ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных:
способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению своих профессионально-практических познаний, умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля (ОК-11).
б) профессиональных:
1. способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11).
2. способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29).
В результате изучения дисциплины студентдолжен знать:
· ориентироваться в феноменах социальной психологии;
· знать базовые социально-психологические категории и понятия, основные научные школы и направления социальной психологии, а также персоналии и классические эксперименты;
· иметь представление о предмете и объекте социальной психологии, методах социально-психологического исследования, социальной психологии личности,психологии группы и групповой динамики, социально-психологических процессах, закономерностях функционирования малых и больших социальных групп.
Студент должен уметь:
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в целом и использовать данные знания для личностного и профессионального самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, самоорганизации (ОК-13);
- определять тенденции в развитии отношений в группе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);
- уметь самостоятельно пользоваться социально-психологическим понятийным инструментарием, применять полученные знания для анализа конкретных ситуаций.
Студент должен владеть:
- навыками использования методов и различных средств познания, обучения и самоконтроля (ОК-13);
-навыками организации работы в группе (ПК-11);
- навыками организации межкультурных и групповых коммуникативных процессов (ПК-29).
Предполагается, что студент будет стремиться совершенствовать навыки самостоятельной работы с литературой (критический анализ, структурирование материала), для использования данных при работе в аудиториях и при написании курсовых, дипломных проектов, оформлении научных работ и статей.
Кафедра Управления персоналом Уральского института-филиала РАНХиГС в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», ст. 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ в установленном порядке может уточнять перечень изучаемых вопросов, вводить новые актуальные темы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и научные источники информации.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины
№ | Формы обучения | Лекции (часы) | Практические занятия (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Всего часов |
Очная | |||||
Заочная | |||||
Очно-заочная |
Методическими приемами изучения дисциплины «Социальная психология» являются: принцип системности, поэтапности овладения ЗУН, формирование профессионально-значимых качеств (компетенций).
Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием: программированных заданий, конспектов первоисточников, стандартизированных методик.
Итоговый контроль знаний проводится в форме сдачи письменного экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Форма обучения и количество часов Наименование разделов и тем | Количество часов | Всего часов | Формируемые компетенции (код) | ||||
Л | П/3 | СМР | ОК-13 | ПК-11 | ПК-29 | ||
Тема 1. Предмет, история и методы социальной психологии. | 2* | + | + | + | |||
Тема 1.2. Субъективная интерпретация социальной реальности. | + | + | + | ||||
Тема 1.3. Личность как предмет социально-психологических исследований. | 2 | 2 | + | + | + | ||
Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса. | + | + | + | ||||
Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления. | 2 | + | + | + | |||
Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние аттитюдов на поведение личности. | + | + | + | ||||
Тема 2.4. Девиантное развитие и дезадаптация личности. | 2 i | + | + | + | |||
Тема 3.1. Социально-психологические характеристики и структура малой группы. | 2* | 2 | + | + | + | ||
Тема 3.2. Динамические процессы в малой группе. | 2* | 2i | + | + | + | ||
Тема 3.3. Руководство и лидерство в группе. | 2i | + | + | + | |||
Тема 3.4. Психология семьи. | 2* | + | + | + | |||
Тема 4.1. Психология большой социальной группы. | 1* | 2i | + | + | + | ||
Тема 4.2. Психология массы и массового сознания. | 1* | + | + | + | |||
Тема 4.3. Психология этнических общностей. | 1* | + | + | + | |||
Тема 4.4. Психология межгрупповых отношений. | 1* | 2i | + | + | + |
Примечание: выделены * - темы для изучения на заочной форме обучения, курсив - темы для изучения на очно-заочной форме обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Социальная психология в системе научного знания. Объект, предмет, задачи и этапы становления социальной психологии как науки. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений.
Литература по теме лекции:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008. С.8-46
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., 2001. С.48-220
3. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.3-8; 23-32
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002. С.397-403
5. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 3-7
6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С.32-46
7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.87-94; 280-282; 302-305; 481-492