Виды, принципы, система и процесс маркетинга
Маркетинг. Понятие. Концепция. История появления и становления.
Покупатель |
Производитель |
Маркетинг (обратная связь)
Маркетинг начал развиваться с 40-50х гг.
Подходы:
1. Сбытовой – маркетинг рассматривался как инструмент для реализации (как сбыть?)
2. Ориентация на потребителя (70е годы)
3. 80-е. Ориентация на торговлю
4. Ориентация на конкуренцию
5. 90-е. Ориентация на среду
6. Ориентация на сети
а) По Котлеру маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
б) По Мефферту маркетинг – это ориентированное на рынок управление предприятием, включающее планирование, координацию и контроль деятельности предприятия, связанный с действующими или потенциальными рынками.
Маркетинг – философия инструментария взаимодействия субъектов социально-экономической системы по поводу изучения, создания, воспроизводства, удовлетворения спроса потребителей, их потребностей в товарах и услугах с целью получения прибыли или достижения других результатов.
Концепции маркетинга:
1) производственная – произвожу то, что могу (ориентация на производителя)
2) товарная – произвожу товары высокого качества
3) сбытовая – развитие сбытовой сети и каналов
4) традиционно-маркетинговая – произвожу то, что нужно потребителю
5) концепция социально-этического маркетинга – произвожу то, что нужно потребителю и обществу
6) маркетинг взаимодействия
Виды, принципы, система и процесс маркетинга.
Виды:
1. в зависимости от ориентации на прибыль
1.1. коммерческий маркетинг
1.2. некоммерческий маркетинг
2. в зависимости от сферы обмена
2.1. территориальные
2.2. национальные
2.3. международные
3. в зависимости от сферы применения
3.1. потребительский маркетинг
3.2. промышленный
3.3. инвестиционный
3.4. маркетинг услуг
4. в зависимости от объекта управления
4.1. организации
4.2. территории
4.3. эко-маркетинг
Исторические:
§ Недифференцированный маркетинг (нет разделения на сегменты)
§ Дифференцированный маркетинг
§ Концентрированный маркетинг
§ Комплексный маркетинг (стали использоваться все инструменты комплекса маркетинга)
§ Взаимосвязанный (коммуникативный) маркетинг
Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса
Состояние спроса | Задачи маркетинга | Виды |
Отрицательный | Создать спрос | Конверсионный |
Отсутствие | Стимулировать спрос | Стимулирующий |
Скрытый | Развитие | Развивающийся |
Падающий | Повысить спрос | Ремаркетинг |
Нерегулярный | Стабилизация спроса | Синхро-маркетинг |
Полноценный | Поддержание | Поддерживающий |
Чрезмерный | Снизить спрос | Демаркетинг |
Нерациональный | Ликвидировать | Противодействующий |
Нерациональный спрос — спрос на социально-опасные товары
Принципы маркетинга:
Ø Ориентация на потребителя
Ø Первичность рынка
Ø Ориентация на долгосрочные цели
Ø Комплексный и системный подходы
Маркетинговая система – совокупность социально-экономических образований, рыночной среды, находящихся во взаимодействии по поводу формирования и развития спроса в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей партнера.
Процесс маркетинга – упорядоченная совокупность действий по выявлению спроса, разработке, изготовления и сбыта продукции, соответствующий требованию покупателя и возможностям рынка.
Маркетинг-микс (или комплекс маркетинга) – скоординированная совокупность методов воздействия на покупателей и другие субъекты маркетинга для достижения поставленной цели.
4P:
Product. Товарная политика. Все, что связано с производством товара.
Price. Ценовая политика.
Place. Сбытовая и распределительная политика.
Promotion. Коммуникативная политики. Прежде всего, реклама и стимулирование.
Маркетинг-менеджмент – управленческая деятельность, связанная с планированием, организацией, контролем, улучшением и стимулированием маркетинга.
Исследование и анализ Маркетинговое исследование
- Анализ рыночных возможностей
Стратегический маркетинг Выбор целевых рынков
Обратная связь - Разные стратегии
Оперативный (тактический) маркетинг Разработка комплекса маркетинга
Реализация и контроль Прочие управленческие решения в
сфере маркетинг менеджмента