Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты.

Л Е К Ц И Я

Профессиональная этика и культура общения сотрудников органов внутренних дел

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии и педагогики Протокол № 13 от 25 января 2017 г. Подготовил: доцент кафедры, кандидат психологических наук, подполковник полиции   А.С. Бондаренко

Краснодар

Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: лекция

Основное содержание темы:

Этика как наука о нравственности, о законах и нормах человеческого поведения. Профессиональная и корпоративная этика, их отличие и особенности от общечеловеческой этики. Основные этические категории: долг, честь, совесть и их развитие у сотрудников органов внутренних дел.

Реализация основных этических категорий в корпоративном поведении сотрудников ОВД. Критика в деловой коммуникации. Основные профессионально-этические требования к сотруднику ОВД. Принципы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел.

Основные понятия и термины, подлежащие усвоению:

Этика, критика, профессиональная позиция, деловое общение, имидж.

Основные цели лекции:

- содействовать осознанию обучающимися этических принципов профессионального поведения;

- способствовать воспитанию профессиональной позиции в общении;

- сформировать навыки делового поведения.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

Основная часть:

1. Этапы профессионального общения и их компоненты.

2. Этические принципы сотрудников ОВД.

3. Составление психологического портрета собеседника.

4. Имидж и культура общения сотрудников ОВД

Заключение

Вопросы для самостоятельной подготовки.

Основная литература:

1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебник / Г.В. Бороздина.- 2-е изд.- М.: Инфра-М, 2011(2006).

2. Кораблев, С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст]: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.[1]

3. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке.- М.: Форум: Инфра-М, 2012.

4. Психология общения [Текст]: практикум / ред. А.С. Бондаренко.- Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013.

5. Социально-психологический тренинг профессионального общения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. М.В. Воротникова. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015.- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru/.

Дополнительная литература:

1. Бахин, В.П. Тактика - профессионализм и мастерство при общении [Текст]: учеб. пособие / В.П. Бахин.- Киев: Изд-во Семенко Сергея, 2006.

2. Галиева, Р.Д. Культура общения участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с гражданами [Текст]: учеб.–метод. пособие / Р.Д. Галиева, Ю.В. Клочко - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016.

3. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002.

4. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.И. Зарецкая. - М.: ОНИКС, 2010.

5. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков.- М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014.

6. Костина, Л.Н. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции [Текст]: метод. рекомендации / Л.Н. Костина, Н.М. Кузнецова.- 2-е изд., испр. и доп.- Орел: ОрЮИ МВД России, 2013.

7. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов.- 3-е изд.- Ростов н/Д : Феникс, 2014.

8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл, 2005.

9. Михайлова, В.К. Деловое общение [Текст]: альбом схем и практических занятий [Текст]: учеб.–практ. пособие / В.К. Михайлова.- М.: ДГСК МВД России, 2011.

10. Петров, В. Е. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Е. Петров, Н. Ю. Филипенкова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

11. Петров, В.Е. Организация и проведение интеллектуального социально-психологического тренинга в работе с сотрудниками ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Е. Петров.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

12. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.

13. Цветков, В.Л. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб. пособие / В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009.

14. Экман, П. Узнай лжеца по выражению лица [Текст]: книга-тренажер / П. Экман, У. Фризен.- СПб.: Питер, 2012.

Введение

Изучением тех или иных сторон общения заняты раз­ные науки: философия и психология, психиатрия и этология, социология и информатика. Для каждой из них поня­тие «общение» свое, да и внутри этих наук нет согласия. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с той самой его везде­сущностью, которая видна невооруженным глазом и кото­рая яростно сопротивляется всяким попыткам ограничить круг изучаемого явления. С другой стороны, попытки ох­ватить все возможные составляющие общения приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою «жи­вую ткань» и перестает быть похожим на то, что мы связы­ваем с этим понятием. В результате либо рассматриваются какие-то отдельные части и виды общения (деловое, дру­жеское, невербальное), либо выделяются и изучаются та­кие закономерности, которые могут быть общими для всех ситуаций общения, например, общение как коммуникация, как прием и передача информации. Вот одно из определе­ний межличностного общения:

Выбор «техники» общения в каждом конкретном слу­чае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики парт­нера — это те, которые позволяют его отнести к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспри­нимаются наиболее точно.

В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют опреде­лить его принадлежность к той или иной группе в соответ­ствии с особенностями ситуации и требованиями к постро­ению дальнейшего поведения. А все остальные черты и особенности, оказавшиеся «не в фокусе», просто достраивают­ся по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки.

Когда мы, наконец, научимся слушать и починать, мы узнаем гораздо больше об общении. Мы поймем абсолютную тщетность попыток ума возобладать над сердцем. Мы поймем, что сущест­вуют два языка - язык логики и язык эмоций - и что люди посту­пают скорее в согласии с тем, что они чувствуют, чем с тем, что они думают. Мы поймем, что до тех пор, пока людей не бу­дут объединить добрые чувства, они будут почти неспособны общаться друг с другом из-за эмоциональных барьеров.

Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты.

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудника заключается в работе с людьми. Достаточно четко представляется то, что эта работа отличается от других профессий, где также имеют место межлич­ностное взаимодействие и общение. В юридической деятельности специфику построения межличностных отношений определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и не похожие друг на друга случаи и ситуации. Прежде всего, это общение с новыми и необычны­ми людьми не по выбору и часто не по желанию, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию

От правильности общения сотруднника с другим человеком и реализации ин­дивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэто­му и условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов в организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от зна­ния психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемо­го, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологи­ческих умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конст­руированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реа­лизации решение служебных задач.

Профессиональное общение сотрудника - многоплановый процесс установ­ления и развития контактов с людьми, порождаемый потребностями совме­стной деятельности, содержанием которого являются познание, обмен ин­формацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

Общение в целом имеет следующие особенности:

1) направлено на определенные цели, мотивы, намерения;

2) включает в себя смысловую форму выражения мыслей, взглядов, пози­ций, мнений субъектов;

3) осуществляется с помощью средств коммуникации: речь, кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), лингвистическая система знаков (интонация, паузы), «контакт глазами».

Анализ структуры профессионального общения сотрудниикаа и его динамики позволяет выделить три стадии (этапа):

• психическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, ис­пользование имеющейся психологической информации о конкретном чело­веке и составление первичного психологического портрета взаимодействую­щего лица;

• поиск психологических предпосылок эффективности общения и соз­дание благоприятных условий для межличностного контакта;

• взаимодействие и воздействие в процессе профессионального обще­ния на других лиц.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом человека (собеседника).

Деловое общениеобычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Кодекс делового общенияиной: 1) принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется ч данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Наши рекомендации