня недавно купили. Купили вместе с крес­лами. Все мы называемся гарнитур «Моника». О, мебельная фаб­рика! Я - мужчина, а меня назвали женским именем! Да еще ка­ким! «Моника»!

Утешает только одно: мне дали почетный титул: «мягкая ме­бель». Вы понимаете, стол для компьютера (очень полезная вещь), шкаф с тремя дверками и антресолью - просто мебель. А я - «мяг­кая мебель»!

Да и что удивляться. Я весь такой гобеленовый, весь такой мягкий и раздвижной, с ящичками для белья и даже с молнией на подушке.

Но обращаются со мной несколько неуважительно. Вот сей­час придет хозяин и непременно сядет на подушки. Так и есть!

Эй, эй! Ты чего это в обуви на меня лезешь?! Ведь не один раз сидишь. Сейчас запачкаешь, а потом на эту грязь сядешь. Как го­ворил мой столяр-плотник: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!».

Как бы мне хотелось подольше быть новеньким. Ведь я доро­жу своим почетным титулом «Мягкая мебель».

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть ло­гически хорошо выстроена, должна содержать убедительные до­казательства, факты, аргументы. Следует позаботиться и об эмо­циональности речи. Темы в доказательных речах должны быть близки и понятны оратору.

Футбол

Кто не любит футбол? Кто его не понимает? Ограниченные люди! Зачем они ищут в игре глубинный смысл, философию-то, чего не должно быть в простом и поэтому наиболее захваты­вающем развлечении. Часто слышишь из уст ненавистников фут­бола: «Двадцать два бугая гоняют по полю мяч почти два часа! Это же глупость!». Нет - глупость в том, чтобы отрицать про­стую и чистую Игру с большой буквы.

Глупо бездумно отвергать то, что радует миллиарды людей на всей планете. Представьте: судья выставляет на середину зелено­го поля мяч, и вот игрок в первый раз ударяет по нему, начиная матч, вовлекая вас в игру. Удар ногой по белому, беспомощному мячику - и твои мышцы напряжены так же, как и у футболиста.

Ты следишь, часто с замиранием сердца, за мячом... Вот пас -мяч летит через все поле, и ты вместе с футболистом ловишь его, обрабатываешь ловко ногой, чтобы удобнее было играть, легко обводишь защитника вражеских ворот, красивым, чуть заметным движением останавливаешь мяч. Метнул взгляд на вратаря - он, не ожидая остановки, ушел в правый угол ворот, и ты, несильно размахнувшись, посылаешь мяч, почти уже сросшийся с твоей ногой, мимо защитника, в левый верхний угол ворот, прямо «в девятку». Доля секунды, как мяч оторвался от твоей стопы, кажет­ся тебе вечностью. Но вот мяч влетает в ворота, и ты, забывая все на свете, радуешься своей удаче, своему счастью, своей победе!

С игроком ликует и весь свет - все болельщики, неотрывно следящие за игрой, восторженно вскакивают со своих мест, не в силах сдержать радость, ведь они тоже играют на поле вместе со

своими кумирами, их мышцы так же напряжены, как и у футбо­листов, гол их команды - это их гол, они забили его вместе!

Так зачем же критиковать игру, позволяющую ощутить адре­налин в крови, почувствовать ни с чем не сравнимый настоящий азарт? Это так же глупо, как отрицать любое другое невинное развлечение человека.

Ведь радость не требует серьезного объяснения. Чтобы полу­чить удовольствие, не нужно строить заумных теорий. Нужно просто радоваться жизни, радоваться игре!!!

ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ

Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, пред­меты, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоцио­нальна, насыщена словами превосходной степени оценки, на­полнена восклицательными интонациями. Ведь восклицательный знак очень действенен - он вызывает у слушателя одобрение, или сочувствие, или гнев, или радость, или восхищение...

Ночь

Ночь... Темная леди. Спокойная и безлунная. Каждый из нас видел ее, проживал и переживал. Удивительное время суток. Вре­мя мечтаний и воспоминаний.

Мы смотрим на звездный купол и забываем о суете и насущ­ных проблемах. Мы слушаем. Чувствуем. Дышим жизнью Тем­ной леди! Ее слезами, ее покоем или ее буйством!

Каждая ночь неповторима и незабываема. Наши ощущения обостряются. Мы становимся романтиками и отчасти возвраща­емся в детство.

И вот уже звезды нам кажутся не сгустками раскаленных пес­чинок, а молчаливыми стражниками, с укором, гордостью или состраданием взирающими на нас веками.

Облака, отливающие розовым светом дрейфующих лучей за­шедшего солнца, на темно-синем небосводе превращаются в при­чудливых существ! Словно изменившие окраску морские дьяво­лы купаются над нами в воздушной воде.

Ночные звуки становятся отчетливыми и видимыми для нас. Вот скворец поет колыбельную песню, склоняясь над своими деть­ми. Вот плачет синица. А это соловей выводит трели новой не­повторимой мелодии.

И мы вновь оживаем! Становимся... людьми! Да, да... людьми! Теми, которые жили в гармонии с природой, в гармонии с днем, в гармонии с ночью. Теми, кто жил задолго до нас и умел видеть

прекрасное не в наличии денег, а в наличии возможности жить и чувствовать!

Спасибо тебе... Ночь! Восхитительная Темная леди!

Мы победили!

Вчера в Швеции на чемпионате мира по хоккею Россия и Че­хия сыграли четвертьфинальный матч: 3:1. Мы победили!

После провального матча со шведами, ничьей с Украиной и проигрышей финнам и словакам выход в 1/4 финала казался не­сбыточной мечтой. И вдруг - победа!

Защита была надежной! Вратарь владел ситуацией! Команда сражалась до последнего! Даже втроем против пятерых чехов! Как дерзко они бросались на лед, закрывая собой ворота!

А два гола! Как ловко игроки, стоящие на пятачке, сумели из­менить направление движения шайбы! Какие потрясающие ре­акция и точность! Наши стремительные передачи шайб! Наши красивые комбинации!

В СССР играли в комбинационный хоккей. С распадом СССР не стало и той игры. И вот снова -наш хоккей!

Да, мы вышли в полуфинал. Завтра игра с финнами. Завтра 9 мая - День Победы. Мы не можем проиграть! Мы обязательно победим!

Успех

Мир, застыв, глядит на твой успех. Ты на целый миг быстрее всех!

Успех... Это то, без чего нельзя жить. Нет успеха - нет неви­димого результата работы. Нет результата - нет настроения. Нет настроения - нет желания работать дальше. Нет желания рабо­тать - снова нет успеха. Замкнутый круг...

Успех нужен человеку как воздух. Ведь вы помните те потря­сающие ощущения, когда вы - победитель?! Да-да, успех -это прежде всего победа. Победа над собой. На эту победу надо работать. Работать усердно, настойчиво и от души. И не бояться, не бояться поражения. Даже разгромного. Ведь это все равно опыт. Пусть горький, но опыт.

Пока вершина не взята, Не смей до страха опускаться. Она коварна, высота. Она не любит покоряться.

И в следующий раз, работая до изнеможения, вы будете побе­дителем. А у победителей раны не болят. Победив один раз, вы

поймете, что полет на крыльях успеха приближает вас к мечте, и будете снова и снова работать.

Цель - это жемчуг взаперти.

И надо приложить старанье,

Взять жемчуг - значит ключ найти,

А ключ - усердье и познанье.

КамалХуджаиди

Успех - это наркотик. Это единственный наркотик, который стоит попробовать!

Хвала жизни

Жизнь! Она дороже всех сокровищ и дается человеку один раз. Как же ею надо дорожить! Как прожить, чтобы иметь право ска­зать: «Я жил не зря»? Так что же такое жизнь?

Жить - это, прежде всего, любить. Любить тех, кто дал тебе жизнь; любить тех, кто наполнял тебя знаниями; любить дело, которому ты служишь; любить своего избранника (избранницу); любить свою Отчизну; любить свой народ. «Лучше не иметь серд­ца, чем в нем не иметь любви к народу» - гласит народная муд­рость.

Жить - это значит иметь друзей. «Жить трудно целый век без близких, без друзей. Пойми, что человек ты лишь среди людей». И надо дорожить дружбой. Дружба - дело святое!

Жить - значит творить добро. Ведь «жизнь дана на добрые дела». Быть человеком - значит нести людям радость, разделять их счастье и горе, по первому зову идти на помощь.

Жить - значит страстно познавать мир. Путешествовать, изу­чая другие страны, другие народы. «Жить - не тужить, по свету кружить».

И если ты живешь наполненно каждый день, можешь смело восклицать:

Я люблю тебя, ЖИЗНЬ, и надеюсь, что это взаимно!

ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ

В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выво­дов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответа на поставленную проблему. Речь нетороп­ливая. Голос звучит в основном на нижнем регистре. Напряжен­ная внутренняя жизнь.

Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические темы и темы, которые слож­ны для глубинного решения. Все это - в будущем. А обучаясь ора­торскому искусству, надо брать более доступные темы: эго­изм, равнодушие, счастье, радость жизни, наш город, культура общения...

В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи «Раз­мышление» народной артистки, профессора М.О. Кнебель1.

«Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне кажет­ся, что из нашего театра постепенно уходит понятие «посвяще­ние себя искусству», понятие высочайших эстетических норм, которые были законом для великих деятелей русской сцены.

Понятие «самоусовершенствование» мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы уви­дим титанический труд над самим собой.

Разве в нашем деле уровень искусства поднимается сам собой?

Разве наше тело, наш голос податливее глины?

Разве наше воображение так уж подвижно от природы?

Разве процесс рождения замысла в нашем искусстве проще, примитивнее, чем в живописи или в музыке?

Разве театр требует меньше культуры, знаний, эмоциональ­ной взволнованности?

Разве дилетантизм в нашей профессии не безнравственен?

Сейчас слишком охотно молодые объявляют себя Моцарта­ми. А потом мы с горечью наблюдаем, как вместе с молодостью уходит обаяние, глядишь, вместо Моцарта пред тобой скучная посредственность, убогий диапазон чувств и мыслей...

Все это вопросы бескомпромиссного отношения к себе, к сво­ему творчеству. Именно нарушение высоких этических норм ле­жит в основе того, что художник может скатиться к ремесленни­честву. И тогда уже трудно говорить о личности художника».

Дружба

«И ты, Брут?» - воскликнул Цезарь, умирая. Предательство друзей! Что может быть страшнее? Даже самый беспощадный враг не идет ни в какое сравнение с фальшивым другом. Ведь врагов встречаешь с открытым забралом и мечом в руке. К друзьям же не боишься повернуться спиной. Беда, которую не ждешь, ранит намного сильнее ожидаемого удара.

1 Кнебель М.О. Размышление. Журнал «Театральная жизнь». 1984, № 13.

Многие скажут: «Не может быть! Мои друзья никогда меня не предадут. И вообще: каждый получает то, что заслуживает». Однако в жизни, к сожалению, не всегда так. И свидетельства тому можно найти в пословицах, крылатых выражениях: «Пригрел змею на груди», «Предают только друзья», «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным», в сказках («Снегурочка»), драмати­ческих произведениях («Король Лир», «Горе от ума», «Отелло»), и этот список можно продолжать и продолжать.

Так как же быть? Не иметь друзей? Никому не доверять? Быть одному? Нет! От этого можно сойти с ума!

Жить трудно целый век без ближних, без друзей!

Пойми, что человек ты лишь среди людей.

Низами

Надо жить по принципу: «Лучше поверить и ошибиться, чем ошибиться, не поверив».

Нужно любить и верить, понимать и прощать. Ценить насто­ящих друзей и не бросать их ради новых, на первый взгляд, более интересных знакомых. Ведь «старый друг лучше новых двух».

Нужно прощать зло. Прощать не ради других - ради себя. Обида сжигает душу, а месть разрушает ее окончательно. Конеч­но, предательство - это страшно, но оно не стоит того, чтобы по­мнить о нем всю жизнь.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

А.С. Пушкин

И все же: «Дружба да братство дороже всякого богатства», Берегите дружбу и друзей!

Когда обучающиеся познакомились друг с другом и сдружи­лись, объединенные единой целью овладения речевым мастер­ством, можно предложить им такой вид речи, как «Портрет».

Об этом задании надо предупредить заранее, чтобы можно было понаблюдать за объектами, отметить особенности характе­ра, поведения, речи, голоса, привычек... «Портрет» - это речь-за­гадка, ибо не называется имя человека - о ком идет речь, угады­вают сами слушатели.

Хорошо, чтобы обучающиеся прочли внимательно «Мертвые души» и обратили внимание на то, как гениально рисует портре-ты своих героев Н.В. Гоголь.

В процессе занятий идет работа и над многообразными видами речей, с которыми мы чаще всего встречаемся в жизни.

Поздравление: «С днем рождения», «...юбилеем», «...праздни­ком», «...победой в спорте, искусстве, работе», «Со свадьбой» и т.д.

Напутствие (окончившим школу, вуз, призывникам и т.д.).

Приветствие, сенсация, открытие выставки.

Презентация, прощальная речь с умершим...

Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, поздрав­ления рождают определенный тон речи, восторженные слова, мягкий теплый тембр... Ведь надо возбудить у слушателей теп­лые чувства радости, счастья.

В напутствии речь звучит уверенно, достаточно звучно. Надо внушить веру в хорошее будущее. В речи часто слышны восклицательно-побудительные интонации.

Действие в сенсации - удивить, изумить, потрясти. Речь не­торопливая, с вопросами, восклицаниями, в которых звучит удив­ление, радостное открытие чего-то небывалого или, наоборот, потрясающий гнев по поводу какого-либо преступления.

Если вы открываете выставку карикатуристов, надо людей настроить на веселый лад, сделать их «легкими», если же ведете на выставку, посвященную Великой Отечественной войне, надо сделать людей «тяжелее», серьезнее, остановить от ненужных разговоров, шума и т.д.

И если в первом случае голос звучит на более высоких тонах, со светлым тембром, то во втором - голос низкий, речь медлен­ная, тембр мягкий, но темный.

Прощальная речь с умершим кратка, строга, сдержанна в эмо­циях; речь звучит в нижнем регистре; медленно, тяжело произно­сятся слова. Надо всех сделать «тяжелее»: идет осознание того, что происходит. Конечно, говорится обо всем хорошем, что сде­лал человек в жизни. Если говорящий «подпускает чувства», то создается впечатление, что он лжет, играет горе.

Свадебные речи часто произносятся в стихотворной форме. Это создает особый эмоциональный настрой всех присутствующих на то, что происходит великое событие в жизни двух людей, связавших себя узами брака.

Выступая с той или иной речью, надо позаботиться о тоне ее звучания. Сейчас мы чаще слышим минор вместо мажора. Или фальшивый, крикливый, не изнутри идущий «бодрячок», или «озлобленный рык», готовый, как говорят некоторые режиссеры,

«вздрючить» слушателей. Чтобы избавиться от этих ошибок, надо знать разнообразие тонов, существующих в действительности: лирический, романтический, юмористический, героический, буф­фонный, драматический, трагический. Возможно и их сочета­ние: лирико-романтическое, лирико-драматическое и т.д.

Говорящий и слушающие связаны нитями творческого пони­мания. Это понимание рассчитано на сотворчество, сомыслие, сопереживание. Восприятие - это комплексный сгусток мыслей, чувств, всех психофизиологических процессов человека.

Можно выделить главенствующее действие слушателей при восприятии различных видов речи. Определим (разумеется, весь­ма условно) действенно-чувственные нити, связывающие гово­рящего со слушателями.

  Оратор   Слушатель
1. Речь - представление - знакомится
2. Речь - описательная видит
3. Речь - от предмета - улыбается
  Речь - доказательная - соглашается
5. Речь - хвалебная - чувствует
6. Речь - проблемная - понимает
7. Речь - портрет - угадывает
8. Речь - информация - запоминает
9. Речь - презентация - решает
10. Речь - свадебная - радуется
11. Речь сенсация - удивляется
12. Речь - открытие - настраивается
13. Речь - прощание - задумывается

Ораторы - это неповторимая индивидуальность во всем: в умении словами излагать содержание, в проявлении чувств (от­крытых или сдержанных), в логике доказательств и т.д. У кого-то превалирует мысль, логика, у кого-то на первом месте чувство, открытый темперамент.

С помощью действенного слова, различных видов речи мы организуем не только наше общение со слушателями, но и свой внутренний мир, управляем своими мыслями, желаниями, памя­тью, чувствами, поведением, творческим самочувствием. Совер­шенствуем себя как личность.

ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию.

Мудрец хоть знает, но вопрос задаст,

Чтоб знанья укрепить.

Глупец не знает, но не спросит нас,

Чтоб знающим прослыть.

В ответах надо не уронить своего престижа. Отвечать на воп­росы следует профессионально и интересно: кратко, точно, убе­дительно, если надо - с юмором.

Прежде всего, ответы даются по существу вопроса, конкрет­но, правдиво, с достоверной информацией. Если вы не уверены в точности информации, лучше вовсе не отвечать, чем отвечать не­верно. Не надо бояться сказать о том, что вы не готовы к ответу. Или отвечайте (особенно по значительным событиям, явлениям), но с некоторой оговоркой: «мне кажется», «по-видимому», «мо­жет быть», «можно предположить» и т.п.

Слушатель воспримет благожелательно ваш «осторожный» ответ.

Бывают и такие случаи, когда оратор, отвечая на вопросы, проходит, «как бы случайно», мимо коварного вопроса. Иногда он вынужден точнее сформулировать вопрос слушателя.

Все эти приемы «честного признания», «отсрочки», «форми­рования вопроса» имеют место в ораторской практике.

Высоко оценивается слушателями четкая лаконичность отве­тов, краткость и в то же время полнота их. Если же ответы орато­ров длинны, то, по меткому замечанию Монтескье, они «навер­стывают длиною то, что не хватает у них в глубину». (Выделено мною. — 3. С.)

Никогда не следует упрекать слушателей в том, что они зада­ют вопросы, на которые вы уже отвечали в своем выступлении. Надо найти новые аргументы, факты, новый поворот раскрытия вопроса.

Необходимо учитывать и такую ситуацию: вопрос задает один человек, а ответ слушает вся аудитория. Значит, и оценивают от­вет все. И очень важно, чтобы оратор был внимателен к вопро­сам, доброжелателен к коварным или неумело сформулирован­ным.

И вместе с тем надо быть принципиальным в ответах на про­вокационные вопросы, сохранять спокойствие, живость ума, убежденность в своей правоте.

Трудность ответов на вопросы заключается и в том, что они не известны заранее оратору, а он должен найти верный и пол­ный ответ в считанные минуты.

Все это требует предельной собранности, умения мобилизо­вать мозговую деятельность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие существуют виды учебных речей?

Какие навыки тренируют малые речевые формы?

Какова роль внешней техники речевого действия в создании и воплощении

различных видов речей? Что надо знать о творческих нитях понимания действия каждого из видов

речей?

Как сочетаются мысль и чувство у различных ораторов? Что надо знать о мастерстве ответов на вопросы?

Задания по теме «Учебные речи» состоят в самостоятельной работе по созданию тех или иных видов речей, с которыми оратор выступает перед аудиторией. А это большая подготовительная работа: определение темы, нахождение необходимого материала, фактов, доказательств, это и состав­ление речи, голосо-речевой тренинг, нахождение средств выразительности выступления и т.д.

библиография

Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984.

Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984.

Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977.

Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994.

Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982.

Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988.

Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988.

Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шен­берг. - СПб, 1994.

Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989.

Рождественский Ю.В. Речь и действительность. - Риторика публичной речи. - М., 1989.

Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994.

Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982.

Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984.

Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986.

Савкова 3. В. Речь лектора - это сам лектор. — М., 1989.

Савкова 3. В. Энергия живого слова. — СПб, 1991.

Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998.

Савкова 3. В. Техника звучащего слова. — СПб, 1997.

Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.

Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987.

Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989.

Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991.

Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. - СПб, 1997.

© Ссылка на сайт www.ritorika.igro.ru - обязательна.


Наши рекомендации