Интеллект человекообразной обезьяны
Третья часть
1. Три ступени в развитии поведения
1) Первую ступень в развитии поведения образуют у всех животных наследственные, реакции, или врожденные способы поведения. Их обычно называют инстинктами. Они связаны большей частью с удовлетворением основных потребностей организма. Все они выполняют биологическую функцию самосохранения или продолжения рода. Основным отличительным признаком инстинктивных реакций является то, что они функционируют в силу наследственной структуры организма, без всякой выучки.
2) Над этой первой и основной ступенью в развитии поведения возвышается вторая ступень, непосредственно надстраивающаяся над первой. Это - так называемая ступень дрессуры или условных рефлексов. Этот второй класс реакций отличается от предыдущего тем, что он не является наследованным, а возникает в процессе личного опыта животного. Все реакции этого класса являются результатом известной выучки, известной дрессировки, лично накопленного опыта. Для нас важно сейчас отметить только два момента, характеризующие эту вторую ступень в развитии реакций. Первый - это связь, существующая между реакциями этой второй ступени и инстинктивными, или наследственными, реакциями. Из исследований условных рефлексов нам известно, что всякий первичный условный рефлекс возникает не иначе, как на основе безусловного рефлекса или инстинктивной, наследственной реакции. Второй момент, характеризующий эту ступень развития поведения, заключается в новой биологической функции, которую выполняют условные рефлексы. Если инстинкты служат средством приспособления к таким условиям среды, которые являются более или менее постоянными, закрепленными, устойчивыми, то условные рефлексы представляют собой гораздо более гибкий, тонкий и усовершенствованный механизм приспособления к среде, сущность которого заключается в том, что наследственные инстинктивные реакции приспосабливаются к индивидуальным, личным условиям существования данного животного.
3) Над этой второй ступенью в развитии поведения возвышается третья и для царства животных, видимо, последняя ступень, хотя и не последняя для человека. Разумное поведение или интеллект.
Исследования Келера
Основу опытов Кёлера образуют три основные операции, которые должно проделать животное для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу. Первое условие решения задачи заключается в том, что животное должно было найти обходные пути к достижению цели тогда, когда на прямых путях решение задачи почему-либо было невозможно; второе условие заключается в обходе или устранении препятствий, которые
встречались по пути к цели; наконец, третье состояло в употреблении, изобретении или изготовлении орудий в качестве средств для достижения цели, которая без их помощи не могла быть достигнута.
В некоторых наиболее сложных опытах два условия, иногда даже все три комбинировались вместе в одной задаче. Иногда они встречались каждое порознь, но в общем все опыты были построены с таким расчетом, что они шли по линии возрастающей сложности, так что каждый следующий опыт включал в себя как непременное условие разрешение более простой задачи, составляющей содержание опыта предыдущего.
3. Какие задачи оказались недоступными для приматов в экспериментах Келера и почему?
Антропоиды на базе Келера, свободно справлялись с одноступенчатыми заданиями все элементы которых находились одновременно в поле зрения антропоида и не задействованы ни в одной структуре, например: взять в руки палку и достать банан, подвешенный к потолку (и банан и палка перед обезьяной); или собрать длинную палку из двух коротких, и достать ею плод.
- Не исполнимы, без отдельного научения, для приматов оказывались задания, в которых требовалось с помощью одного орудия достать другое, пригодное для того, чтоб достать плод (многоступенчатые)
- Так же Обезьяны не справлялись с задачами, в которых хотя бы один элемент был задействован в другой структуре: банан подвешен к потолку, для того что бы обезьяна его достала, ей необходимо сложить лестницу из ящиков, на одном из которых лежит другое животное. Обезьяна видит, что ящик и это животное создают некую структуру и ящик для нее представляется только как лежбище, но стоит этому животному уйти (т.е. ящик становится не элементом структуры для лежания) как примат моментально присваивает его и использует для доставания плода.
- Ну и еще приматы не справлялись с заданиями, элементы которых находятся в разных полях зрения: банан за решеткой от обезьяны, она может достать его палкой, что у нее за спиной, но она не видит одновременно палку и плод, а потому не может создать структуру общую для этих предметов и для выполнения задания.
Закон структуры
Сущность этого закона заключается в том, что все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение каждой отдельной части, входящей в его состав. Т.е. простыми словами: когда обезьяна не видит перед глазами палку (палка находится вне зрительного поля обезьяны), которая должна помочь ей достать плод с ветки, решение задачи становиться затруднительным; или, более убедительный пример: стоило использовать ящик, обычно употребляемый в качестве лестницы, для лежания другой обезьяне, т.е. стоило этому элементу быть включённым в другую структуру, как обезьяна оказывалась в затруднении, ящик терял свою прежде установленную связь с операцией доставания плода.
5. Закон запруды Липпса. Закон этот гласит, что если течение какого-нибудь психологического процесса встречает на своем пути задержку или препятствие, то в месте задержки происходит повышение нервной энергии, повышение силы и активности самого процесса, который в ответ на препятствие с возросшей силой стремится либо преодолеть задержку, либо обойти ее обходным путем.
Интеллект человекообразной обезьяны
Интеллект обезьян основан на инстинктах, которые как бы заставляют, животное действовать, побуждают к действию, [обезьяна видит плод - обезьяна пытается его достать] и в этом нет проявления интеллекта. Интеллект начинает действовать, тогда, когда осуществить действие невозможно используя лишь заложенные с рождения способности, типа хватания, или движения к цели. Все опыты Келера основывались на интеллектуальных способностях обезьяны, причем решали обезьяны их способами, испытанными в прошлой свободной жизни. Например: в лесу обезьяна видит плод на ветке, она не может дотянуться до плода сама, но есть еще ветка, которую она может отломить и достать плод ею или сбить его. Эти действия приматы освоили и свободно применяют, но если поместить примата в новые для него условия, качественно отличающиеся от прошлых, и создать ситуацию похожую на ситуацию сложившуюся в прошлом (в свободных условиях), обезьяна может, хоть и не без труда, разобраться в этой ситуации, и решить задачу поставленную перед ней. Каким же образом? (это самое главное!) решение задач, похожих на прошлые, но измененных приходит, или даже форменно новых, приходит к антропоиду по закону запруды. Торможение всякого рода действия случается когда врожденные навыки не срабатывают для достижения цели, тут антропоид начинает думать! он фокусируется на структуре в которой находится цель, и ищет решения; закон запруды тут заключается в том, что развитый мозг примата найдет другое применение нервному возбуждению, я полагаю возбудит мыслительные процессы. Нельзя забывать про игру, в которой антропоид может случайно создать определенный метод использования орудия, который может использовать для решения задачи в будущем, так или иначе, опыт - неотъемлемая часть интеллекта! В итоге, интеллект представляет собой совокупность прошлого опыта и навыков, которые развитый мозг в случае затруднения использует в новых похожих на определенные из прошлого структурах.