Выбор целевого сегмента и его емкость

Ф1 Фирма  
Этап 1   Магазин Емкость сегмента
   
Этап 2 Простой Магазин Емкость сегмента
   
Этап 2 Филиал Маг.1 Кап. 1 Емк. 1 Маг. 2 Кап. 2 Емк. 2
           
Этап 2 Слияние Маг. Фирма 2 Кап. 2 Кап. Емк. Емк. 1
           

Примечания:

а) слева от слова «Фирма» записано название фирмы: Ф1, Ф2 и т. д. Справа от него студент должен написать свою фамилию;

б) в графу «Магазин» студент вписывает выбранные им коорди­наты магазина. При создании филиала он вписывает коорди­наты обоих магазинов;

в) в графу «Капитал» студент вписывает емкость сегмента, полу­ченную на первом этапе игры. При слиянии двух фирм в соот­ветствующие графы вписываются значения капитала обеих фирм. При создании филиала в графы «Капитал 1» и «Капитал 2» студент по своему усмотрению вписывает значения, дающие в сумме его капитал, полученный на первом этапе игры;

г) в графу «Емкость сегмента» преподаватель вписывает рассчитан­ную им емкость целевого сегмента фирмы. В случае создания фи­лиала рассчитываются емкости обоих сегментов. Они записыва­ются в таблицу и суммируются (клетка для суммы в таблице предусмотрена). В случае слияния фирм емкость сегмента одной фирмы («Емкость 1») получают делением на два суммарной емкости сегмента объединенной фирмы («Емкость»). 3. Рассчитать среднюю емкость рынка, приходящуюся на одну фирму, разделив суммарную емкость рынка 164 на число участников игры.

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать пример расчета емкостей сегмен­тов конкурирующих фирм (раздел «Теория»).

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Объявить начало первого этапа игры, раздать студентам карточ­ки (см. табл. 15.2).

4. Дать студентам 10-15 мин на анализ рынка и принятие решений о выборе сегмента. Каждый студент вправе самостоятельно ре­шить, будет ли он принимать решение втайне от конкурентов или будет проводить консультации с другими участниками рынка о разделе сфер влияния.

5. Собрать одновременно все карточки. В каждой карточке должны быть записаны фамилия игрока и координаты магазина.

6. Вписать названия фирм (Ф1, Ф2 и т. д.) в клетки плана микро­района на доске в соответствии с выбором игроков.

7. Рассчитать на доске емкость целевого сегмента рынка каждой фирмы, придерживаясь принципа равенства при разделе потре­бительского спроса «спорных» клеток между фирмами. Записать полученные значения емкости сегмента в карточки.

8. Объявить начало второго этапа игры и снова раздать карточки.

9. Дать студентам 10-15 мин для анализа новой ситуации на рынке, принятия решения о целесообразности создания филиала или объединения с другой фирмой, поиска партнеров.

10. Собрать одновременно всё карточки, в каждой из которых долж­на быть дополнительно заполнена одна из трех строк:

* «Этап 2. Простой». Заполняется, если фирма не создает фили­алов и не объединяется с другой фирмой.

* «Этап 2. Филиал». Заполняется, если фирма создает филиал. Студент записывает координаты обоих магазинов и их капита­лы.

* «Этап 2. Слияние». Заполняется, если одна фирма объединя­ется с другой. Студент записывает координаты магазина и дан­ные о другом владельце: название его фирмы и ее капитал, а также рассчитывает капитал объединенной фирмы. Карточки совладельцев сдаются преподавателю вместе, что удостоверя­ет согласие обеих сторон на объединение и размещение магази­на в указанном месте.

11. Рассчитать на доске емкость целевого сегмента каждой фирмы (или емкость двух сегментов при образовании филиала), приме­няя принцип «побеждает сильнейший».

12. Выставить баллы участникам игры, дать оценку действиям каж­дого участника, подвести итоги игры.

Пример игры

1. Исходные данные:

а) студентов — 6;

б) этапов игры — 2;

в) план-карта рынка — в табл. 15.1;

г) емкость рынка — 164;

д) средняя емкость — 24.

2. Участники выбрали следующие целевые сегменты (табл. 15.3).

3. Первый этап. Исследуем фигуры, образованные пересечением це­левых сегментов фирм. Эти фигуры назовем спорными областя­ми, поскольку они состоят из «спорных» клеток. Всего есть три спорные области, на рис. 15.1 они заштрихованы.

* Первая фигура представляет собой квадрат, составленный из девяти клеток (А5,..., С7). Поскольку фирмы Ф2 и Ф5 размести­ли свои магазины в одной клетке, их целевые сегменты совпали. Суммарная емкость этого сегмента равна 12 + 12 + 9 + 9 = 42. На первом этапе игры потребительский спрос в «спорных» клетках делится поровну, поэтому емкость целевого сегмента каж­дой фирмы-конкурента равна 21.

Таблица 15.3

Наши рекомендации